Рабочая программа по литературе. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
- Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572/
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». http://mon.gov.ru/dok/akt/5128/
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
- Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);
— СА. Есенин «Пугачев»;
— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Ц е л и.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
- Содержание.
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальные, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделения двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
- Тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной
№ | дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | УУД | Вид контроля |
1 | Литература и история | 1 | Лекция Беседа тест | Лит-ра и история. Интерес рус.писателей к историческому прошлому. | Знать: чем отличается литература от истории; Образную природу словесного искусства Уметь:составлять тезисы и план прочитанного Сочинение-миниатюра | тест | |
2 | Предания как исторический жанр рус.народной прозы | 1 | беседа | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания. | Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности Уметь: раскрывать особенности содержания и худ.формы предания | Выразит.чтение | |
3 | «Житие А.Невского» | 1 | Беседа практикум | Житие как жанр. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Знать: определение понятия жанра, способы создания характера Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения | Практикум Письменная хар-ка А.Невского | |
4 5 | М.Сервантес. Слово о писателе.Роман «Дон Кихот» | 1 | беседа | Знакомство с биографией писателя, его произведением | Знать: что такое «вечный» оьраз Уметь выделять главные черты характера героя | Фронтальный опрос | |
Мастерство Сервантеса-романиста | 1 | беседа | Мастерство Сервантеса-романиста. Проблема выбора жизненного пути | Знать: что такое «вечный» образ Уметь выделять главные черты характера героя | Письменная работа:От чего зависит выбор пути? | ||
6-7 | У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Конфликт любви и семейной вражды | 2 | Лекция, беседа, работа с книгой | Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета | Знать: понятие драмы, трагедии, основной конфликт Уметь: объяснять особенности жанра, роль монологов,, определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии | Ответ на вопрос: Почему «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической» трагедией? | |
8 | Сонеты Шекспира | 1 | Практикум | Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» В.Белинский | Знать: сонет как форма лирической поэзии Уметь: определять тему прочитанного сонета, определять стихот.размер, понимать иносказательность | ||
9 | Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма | 1 | Расскз учителя беседа. | Слово о писателе. Создание комедии. Основной конфликт комедии | Знать:основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм» Уметь: обосновывать осн. идею пьесы на основе анализа текста, анализировать образы | Тест на восприятие текста | |
10-11 | Комедия «Недоросль». Проблемы комедии | 2 | Комбинир. | Сатирическая направленность комедии «Недоросль» | Знать: :основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм Уметь: анализировать текст, давать хар-ку героям | Анализ эпизода | |
12 13 | Ж.Б.Мольер. Жизнь и творчество Обзор комедии «Мещанин во дворянстве» | 2 | Урок усвоения новых знаний, Комбинир. | Слово о писателе. Признаки классицизма в драме Идейно-худож.анализ 3-5 действия Сатира на дворянство. Нравы и характеры | Знать: особенности драматич. произведения Уметь: определять особенности классицизма, определять осн. приемы создания образов и комических ситуаций | Анализ эпизода | |
14-15 | Н.М.Карамзин. Слово писателе и историке. Историческая основа повести «Наталья – боярская дочь.»События повести и характеры героев. Новаторство повести | 2 | беседа | Историческая основа повести «Наталья – боярская дочь.» События повести и характеры героев. Новаторство повести | Знать: понятие сентиментализма как литерат. направления Уметь: анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику, давать хар-ку героям | Мини-сочинение: 1.Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев? | |
16 17 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор) Баллада «Светлана» | 1 1 | Лекция с элементами беседы Чтение и беседа | Обзор жизни и творчества. Нравственный мир героини баллады | Знать: жанр баллады, образы-символы Уметь: выделять гл. черты характера героя. | Наизусть отрывок | |
18 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Тема любви и дружбы | 1 | Лекция с элементами беседы, анализа стихотворений | Лицейский период жизни Пушкина. Мотивы дружбы, и любви | Знать: факты жизни поэта, понимать истоки дружбы Уметь наблюдать за словом и его худ-ой функцией | Чтение наизусть | |
19 | Человек и природа в стих-ии Пушкина «Туча» | 1 | Беседа с элементами анализа | Разноплановость содержания стихотворения «Туча. Особенность поэтической формы» | Знать: композицию, Уметь: объяснять символический смысл | Чтение наизусть | |
20 | Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в тв-ве Пушкина. Замысел создания произведения | 1 | семинар | Тема русской истории в творчестве Пушкина. Замысел создания произведения. Отражение событий пугачевского восстания в худож. произведении и в историч. труде. | Знать: творческую истории. Романа Уметь: определять тематику романа, сопоставлять худ. текст с историч. трудом | Тест на восприятие романа | |
21 | Формирование характера Петра Гринева | 1 | Беседа Обучение устному рассказу | Жизненный путь П.Гринева. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. | Знать: особенности жанра, роль эпиграфов, Уметь: 3владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Давать хар-ку героям | Сжатый пересказ | |
22 | Семья капитана Миронова | 1 | Комбинир. | Семья капитана Миронова Смысл названия повести | Знать содержание изучаемых глав; систему худ. образов Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать хар-ку героям | Письменный ответ: «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?» | |
23 | Гринев и Маша | 1 | Комбинир. | Маша – нравственный идеал А.С.Пушкина | Знать: Знать содержание изучаемых глав; систему худ. образов Уметь: анализировать текст, оценивая высокие духовные качества | ||
24 | Гринев и Пугачев | 1 | Комбинир. | Тема русского бунта и образ Пугачева | Знать: историч. сведения о Пугачевском восстании, проблематику произведения Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному | ||
25 | Гринев и Швабрин | 1 | Комбинир. | Гринев и Швабрин Проблемы чести и достоинства | Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану | пересказ | |
26 | «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. | 1 | Комбинир. | Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел. | Знать: проблематику Уметь глубоко анализировать худ. текст, сопоставлять эпизоды | ||
27 | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы | 1 | Коибинир. | Проблема человека и судьбы. | Знать: историю создания повести Уметь: объяснять худож. Своеобразие пр-ия | ||
28 | ЭА.По Слово о писателе. Новелла «Падение дома Алишеров» | 1 | комбинир | Образ главного героя. Фантастические и реальные события | Знать роль пейзажа в худ. пр-ии | ||
29 | М.Ю.Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве поэта «Узник»,»Пленный рыцарь» | 1 | Комбинир. | Кратки рассказ о писателе, отношение к историч. темам, воплощение этих тем в его творчестве | Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение | Чтение наизусть | |
30 | Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы | 1 | Комбинир. | Мцыри как романтический герой | Знать: содержание поэмы, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским Уметь: анализировать поэтич. пр-ие, выделять смысловые части текста | Тест на восприятие поэмы | |
31 | Образ Мцыри в поэме | 1 | Комбинир. | Судьба свободолюбивой личности в поэме. | Знать: содержание, способы раскрытия образа гл. героя Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ | ||
32 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | Комбинир. | Особенности романтизма, проявившиеся в поэме | Знать: черты романтизма как литературного направления Уметь: вычленять романтизма | Наизусть отрывок | |
33 | Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Комедия «Ревизор» | 1 | Объяснение нового материала с элементами беседы | Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор» | Знать: особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия»; Уметь: составлять тезисы к лекции, объяснять отношение современников к пьесе | Тест на восприятие | |
34 | «Ревизор» как социальная комедия | 1 | Комбинир. | Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор» Мастерство речевых характеристик | Знать: основы сценического поведения. Содержание комедии Уметь: выразительно читать фрагменты, характеризовать особенности сюжета, композиции | ||
35 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе | 1 | Практич. | Сатирическая направленность комедии | Знать: приемы сатирического изображения, находить их в тексте, Уметь: выражать свое отношение к прочитанному | ||
36 | Образ Хлестакова. | 1 | Практич. | Хлестаков и хлестаковщина | Знать: авторские средства раскрытия характеров Уметь: анализировать поступки героев, их поведение | Тест на понимание | |
37 | Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения | 1 | Комбинир. | Мастерство Гоголя в построении интриги. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа | Знать: роль эпизода в драмат. пр-ии Уметь: объяснять крмпозицию пьесы, понимать роль «миражной» интриги. Называть средства создания | ||
38 | Повесть «Шинель» Образ «маленького» человека | 1 | практикум | Тема города и «Маленького» человека. Гуманизм писателя. | Знать: роль детали в прозе Уметь: оценивать интонации рассказчика при обрисовке | Письменная работа | |
39-40 | А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор) | 2 | Комбинир. | Гуманизм театра Островского. Мотив любви и «Сердечной остуды» | |||
41 | А.К.Толстой Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» Тема любви в лирике | 1 | Комбинир. | Тема любви в лирике | Уметь: анализировать лирическое произведение | наизусть | |
42-43 | Князь Серебряный» | 2 | Комбинир. | Историческая тематика в творчестве. | Знать и понимать чувства героя | ||
44 | Поэзия родной природы в тв-ве Фета, Тютчева. | 1 | Комбинир. | Взаимоотношения человека и природы | Уметь анализировать лирич. пр-ие | наизусть | |
45 | Анализ лирич.стихотворения | 1 | Практикум | Обучение анализу лирического стихотворения по плану | Уметь анализировать стихотворение о природе | наизусть | |
46 | Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» | 1 | Комбинир. | Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Знать: факты жизни и творчества писателя, историю создания рассказа, его содержание Уметь: воспринимать и анализировать худож. пр-ие, выделять смысловые части , составлять план рассказа | Цитатный план | |
47 | Художественные особенности рассказа | 1 | практикум | Прием контраста, раскрывающий идею рассказа , - способ эмоционального воздействия на читателя | Знать: что такое конфликт рассказа, систему образов, зеркальную композицию Уметь: находить при анализе текста ИВС. Сопоставлять эпизоды, делать выводы | ||
48 | Проблема самовоспитания. Проблема ответственности каждого за жизнь всех людей | 1 | практикум | Проблематика рассказа. Роль детали | Знать: тему, идею пр-ия Уметь сопоставлять, выявлять авторскую позицию, выражать собств. позицию | Мини-сочинение: 1.Полковник на балу и после бала 2.Письио Ивана Васильевича Вареньке 3.Утро, изменившее жизнь… | |
49 | Ф.М.ДостоевскийПовесть «Белые ночи» Особенности худож. Манеры писателя | 1 | Лекция с элементами беседы | Страницы биографии | Уметь: составлять план лекции Знать понятие повести | ||
50 | Повесть «Белые ночи». Образ Петербурга | 1 | беседа | Особенности худ. манеры писателя | Знать: традиции сентиментализма Уметь характеризовать ИВС | ||
51 | Судьба мечтателя | 1 | Комбинир. | Тип петербургского мечтателя. Черты его внутреннего мира | Уметь самостоятельно делать выводы, | ||
52 | В.М.Гаршин. Рассказ «Красный цветок» | 1 | практикум | Обыденность и героизм в худож. Мире Гаршина | Знать и понимать символы в рассказе | ||
53 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» | 1 | комбинир | Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы | Знать: содержание рассказа Уметь: определять тему, идею. Оценивать особенности прозы Бунина | Мини-сочинение «Над чем заставляет задуматься рассказ»? | |
54 | А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст | 1 | Комбинир. | Нравственные проблемы рассказа. | , знать: сюжет, фабула уметь: выявлять нравственные проблемы , определять их худ. идею | ||
55 | А.А.Блок. Слово о поэте. «О доблестях, о подвиге и славе…», «О весна…» | 1 | комбинир | Своеобразие лирики Блока, отражение в ней высоких идеалов | Уметь анализировать лирич. пр-ие | ||
56 | В.В.маяковский «О дряни» | 1 | Комбинир. | Мещанство как социальная опасность. Особенности языка | Знать понятие рифмы | наизусть | |
57-58 | М.А.Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» | 2 | Комбинир. | Социально-философская сатира на современное общество. Гуманистическая позиция автора | Знать: содержание произведения Уметь: определять нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа | ||
59-60 | Писатели улыбаются М.м.Зощенко | 2 | Практикум | Ж. «Сатирикон» Сатирическое изображение историч. событий | Знать историю журнала «Сатирикон», как строится юмористич. произведение Уметь определять худ. средства, создающие юмористич. или сатирич. эффект | ||
61 | .А.Т.Твардовский –поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин» | 1 | Лекция с элементами беседы | История создания поэмы «Василий Теркин» | Знать: историю создания поэмы,, понимать ее сюжет Уметь: определять род и жанр литерат. пр-ия. Формулировать тему, идею проблематику | Тест на восприятие | |
62 | Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины анализ главы «переправа»1 | 1 | Комбинир. | Герои и автор в поэме | Знать6содержание поэмы. Образную природу словесного искусства Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции | ||
63 | Главы «Два бойца», «Поединок» | 1 | Комбинир. | Тема человека и войны в поэме | Знать понятия трагическое и комическое, народность | Наизусть отрывок | |
64 | В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал», «Чудик»1 | 1 | практикум | Герои-«чудики», правдоискатели, праведники | Уметь анализировать произведения | ||
65 | Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма» | 1 | Комбинир. | Проблема истинной человечности в рассказе | Знать историю создания рассказа. Понимать трагизм положения Насти. Уметь: выделять и формулировать тему. Идею рассказа | ||
66 | А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинир. | Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери | Знать: основные факты биографии, содержание сказки Уметь: воспринимать и анализировать, харак-ть героев | Тест на восприятие и понимание | |
67 | Авторская песня. Творчество Б.Окуджавы и В.Высоцкого | 1 | практикум | Авторская песня как жанр | Знать биографию авторов, содержание поэзии Уметь: анализировать поэтич. тексты | ||
68 | Подведение итогов года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....