Рабочая программа по литературе. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Аникеева Наталья Викторовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, с учетом следующих  нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
  2. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  2. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального  базисного учебного плана»)

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

     http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  1. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»). 

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572/

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». http://mon.gov.ru/dok/akt/5128/
  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
  5. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

        Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

        Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

        Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе  отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего   образования.   (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

  1. Содержание.

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические  ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы  любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальные, представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

 «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделения двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин.    «Цветы   последние   милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

 


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

        Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений);  житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

        Учащиеся должны уметь: 

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

  1. Тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной

дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

УУД

Вид контроля

1

Литература и история

1

Лекция

Беседа

тест

Лит-ра и история. Интерес рус.писателей к историческому прошлому.

Знать: чем отличается литература от истории;

Образную природу словесного искусства

Уметь:составлять тезисы и план прочитанного Сочинение-миниатюра

тест

2

Предания как исторический жанр рус.народной прозы

1

беседа

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания.

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности

Уметь: раскрывать особенности содержания и худ.формы предания

Выразит.чтение

3

«Житие А.Невского»

1

Беседа

практикум

Житие как жанр. Особенности содержания и формы воинской  повести и жития

Знать: определение понятия жанра, способы создания характера

Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения

Практикум

Письменная хар-ка А.Невского

4

5

М.Сервантес. Слово о писателе.Роман «Дон Кихот»

1

беседа

Знакомство с биографией писателя, его произведением

Знать: что такое «вечный» оьраз

Уметь выделять главные черты характера героя

Фронтальный опрос

Мастерство Сервантеса-романиста

1

беседа

Мастерство Сервантеса-романиста. Проблема выбора жизненного пути

Знать: что такое «вечный» образ

Уметь выделять главные черты характера героя

Письменная работа:От чего зависит выбор пути?

6-7

У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Конфликт любви и семейной вражды

2

Лекция, беседа, работа с книгой

Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета

Знать: понятие драмы, трагедии, основной конфликт

Уметь: объяснять особенности жанра, роль монологов,, определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии

Ответ на вопрос: Почему «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической» трагедией?

8

Сонеты Шекспира

1

Практикум

Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» В.Белинский

Знать: сонет как форма лирической поэзии

Уметь: определять тему прочитанного сонета, определять  стихот.размер, понимать иносказательность

9

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма

1

Расскз учителя

беседа.

Слово о писателе. Создание комедии. Основной конфликт комедии

Знать:основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм»

Уметь: обосновывать осн. идею пьесы на основе анализа текста, анализировать образы

Тест на восприятие текста

10-11

Комедия «Недоросль». Проблемы комедии

2

Комбинир.

Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Знать: :основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм

Уметь: анализировать текст, давать хар-ку героям

Анализ эпизода

12

13

Ж.Б.Мольер. Жизнь и творчество

Обзор комедии «Мещанин во дворянстве»

2

Урок усвоения новых знаний,

Комбинир.

Слово о писателе. Признаки классицизма в драме

Идейно-худож.анализ 3-5 действия Сатира на дворянство. Нравы и характеры

Знать: особенности драматич. произведения

Уметь: определять особенности классицизма, определять осн. приемы создания образов и комических ситуаций

Анализ эпизода

14-15

Н.М.Карамзин. Слово писателе и историке. Историческая основа повести «Наталья – боярская дочь.»События повести и характеры героев. Новаторство повести

2

беседа

Историческая основа повести «Наталья – боярская дочь.»

События повести и характеры героев. Новаторство повести

Знать: понятие сентиментализма как литерат. направления

Уметь: анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику, давать хар-ку героям

Мини-сочинение: 1.Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев?

16

17

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор)

Баллада «Светлана»

1

1

Лекция с элементами беседы

Чтение и беседа

Обзор жизни и творчества.

Нравственный мир героини баллады

Знать: жанр баллады, образы-символы

Уметь: выделять гл. черты характера героя.

Наизусть отрывок

18

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Тема любви и дружбы

1

Лекция с элементами беседы, анализа стихотворений

Лицейский период жизни Пушкина. Мотивы дружбы, и любви

Знать: факты жизни поэта, понимать истоки дружбы

 Уметь наблюдать за словом и его худ-ой функцией

Чтение наизусть

19

Человек и природа в стих-ии Пушкина «Туча»

1

Беседа с элементами анализа

Разноплановость содержания стихотворения «Туча. Особенность поэтической формы»

Знать: композицию,

Уметь: объяснять символический смысл

Чтение наизусть

20

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской  истории в тв-ве Пушкина. Замысел создания произведения

1

семинар

Тема русской  истории в творчестве Пушкина. Замысел создания произведения.

Отражение событий пугачевского восстания в худож. произведении и в историч. труде.

Знать: творческую истории. Романа

Уметь: определять тематику романа, сопоставлять худ. текст с историч. трудом

Тест на восприятие романа

21

Формирование характера Петра Гринева

1

Беседа

Обучение устному рассказу

Жизненный путь П.Гринева. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич.

Знать: особенности жанра, роль эпиграфов,

Уметь: 3владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Давать хар-ку героям

Сжатый пересказ

22

Семья  капитана Миронова

1

Комбинир.

Семья  капитана Миронова

Смысл названия повести

Знать содержание изучаемых глав; систему худ. образов

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать хар-ку героям

Письменный ответ: «Как  и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»

23

Гринев и Маша

1

Комбинир.

Маша – нравственный идеал А.С.Пушкина

Знать: Знать содержание изучаемых глав; систему худ. образов

Уметь: анализировать текст, оценивая высокие духовные качества

24

Гринев и Пугачев

1

Комбинир.

Тема русского бунта и образ Пугачева

Знать: историч. сведения о Пугачевском восстании, проблематику произведения

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

25

Гринев и Швабрин

1

Комбинир.

Гринев и Швабрин

Проблемы чести и достоинства

Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану

пересказ

26

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина.

1

Комбинир.

Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел.

Знать: проблематику

Уметь глубоко анализировать худ. текст, сопоставлять эпизоды

27

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

1

Коибинир.

Проблема человека и судьбы.

Знать: историю создания повести

Уметь: объяснять худож. Своеобразие пр-ия

28

ЭА.По Слово о писателе. Новелла «Падение дома Алишеров»

1

комбинир

Образ главного героя. Фантастические и реальные события

Знать роль пейзажа в худ. пр-ии

29

М.Ю.Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве поэта «Узник»,»Пленный рыцарь»

1

Комбинир.

Кратки рассказ о писателе, отношение к историч. темам, воплощение этих тем в его творчестве

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение

Чтение наизусть

30

Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы

1

Комбинир.

Мцыри как романтический герой

Знать: содержание поэмы, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским

Уметь: анализировать поэтич.  пр-ие, выделять смысловые части текста

Тест на восприятие поэмы

31

Образ Мцыри в поэме

1

Комбинир.

Судьба свободолюбивой личности в поэме.

Знать: содержание,  способы раскрытия образа гл. героя

Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ

32

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

Комбинир.

Особенности романтизма, проявившиеся в поэме

Знать: черты романтизма как литературного направления

Уметь: вычленять романтизма

Наизусть отрывок

33

Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»

1

Объяснение нового материала с элементами беседы

Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»

Знать: особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия»;

Уметь: составлять тезисы к лекции, объяснять отношение современников к пьесе

Тест на восприятие

34

 «Ревизор» как социальная комедия

1

Комбинир.

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор» Мастерство речевых характеристик

Знать: основы сценического поведения. Содержание комедии

Уметь: выразительно читать фрагменты, характеризовать особенности сюжета, композиции

35

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

1

Практич.

Сатирическая направленность комедии

Знать: приемы сатирического изображения, находить их в тексте,

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному

36

Образ Хлестакова.

1

Практич.

Хлестаков и хлестаковщина

 Знать: авторские средства раскрытия характеров

Уметь: анализировать поступки героев, их поведение

Тест на понимание

37

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

1

Комбинир.

Мастерство Гоголя в построении интриги. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа

Знать: роль эпизода в драмат. пр-ии

Уметь: объяснять крмпозицию пьесы, понимать роль «миражной» интриги. Называть средства создания

38

Повесть «Шинель» Образ «маленького» человека

1

практикум

Тема города и «Маленького» человека. Гуманизм писателя.

Знать: роль детали в прозе

Уметь: оценивать интонации рассказчика при обрисовке

Письменная работа

39-40

А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор)

2

Комбинир.

Гуманизм театра Островского. Мотив любви и «Сердечной остуды»

41

А.К.Толстой Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» Тема любви в лирике

1

Комбинир.

Тема любви в лирике

Уметь: анализировать лирическое произведение

наизусть

42-43

Князь Серебряный»

2

Комбинир.

Историческая тематика в творчестве.

Знать и понимать чувства героя

44

Поэзия родной природы в тв-ве Фета, Тютчева.

1

Комбинир.

Взаимоотношения человека и природы

Уметь анализировать лирич. пр-ие

наизусть

45

Анализ лирич.стихотворения

1

Практикум

Обучение анализу лирического стихотворения по плану

Уметь анализировать стихотворение о природе

наизусть

46

Л.Н.Толстой  как поборник суровой правды жизни. «После бала»

1

Комбинир.

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Знать: факты жизни и творчества писателя, историю создания рассказа, его содержание

Уметь: воспринимать и анализировать худож.  пр-ие, выделять смысловые части , составлять план рассказа

Цитатный план

47

Художественные особенности рассказа

1

практикум

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа , - способ эмоционального воздействия на читателя

Знать: что такое конфликт рассказа, систему образов, зеркальную композицию

Уметь: находить при анализе текста ИВС. Сопоставлять эпизоды, делать выводы

48

Проблема самовоспитания. Проблема ответственности каждого за жизнь всех людей

1

практикум

Проблематика рассказа. Роль детали

Знать: тему, идею пр-ия

Уметь сопоставлять, выявлять авторскую позицию, выражать собств. позицию

Мини-сочинение:

1.Полковник на балу и после бала

2.Письио Ивана Васильевича Вареньке

3.Утро, изменившее жизнь…

49

Ф.М.ДостоевскийПовесть «Белые ночи» Особенности худож. Манеры писателя

1

Лекция с элементами беседы

Страницы биографии

Уметь: составлять план лекции

Знать понятие повести

50

Повесть «Белые ночи». Образ Петербурга

1

беседа

Особенности худ. манеры писателя

Знать: традиции сентиментализма

Уметь характеризовать ИВС

51

Судьба мечтателя

1

Комбинир.

Тип петербургского мечтателя. Черты его внутреннего мира

Уметь самостоятельно делать выводы,

52

В.М.Гаршин. Рассказ «Красный цветок»

1

практикум

Обыденность и героизм в худож. Мире Гаршина

Знать и понимать символы в рассказе

53

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»

1

комбинир

Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы

Знать: содержание рассказа

Уметь: определять тему, идею. Оценивать особенности прозы Бунина

Мини-сочинение «Над чем заставляет задуматься рассказ»?

54

А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

1

Комбинир.

Нравственные проблемы рассказа.

,

знать: сюжет, фабула

уметь: выявлять нравственные проблемы , определять их худ. идею

55

А.А.Блок. Слово о поэте. «О доблестях, о подвиге и славе…», «О весна…»

1

комбинир

Своеобразие лирики Блока, отражение в ней высоких идеалов

Уметь анализировать лирич.  пр-ие

56

В.В.маяковский «О дряни»

1

Комбинир.

Мещанство как социальная опасность. Особенности языка

Знать понятие рифмы

наизусть

57-58

М.А.Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»

2

Комбинир.

Социально-философская сатира на современное общество.

Гуманистическая позиция автора

Знать: содержание произведения

Уметь: определять нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа

59-60

Писатели улыбаются

М.м.Зощенко

2

Практикум

Ж. «Сатирикон» Сатирическое изображение историч. событий

Знать историю журнала «Сатирикон»,  как строится юмористич. произведение

Уметь определять худ. средства, создающие юмористич.  или сатирич. эффект

61

.А.Т.Твардовский –поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Лекция с элементами беседы

История создания поэмы «Василий Теркин»

Знать: историю создания поэмы,, понимать ее сюжет

Уметь: определять род и жанр литерат. пр-ия. Формулировать тему, идею проблематику

Тест на восприятие

62

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины анализ главы «переправа»1

1

Комбинир.

Герои и автор в поэме

Знать6содержание поэмы. Образную природу словесного искусства

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции

63

Главы «Два бойца», «Поединок»

1

Комбинир.

Тема человека и войны в поэме

Знать понятия трагическое и комическое, народность

Наизусть отрывок

64

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал», «Чудик»1

1

практикум

Герои-«чудики», правдоискатели, праведники

Уметь анализировать произведения

65

Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1

Комбинир.

Проблема истинной человечности в рассказе

Знать историю создания рассказа. Понимать трагизм положения Насти. Уметь: выделять и формулировать тему. Идею рассказа

66

А.Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

1

Комбинир.

Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери

Знать: основные факты биографии, содержание сказки

Уметь: воспринимать и анализировать, харак-ть героев

Тест на восприятие и понимание

67

Авторская песня. Творчество Б.Окуджавы и В.Высоцкого

1

практикум

Авторская песня как жанр

Знать биографию авторов, содержание поэзии

Уметь: анализировать поэтич. тексты

68

Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....