ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов
элективный курс по литературе (9 класс) на тему
Актуальность. Особый интерес в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности. В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального не только в литературе , но в жизни в целом. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Таким образом, через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире. В исследуемой эстетической категории современной русской литературы Мордовии сливаются личные и общественные интересы, соответствующие эстетическим и нравственным ценностям эпохи.
Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности. Понятие о совершенстве должно быть доступно восприятию любого человека. В русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков писатели решают проблемы бездуховности общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов.
Новизна данного курса состоит в том, что работа является первым опытом внедрения в учебный процесс изучения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. Впервые изучаются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Н. Косыркин, Н. Рузанкина, С. Новокрещенова и др.
Необходимость введения данного курса обусловлена прежде всего малоизученностью региональной литературы в школе.
Программа элективного курса «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений, а также частично может быть использована в 7-8 классах. Курс рассчитан на полугодие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся национальной литературе, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenzii.doc | 43.5 КБ |
programma_elektivnogo_kursa.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия
программы элективного курса
по литературе
«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»
для учащихся 9-11 классов
Автор-составитель: Уторова Екатерина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория
Представленная к рецензированию программа элективного курса, изложенная на 10страницах, содержит:
- титульный лист;
- пояснительную записку, где изложены актуальность предлагаемой программы, цели курса;
- структуру курса;
-содержание разделов курса;
- средства обеспечения дисциплины;
- материально-техническое обеспечение курса;
- список использованных источников.
Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков», рассчитанная на 17 часов, относится к предметно-ориентированному виду программ.
Данный курс позволяет более углубленно изучить региональную литературу, узнать способы выражения авторского идеала, а также получить навык работы с художественными текстами.
Курс направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, на увеличение количества знаний творческого характера и приобретение навыков. По окончании курса учащиеся должны написать рецензию на понравившийся текст, что позволит получить навык публичного выступления и навык филологисческого анализа текста. Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе.
Предлагаемый курс не дублирует базовый курс «Литература».
Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» отвечает требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов в 9-11-х классах и может быть рекомендована к реализации.
Учитель русского языка и литературы, Астайкина Н. В.
Кандидат филологических наук,
МОУ «Лицей №43»
Рецензия
программы элективного курса
по литературе
«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»
для учащихся 9-11 классов
Автор-составитель: Уторова Екатерина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория
Программа посвящена проблеме, которая указывает па актуальность данного направления в расширенном и углубленном изучении литературного героя и литературного типа. Данный курс помогает учащимся разобраться в принципах отображения действительности в русскоязычной прозе Мордовии, ознакомить ученика со спецификой воплощения авторского идеала. В курсе осуществляется связь с такими школьными предметами, как русский язык, история, риторика.
В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения.
Автором программы разработан подробный план изучения учебного материала.
Программа элективного курса «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» углубить содержание базового учебного предмета, совершенствует важнейшие практические умения и навыки. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у учащихся практические навыки эффективного речевого поведения, речевого самоконтроля.
Изучаемый материал способствует развитию грамотного письма, грамотной речи, изложению мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормами требования к речевому высказыванию, созданию связного текста.
Данная программа элективного курса позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся, формированность коммуникативных умений.
В результате изучаемого материала учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.
В программе осуществляется единый подход к изучению предмета в определённой системе и в соответствии с возможностями учащихся 9-11 классов, прослеживается обязательная соотнесённость с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету.
В разработанной программе учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и проверки овладения следующими умениями:
- умение анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;
- умение соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью региона и страны;
- умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- умение выявлять темы и ключевые проблемы русской и национальной литературы на примере изученных произведений;
- умение выявлять авторскую позицию;
- умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» учителя русского языка и литературы Уторовой Екатерины Анатольевны МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации.
Доктор филологических наук, Бирюкова О. И.
профессор кафедры литературы
и методики преподавания литературы
МордГПИ
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
ПРОГРАММА
элективного курса
по литературе
«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»
для учащихся 9-11 классов
Автор -составитель:
Уторова Екатерина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория
2014-2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Особый интерес в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности. В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального не только в литературе , но в жизни в целом. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Таким образом, через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире. В исследуемой эстетической категории современной русской литературы Мордовии сливаются личные и общественные интересы, соответствующие эстетическим и нравственным ценностям эпохи.
Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности. Понятие о совершенстве должно быть доступно восприятию любого человека. В русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков писатели решают проблемы бездуховности общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов.
Новизна данного курса состоит в том, что работа является первым опытом внедрения в учебный процесс изучения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. Впервые изучаются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Н. Косыркин, Н. Рузанкина, С. Новокрещенова и др.
Необходимость введения данного курса обусловлена прежде всего малоизученностью региональной литературы в школе.
Программа элективного курса «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений, а также частично может быть использована в 7-8 классах. Курс рассчитан на полугодие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся национальной литературе, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Особенность данного курса заключается в том, что он включает произведения современных прозаиков Мордовии. В изучаемых текстах заложен нравственный, познавательный и воспитательный потенциал, что позволяет успешно выполнить задачи нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания, приобщения школьника к самостоятельному чтению и анализу литературных произведений.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, риторика, русская литература, история, философия.
Нами переработаны авторские материалы – диссертационное исследование «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» (Уторова Е. А.), являющиеся основанием данного курса.
Данный курс преследует цель дать представление о литературном наследии Мордовского края, а так же выявить художественно-эстетическое своеобразие авторского идеала в литературе Мордовии;
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
– формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения учащихся;
- развивать творческое воображение учащихся, формировать умение воссоздавать и рисовать словесную картину художественного образа в литературном произведении;
- развивать у учащихся склонность к исследовательской деятельности;
- расширять кругозор средствами литературы в области национальной проблематики, истории и культуры мордовского народа;
- совершенствовать умения филологического анализа текста;
- совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о современном литературном процессе Мордовии, об авторском и риторическом идеале в произведениях национальных авторов;
знает :
- содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;
- основные факты жизни и творчества русскоязычных писателей Мордовии;
- теоретико-литературные понятия;
умеет:
- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;
- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью региона и страны;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
- выявлять темы и ключевые проблемы русской и национальной литературы на примере изученных произведений;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- владеть устной и письменной речью.
Структура курса
№ | Разделы курса | Количество часов |
1 | Понятие о русскоязычной литературе. Концепция двуязычия. Сущность художественного билингвизма. | 1 |
2 | Этапы развития русскоязычной литературы | 1 |
3 | Современный литературный процесс Мордовии | 2 |
4 | Современное представление об авторском идеале в художественной литературе. | 2 |
5 | Особенности изображения личности через идеальное представление о человеке. Типы героев. Обзор произведений. | 2 |
6 | Авторский идеал как эквивалент мировоззрения писателя (трилогия В. Косыркина) | 4 |
7 | Риторический идеал как способ отражения позиции писателя | 5 |
ИТОГО | 17 |
Содержание разделов курса:
№ | Тема | Количество часов | |||
1 | 1 Понятие о русскоязычной литературе. Концепция двуязычия. Сущность художественного билингвизма. | 1 | |||
2 | Этапы развития русскоязычной литературы | 1 | |||
3 | Современный литературный процесс Мордовии | 2 | |||
1.Жанр рассказа в русскоязычной литературе Мордовии (Т. Багрова, Е. Батмазова, Е. Мучникова) | 1 | ||||
2. Повесть и ее разновидности (Н . Рузанкина, М. Фролова, Ю. Самарин) | 1 | ||||
4 | Современное представление об авторском идеале в художественной литературе | 2 | |||
5 | Особенности изображения личности через идеальное представление о человеке. Типы героев. Обзор произведений. | 2 | |||
6 | Авторский идеал как эквивалент мировоззрения писателя (трилогия В. Косыркина) | 4 | |||
1. Понятие «историческия проза». Творчество В. Косыркина. | 1 | ||||
2. «Похищение орла» как опыт «художественного исследования». Владимир Леонтьев – выражение авторского «Я». | 1 | ||||
3.Роман «Крестьяне», «Мужики». Повелий Овчаров – образец народного характера. | 1 | ||||
4. Тема добра и зла в трилогии. Образ Федора Коротина. | 1 | ||||
7 | Риторический идеал как способ отражения позиции писателя | 5 | |||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
5.Семья как представление автора о совершенстве(С. Новокрещенова «Кукла Саша») | 1 | ||||
Итого: | 17 |
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов.
Средства обеспечения освоения дисциплины
- Тексты художественных произведений.
- Труды по проблемам теории и истории литературы в национальном литературоведении.
Материально-техническое обеспечение курса
Для обеспечения данной дисциплины необходимы
оборудованные кабинеты;
технические средства обучения;
аудио- и видеоаппаратура;
наглядные пособия;
укомплектованная современной литературой библиотека.
Изучение курса заканчивается написанием рецензии и отзыва на понравившееся произведение
Список использованной литературы:
- Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 464 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин − М. : Искусство, 1986. – 445 с.
- Бахтин, М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин. // Контекст. 1974. – М. : Наука, 1976. – С. 203-212.
- Большая литературная энциклопедия / В. Е. Красовский и др. – М. : Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 845 с.
- Бондалетов, В. Д. Русская ономастика : учеб. пособие для студ. пед. институтов / В. Д. Бондалетов. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с.
- Бочаров, С. Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / В. Д. Бондалетов. – М. : Изд-во Аккад. наук СССР, 1962. − 452 с.
- Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза / А. И. Брыжинский. − Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. − 229 с.
- Верли, М. Общее литературоведение / М. Верли. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1957. − 243 с.
- Веселовский, А. Н. Историческая поэтика /А. Н. Веселовский. – М. : Высшая школа, 1989. – 406 с.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. − М. : Наука, 1981. – 139 с.
- Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л. : Советский писатель, 1979. – 222 с.
- Голубков, М. М. Русская литература ХХ в. : после раскола : учеб. пособие для студентов вузов. / М. М. Голубков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. − М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. − 556 с.
- Дремов, А. Действительность – идеал – идеализация / А. Дремов // Октябрь. – № 1. – 1964. – С. 190-207.
- Дремов, А. Действительность – идеал – идеализация / А. Дремов // Октябрь. – № 2. – 1964. – С. 192-206.
- Жиндеева, Е. А. По координатам жизни / Е. А. Жиндеева. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. – 160 с.
- История мордовской литературы : учеб. для вузов / Н. И. Черапкин, Б. Е. Кирюшкин, И. К. Инжеватов, П. А. Бардин и др. − Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. – 486 с.
- История мордовской литературы: Учеб.для вузов / Н. И. Черапкин, Б. Е. Кирюшкин, И. К. Инжеватов, П. А. Бардин и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 382 с.
- Каминский, В. Прекрасное и нравственное. Об эстетическом идеале в литературе / В. Каминский // Нева. – 1958. − № 10. − С. 194-200.
- Кирюшкин, Б. Е. Мордовский советский роман / Б. Е. Кирюшкин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. – 184 с.
- Климов, Ю. Д. Проблема эстетического идеала в раннем творчестве К. А. Федина (1919 – 1924): автореф. дис… к. филол. н. / Ю. Д. Климов. – Иркутск, 1966. – 25 с.
- Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения: Учебное пособие / Б. О. Корман. − Изд. 3-е. − Ижевск : Издательство ИУУР, 2003. − 88 с.
- Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б. О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. – Куйбышев, 1981. – С. 39-54.
- Косыркин, В. Крестьяне: роман / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 400 с.
- Косыркин, В. Мужики / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. – 416 с.
- Косыркин, В. Похищение орла: Роман / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1996. – 356 с.
- Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2т. − Т. 2 : 1968 – 1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М. : Академия, 2003. – 688 с.
- Лекторский, В. А. «Гуманизм как идеал и реальность» / В. А. Лекторский // Идеал, утопия, критическая рефлексия. – М. : РОССПЕН, 1996. – С. 103-114.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М. : Просвещение, 2003. – 1596 с.
- Литературная энциклопедия : Словарь литературных терминов : в 2-х т. – М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т.1. А-П. – 1367 с.
- Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. – М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П–Я. – 1121 с.
- Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. − М. : Советская энциклопедия, 1987. − 752 с.
- Новокрещенова, С. Кукла Саша / С. Новокрещенова // Странник. – 2008. – №3. – С. 3-35.
- Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б. М. Бид-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.
- Рузанкина, Н. Девочка и слово / Н. Рузанкина // Возраст, которого не было: повести, рассказы. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. – С. 33-57.
- Хализев, В. Е. Теория литературы. Учеб. / В. Е. Хализев. − 2-е изд. − М. : Высшая школа, 2000. − 398 с.
- Уторова Е. А. Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков / Е. А. Уторова. – Саранск, 2009. – 193 с.
- Хигир, А. Имя и день Ангела / А. Хигир. – М. : Эксмо, Яуза, 2005. – 336 с.
- Хигир, Б. Ю. Имя. Отчество. Фамилия / Б. Ю. Хигир. – М. : Астрель, 2004. – 944 с.
- Хмара, В. Н. Эстетический идеал и индивидуальный стиль художника : автореф. дис… к. филол. н. / В. Н. Хмара. − М., 1968. − 16 с.
- Юрченков, В. А. Лики: рассказ // Родные напевы : литературно-художественный сборник / В. А. Юрченков. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. – С. 162 – 169.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Современная литература"
Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...
Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.
Предметом изучения данного курса является изучение фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века, прочтение произведений серебряного века с точки зрения отражения...
Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....
Образ гармониста в русской крестьянской общине конца 19 – начала 20 века. Этнографический очерк
В русской традиционной деревне гармонист заполнял собой основные социально значимые аспекты общинной жизни. Принимал неотъемлемое участие в свадьбах, застольях, больших церковных праздниках. Являлся п...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»...