«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

Пирожкова Марина Анатольевна

Материал посвящен биографии и творчеству  пермского поэта Владимира Радкевича. Может быть использован как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Литературно-художественная композиция с использованием фактов биографии и стихов поэта, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_vladimira_radkevicha.rar2.31 МБ
Файл prezentatsiya3.pptx2.33 МБ
Файл radkevich.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пирожкова Марина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Пермский край г. Пермь

МАОУ «СОШ № 111»

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота».

Владимир Радкевич

(Литературно-художественная  композиция , посвященная творчеству Владимира Радкевича)

Оборудование: презентация.

  • Портрет Радкевича (1 слайд)

1 чтец:

Я чувствую, как волосы седеют,

Когда их ждет обида и тоска.

Они сначала тихо холодеют,

А после -  умирают у виска.

Я, верно, в жизни что-нибудь да значу,

Найду себя – в грозе или молве,

Но разве я по волосам заплачу,

Когда не плачу я о голове!

2 чтец:

Талантливый поэт Владимир  Ильич Радкевич. Кто знает, сколько мудрых, чистых, добрых и пронзительных стихов написал бы поэт, если бы так несправедливо рано не оборвалась его жизнь в 1987 году.

3 чтец:

Я жить хочу в прятидесятых,

Хочу бродить, как в утренних садах,

В тех позабытых, временем распятых,

И все же вечно молодых годах,

Когда я жил взахлеб, и днем, и ночью,

Ощупывая жизни новизну,

И все вокруг сквозило этой новью

И мартовским намеком на весну.

И вся земля так зримо и упрямо

Кружилась на весеннем сквозняке…

А я был  молод.

И живая мама

Меня встречала в тихом городке.

Чтец 4:

Любовь к слову досталась ему от матери, преподавателя литературы и русского языка, ей посвящено много стихов Владимиром Радкевичем, некоторые из них легли в основу песен.

5 чтец:

Хотя Владимир Ильич, весь пермский, уральский, но родился он на Смоленщине. Родители были учителями. Потом семья переехала в Ржев. Здесь Володя пошел в школу, а в начале войны оказался с матерью в Башкирии.

6 чтец:

В годы войны, как и все его сверстники, Владимир учился понимать главные ценности жизни – цену мужеству и горю, цену человеческой доброты, цену хлеба , наконец.

    7 чтец:

После окончания средней школы он в 1949 году поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Учился хорошо, был именным стипендиатом, много занимался спортом(волейбол, шахматы), еще больше времени отдавал стихам. Они быстро разносились среди студентов и даже проникали в город. Студентам, конечно, больше всего нравились эпиграммы на преподавателей.

8 чтец:

А  вот история, которая демонстрирует  кладезь экспромтов Владимира Ильича. Врач Эмилия Толкунова (ухо-горло-нос), супруга известного в  своё время главного пермского травматолога Валентина Толкунова, рассказала мне, как 24  мая 1979 года (Радкевич всегда ставил даты под экспромтами, поэтому время их  создания и  поводы вычислить легко  — Ю. Б.) она услышала звонок к  соседям. Настойчивый. Но  их  не  было дома. Эмилия Леонидовна вышла на  лестничную площадку. Стоит человек, плохо одетый. С  портфелем, перевязанным верёвочкой. Бледный, на  лице  — пот. Бросилось в  глаза: один носок есть, другого нет. А  на  улице холодно. «Надо  бы его приветить»,  — подумала Эмилия Леонидовна.

Чтец 9 ,10 , 11 (чтение по ролям):

 —  Может, у  нас подождёте? —  спросила она незнакомца. —  Хотите чайку?

 —  С  удовольствием!

 Когда незнакомец попил чаю, то, поблагодарив хозяйку, спросил:

 —  А  вы  меня разве не  знаете?

 —  Нет…

 —  Я  — Владимир Радкевич.

 —  Правда?! —  изумилась хозяйка. —  Так я  же вас люблю!..

 Она достала с  книжной полки сборник Радкевича «Избранное».

 Автор  — с  растерянной улыбкой:

 —  Правда, вы  меня любите?..

 Толкунова раскрыла книжку на  «Стихах о  семейной жизни», где были строфы:

 Я  в  этом доме  — просто гость,

 Гость у  своей жены.

 Кипела медленная злость

 Под видом тишины…

 Она рядила вкривь и  вкось,

 Всему была судья.

 А  ночью, как собаке кость,

 Бросала мне себя…

Чтец 12:

 Эмилия Леонидовна чуть не  расплакалась, так жалко стало ей  этого человека. А  он  в  благодарность за  любовь и  признание начал развязывать свой портфель с  поломанным замком и  извлекать из  него какие-то антикварные книги.

 —  Я  их  принять не  могу,  — сказала хозяйка. —  Вы  уж  отдайте их  по  назначению…

 Тогда Владимир Ильич написал на  развороте своего «Избранного»:

 Эмилия! Дыханье спёрло,

 Поскольку есть один вопрос:

 Тебе доверю ухо, горло,

 Но  всё  же не  доверю нос.

Чтец 13:

 Его друзья  — Юрий и  Римма Рекки. «Вот смотрю на  Юру Рекка: как похож на  человека!»,  — зарифмовывал он. С  Юрием Максимовичем, в  дальнейшем проректором ПГУ, Радкевич был знаком ещё со  времён учёбы на  историко-филологическом факультете. Вместе играли в  волейбол и  баскетбол. Резались в  шахматы. Спорили о  Боге. Вот что стало результатом этих споров:

 Ты, Юра, преуспел во  многом.

 Замечу, зная жизнь твою,

 Что в  шахматы играл ты  с  Богом,

 Но  матч закончился вничью.

Чтец 14:

 Время от  времени поэт оказывался в  больнице. Звонил оттуда Реккам и  говорил:

 —  Юрка, записывай!

 И  диктовал очередной экспромт. В  2007 году вышла в  свет книга Радкевича «Вечность нас пригласила в  гости», где собраны его стихи, переводы и  эпиграммы. Однако тех эпиграмм, которые благодаря скрупулёзным записям Юрия Максимовича под телефонную диктовку Владимира Ильича и  тому, что после смерти мужа они были бережно сохранены его супругой Риммой Александровной, в  изданной книге нет. Тем ценнее эти находки.

15 чтец:

Как говорил поэт А.Домнин на вечере, посвященном 50-летию Радкевича:»Трудно себе представить, но в те годы Владимир Радкевич умел обращаться с лошадью, убирал хлеб вместе с деревенскими ребятами, а однажды, после летней и осенней страды, он получил первый свой гонорар натурой – мешок зерна и гороха – бесценный дар в те голодные годы. Весь путь до дома он не шел, а почти бежал – ему не терпелось поставить перед матерью первый свой заработок».

16 чтец:

Он жил взахлёб. И днём и

ночью

Себя в стихах сжигал дотла.

И проступали между строчек

Искринки света и тепла.

Его теплом, как отчим

кровом,

Мы жили, веря и любя.

Добром и совестливым

словом

Лечил он всех, но не себя…

Ф. Востриков

Чтец 17:

Мать поэта… Печальнее нету на  свете

 Никого: у  других-то ведь дети как дети.

 Но  и  сыну её не  избегнуть страданья,

 Ибо он  отвечает за  всё мирозданье.

Это стихи Алексея Решетова. О Владимире Радкевиче.

Чтец 18:

Будто что-то изменилось в Радкевиче после января 1967, когда умерла мама.»Без мамы я жить не умею…»

Чтец 19:

 —  Когда Володе было тяжело,  — вспоминает Римма Александровна,  — он  приходил к  нам и  частенько оставался ночевать. Мы  старались его подкормить. Это был очень добрый, приветливый и  коммуникабельный человек. От  него всегда исходил какой-то свет. При этом  — большой оригинал. Как-то приехал из  Свердловска, где общался с  композитором Родыгиным. Домой не  попал. Пришёл к  нам. Помылся в  ванной. Вышел мокрый. Я  протягиваю ему полотенце. Он  — гордо: «Чужими полотенцами я  не  вытираюсь!» Я  смеюсь: «А  в  чужой ванной ты  моешься?» Я  его очень уважала как поэта. Его, конечно, обижали. Может, оттого, что он  по  молодости писал много эпиграмм? И  это как-то людей отталкивало?.. Но  нам он  изливал душу, и  мы  ему душу отдавали. Нередко было так. Звонит по  телефону Володя. Трубку берёт Юра. Володя ему: «Ты  — мужик! И  ты  не  понимаешь тонкостей души. Дай мне Римму! Я  с  ней хочу поговорить…»

Чтец   20:

Поэты уходят, что же остается? Что слышат и понимают поэты? Поэты живут как бы дважды. Один раз – обычно, как все, второй – в созданных им стихах. Причем эта, вторая, жизнь куда напряженнее и опаснее первой.

Чтец 21:

Владимир Радкевич ушел из жизни в 1987 году.

Чтец 22:

Какой-то буйный дар утрачен.

И на какой-то малый миг

Вдруг по-осеннему прозрачен

Передо мной предстанет мир.

Прозрачны травы, звери, люди...

И весело, и страшно мне.

И жизнь видна - до самой глуби,

Видна - до камушка на дне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич

Слайд 2

Владимир Ильич Радкевич Я чувствую, как волосы седеют, Когда их ждет обида и тоска. Они сначала тихо холодеют, А после - умирают у виска. Я, верно, в жизни что-нибудь да значу, Найду себя – в грозе или молве, Но разве я по волосам заплачу, Когда не плачу я о голове!

Слайд 3

Любовь к слову досталась ему от матери, преподавателя литературы и русского языка, ей посвящено много стихов Владимиром Радкевичем , некоторые из них легли в основу песен.

Слайд 4

Хотя Владимир Ильич, весь пермский, уральский, но родился он на Смоленщине. Потом семья переехала в Ржев. Здесь Володя пошел в школу, а в начале войны оказался с матерью в Башкирии.

Слайд 5

Родители были учителями .

Слайд 6

Он жил взахлёб. И днём и ночью Себя в стихах сжигал дотла. И проступали между строчек Искринки света и тепла. Его теплом, как отчим кровом, Мы жили, веря и любя. Добром и совестливым словом Лечил он всех, но не себя… Ф. Востриков

Слайд 7

После окончания средней школы он в 1949 году поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Стихи его быстро разносились среди студентов и даже проникали в город. Эмилия ! Дыханье спёрло, Поскольку есть один вопрос: Тебе доверю ухо, горло, Но всё же не доверю нос. Эпиграммы Ты, Юра, преуспел во многом. Замечу, зная жизнь твою, Что в шахматы играл ты с Богом, Но матч закончился вничью.

Слайд 8

Если из-за туч, подобно чуду, Прольется тихий и печальный свет, То знайте - это я гляжу оттуда, Чтоб разглядеть, вы счастливы иль нет? Я лишь взгляну и заструюсь обратно В нездешние над звездные края…

Слайд 9

Шестнадцать березок муз.А.Трухина,слова В.Радкевича Шумят молодые деревья - шестнадцать берёзок подряд. С войны не дождалась деревня шестнадцать хороших ребят. И шепчут тревожные были берёзоньки шумом ветвей, Их матери здесь посадили,оплакав своих,оплакав своих, Оплакав своих сыновей,оплакав своих сыновей. Победные майские грозы остались давно позади, Но как материнские слёзы,на землю всё льются дожди. А в час золотого заката шумит молодая листва - У этих берёзок девчата заветные и...,заветные и..., Заветные ищут слова,заветные ищут слова. И радости быть и веселью в просторах родимой земли, В свою материнскую землю берёзки корнями вросли, В лучах не закатного солнца всё выше растут деревца, И память живой остаётся,и жизни не бу...,и жизни не бу ..., И жизни не будет конца,и жизни не будет конца.

Слайд 10

Владимир Радкевич «Поэзия всегда подспудна, Как под снегами звон ручья, И пересудам неподсудна, Поскольку собственность – ничья.»



Предварительный просмотр:

Пирожкова Марина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Пермский край г. Пермь

МАОУ «СОШ № 111»

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота».

Владимир Радкевич

(Литературно-художественная  композиция , посвященная творчеству Владимира Радкевича)

Оборудование: презентация.

  • Портрет Радкевича (1 слайд)

1 чтец:

Я чувствую, как волосы седеют,

Когда их ждет обида и тоска.

Они сначала тихо холодеют,

А после -  умирают у виска.

Я, верно, в жизни что-нибудь да значу,

Найду себя – в грозе или молве,

Но разве я по волосам заплачу,

Когда не плачу я о голове!

2 чтец:

Талантливый поэт Владимир  Ильич Радкевич. Кто знает, сколько мудрых, чистых, добрых и пронзительных стихов написал бы поэт, если бы так несправедливо рано не оборвалась его жизнь в 1987 году.

3 чтец:

Я жить хочу в прятидесятых,

Хочу бродить, как в утренних садах,

В тех позабытых, временем распятых,

И все же вечно молодых годах,

Когда я жил взахлеб, и днем, и ночью,

Ощупывая жизни новизну,

И все вокруг сквозило этой новью

И мартовским намеком на весну.

И вся земля так зримо и упрямо

Кружилась на весеннем сквозняке…

А я был  молод.

И живая мама

Меня встречала в тихом городке.

Чтец 4:

Любовь к слову досталась ему от матери, преподавателя литературы и русского языка, ей посвящено много стихов Владимиром Радкевичем, некоторые из них легли в основу песен.

5 чтец:

Хотя Владимир Ильич, весь пермский, уральский, но родился он на Смоленщине. Родители были учителями. Потом семья переехала в Ржев. Здесь Володя пошел в школу, а в начале войны оказался с матерью в Башкирии.

6 чтец:

В годы войны, как и все его сверстники, Владимир учился понимать главные ценности жизни – цену мужеству и горю, цену человеческой доброты, цену хлеба , наконец.

    7 чтец:

После окончания средней школы он в 1949 году поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Учился хорошо, был именным стипендиатом, много занимался спортом(волейбол, шахматы), еще больше времени отдавал стихам. Они быстро разносились среди студентов и даже проникали в город. Студентам, конечно, больше всего нравились эпиграммы на преподавателей.

8 чтец:

А  вот история, которая демонстрирует  кладезь экспромтов Владимира Ильича. Врач Эмилия Толкунова (ухо-горло-нос), супруга известного в  своё время главного пермского травматолога Валентина Толкунова, рассказала мне, как 24  мая 1979 года (Радкевич всегда ставил даты под экспромтами, поэтому время их  создания и  поводы вычислить легко  — Ю. Б.) она услышала звонок к  соседям. Настойчивый. Но  их  не  было дома. Эмилия Леонидовна вышла на  лестничную площадку. Стоит человек, плохо одетый. С  портфелем, перевязанным верёвочкой. Бледный, на  лице  — пот. Бросилось в  глаза: один носок есть, другого нет. А  на  улице холодно. «Надо  бы его приветить»,  — подумала Эмилия Леонидовна.

Чтец 9 ,10 , 11 (чтение по ролям):

 —  Может, у  нас подождёте? —  спросила она незнакомца. —  Хотите чайку?

 —  С  удовольствием!

 Когда незнакомец попил чаю, то, поблагодарив хозяйку, спросил:

 —  А  вы  меня разве не  знаете?

 —  Нет…

 —  Я  — Владимир Радкевич.

 —  Правда?! —  изумилась хозяйка. —  Так я  же вас люблю!..

 Она достала с  книжной полки сборник Радкевича «Избранное».

 Автор  — с  растерянной улыбкой:

 —  Правда, вы  меня любите?..

 Толкунова раскрыла книжку на  «Стихах о  семейной жизни», где были строфы:

 Я  в  этом доме  — просто гость,

 Гость у  своей жены.

 Кипела медленная злость

 Под видом тишины…

 Она рядила вкривь и  вкось,

 Всему была судья.

 А  ночью, как собаке кость,

 Бросала мне себя…

Чтец 12:

 Эмилия Леонидовна чуть не  расплакалась, так жалко стало ей  этого человека. А  он  в  благодарность за  любовь и  признание начал развязывать свой портфель с  поломанным замком и  извлекать из  него какие-то антикварные книги.

 —  Я  их  принять не  могу,  — сказала хозяйка. —  Вы  уж  отдайте их  по  назначению…

 Тогда Владимир Ильич написал на  развороте своего «Избранного»:

 Эмилия! Дыханье спёрло,

 Поскольку есть один вопрос:

 Тебе доверю ухо, горло,

 Но  всё  же не  доверю нос.

Чтец 13:

 Его друзья  — Юрий и  Римма Рекки. «Вот смотрю на  Юру Рекка: как похож на  человека!»,  — зарифмовывал он. С  Юрием Максимовичем, в  дальнейшем проректором ПГУ, Радкевич был знаком ещё со  времён учёбы на  историко-филологическом факультете. Вместе играли в  волейбол и  баскетбол. Резались в  шахматы. Спорили о  Боге. Вот что стало результатом этих споров:

 Ты, Юра, преуспел во  многом.

 Замечу, зная жизнь твою,

 Что в  шахматы играл ты  с  Богом,

 Но  матч закончился вничью.

Чтец 14:

 Время от  времени поэт оказывался в  больнице. Звонил оттуда Реккам и  говорил:

 —  Юрка, записывай!

 И  диктовал очередной экспромт. В  2007 году вышла в  свет книга Радкевича «Вечность нас пригласила в  гости», где собраны его стихи, переводы и  эпиграммы. Однако тех эпиграмм, которые благодаря скрупулёзным записям Юрия Максимовича под телефонную диктовку Владимира Ильича и  тому, что после смерти мужа они были бережно сохранены его супругой Риммой Александровной, в  изданной книге нет. Тем ценнее эти находки.

15 чтец:

Как говорил поэт А.Домнин на вечере, посвященном 50-летию Радкевича:»Трудно себе представить, но в те годы Владимир Радкевич умел обращаться с лошадью, убирал хлеб вместе с деревенскими ребятами, а однажды, после летней и осенней страды, он получил первый свой гонорар натурой – мешок зерна и гороха – бесценный дар в те голодные годы. Весь путь до дома он не шел, а почти бежал – ему не терпелось поставить перед матерью первый свой заработок».

16 чтец:

Он жил взахлёб. И днём и

ночью

Себя в стихах сжигал дотла.

И проступали между строчек

Искринки света и тепла.

Его теплом, как отчим

кровом,

Мы жили, веря и любя.

Добром и совестливым

словом

Лечил он всех, но не себя…

Ф. Востриков

Чтец 17:

Мать поэта… Печальнее нету на  свете

 Никого: у  других-то ведь дети как дети.

 Но  и  сыну её не  избегнуть страданья,

 Ибо он  отвечает за  всё мирозданье.

Это стихи Алексея Решетова. О Владимире Радкевиче.

Чтец 18:

Будто что-то изменилось в Радкевиче после января 1967, когда умерла мама.»Без мамы я жить не умею…»

Чтец 19:

 —  Когда Володе было тяжело,  — вспоминает Римма Александровна,  — он  приходил к  нам и  частенько оставался ночевать. Мы  старались его подкормить. Это был очень добрый, приветливый и  коммуникабельный человек. От  него всегда исходил какой-то свет. При этом  — большой оригинал. Как-то приехал из  Свердловска, где общался с  композитором Родыгиным. Домой не  попал. Пришёл к  нам. Помылся в  ванной. Вышел мокрый. Я  протягиваю ему полотенце. Он  — гордо: «Чужими полотенцами я  не  вытираюсь!» Я  смеюсь: «А  в  чужой ванной ты  моешься?» Я  его очень уважала как поэта. Его, конечно, обижали. Может, оттого, что он  по  молодости писал много эпиграмм? И  это как-то людей отталкивало?.. Но  нам он  изливал душу, и  мы  ему душу отдавали. Нередко было так. Звонит по  телефону Володя. Трубку берёт Юра. Володя ему: «Ты  — мужик! И  ты  не  понимаешь тонкостей души. Дай мне Римму! Я  с  ней хочу поговорить…»

Чтец   20:

Поэты уходят, что же остается? Что слышат и понимают поэты? Поэты живут как бы дважды. Один раз – обычно, как все, второй – в созданных им стихах. Причем эта, вторая, жизнь куда напряженнее и опаснее первой.

Чтец 21:

Владимир Радкевич ушел из жизни в 1987 году.

Чтец 22:

Какой-то буйный дар утрачен.

И на какой-то малый миг

Вдруг по-осеннему прозрачен

Передо мной предстанет мир.

Прозрачны травы, звери, люди...

И весело, и страшно мне.

И жизнь видна - до самой глуби,

Видна - до камушка на дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Чистое настоящее – залог чистого будущего.

Статья посвящена охране окружающей среды и участию школьников в этом процессе....

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич

Материал посвящен биографии и творчеству  пермского поэта Владимира Радкевича. Может быть использован как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Литературно-художественная композиция с испо...

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич

Материал посвящен биографии и творчеству  пермского поэта Владимира Радкевича. Может быть использован как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Литературно-художественная композиция с испо...

Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориенти...

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

классный час "Чистое будущее - в чистом настоящем"

классный час, посвященный экологии...