А. Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сокольникова Христина Николаевна

Данный конспект составлен в рамках программы по литературе Восточной Сибири для 5 класса, созданной на основе программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утвержденного приказом Департамента образования Иркутской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon a._smirnov.zip203.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  

Литература Восточной Сибири

(5 класс)

А. Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий»

Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством А. Смирнова;
  • познакомить с текстом в единстве содержания и формы;
  • формировать умение читать и анализировать рассказ;

Развивающие:

  • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений через прослушивание рассказа;
  • развитие образного и аналитического мышления через анализ рассказа;
  • развивать речи через устные ответы на вопросы;

Воспитательные:

  • привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири;
  • побудить школьников задуматься о разнообразности природного мира;
  • воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Оборудование: учебник «Литература Восточной Сибири» 5-6 класс; портрет А.Смирнова; иллюстрации тайги и таежных пожаров.

Ход урока

  1. Организационный момент

Встали, подровнялись. Сегодня на уроке вам  понадобиться только тетрадь и ручка. Все остальное уберите на край стола.

  1. Постановка целей задач урока

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с разделом литературы Восточной Сибири «Человек и природа». А для того, чтобы узнать с каким автором мы познакомимся, сегодня давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание – разгадали кроссворд.

  1. Проверка домашнего задания.

Вид работы: кроссворд

Дидактическая задача: организовать работу по проверки выполнения домашнего задания, формулирование темы урока.

Организация: сейчас мы с вами проверим, как вы выполнили домашнее задание и с каким автором познакомимся сегодня на уроке.

Содержание:

  1. Дерево с белыми душистыми цветками и чёрными ягодами. (Черёмуха)
  2. Их употребляют в пищу бурундуки. ( Семена)
  3. Любимое лакомство бурундука. (Орех)
  4. Звуки, которые издаёт бурундук перед непогодой, (Ульканье)
  5. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. (Тигр)
  6. Низкорослый стелющийся по земле кустарник. (Стланик)
  7. Место, где бурундук хранит запасы на зиму. (Кладовая)

- С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке? (Смирнов А.)

        Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

  1. Подготовка к восприятию рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

1.Вид работы: рассказ учителя

Дидактическая задача: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Смирнова

Организация: давайте познакомимся, кто же такой А. Смирнова. Где он жил, родился, создавал свои произведения и т.д.

Содержание:

Алексей Смирнов родился в 1923 году в Красноярске. В школьные годы он увлекался туристическими походами, путешествовал по знаменитому заповеднику Столбы и другим живописным местам долины Енисея.

Начало Великой Отечественной войны застала Алексея Смирнова в Москве. Три месяца работал на рытье противотанковых рвов в Смоленской области, затем добровольцем участвовал в обороне Москвы. Приниал участие в боях на Калининском, 1-м Украинском, Донском фронтах. Окончил войну в Болгарии.

После войны учился в Сибирском лесотехническом институте в Красноярске, защитил диссертацию в Институте леса Академии наук СССР на степень кандидата сельскохозяйственных наук. После этого Алексей Смирнов работал в Восточно-Сибирском отделении Академии наук СССР, а также в Иркутском государственном университете, где преподавал ботанику.

Алексей Смирнов много путешествовал, принимая участие в различных экспедициях: изучал природу различных регионов СССР, Кубы, в Индии, Африки, Австралии, Новой Зеландии. В ходе путешествий писал заметки в дневнике, на основе которые потом сочинял рассказы о растительном царстве.

В 1957 году вышла первая книга Алексея Смирнова — «Тайна сибирских лесов». Этот сборник рассказов была отмечен на Всероссийском конкурсе Министерства просвещения СССР. Затем были написаны: «Охотники за грибами», «В джунглях Хамар-Дабана», «Дары Зеленого Океана», «Морской змей и маленькая хлорелла» и другие. Трижды издавалась книга «Лес».

  1. Восприятие нового рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

1.Вид работы: чтение подготовленных учащихся

Дидактическая задача: организовать работу по изучению рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

Организация: внимательно послушайте рассказ, ребята вам его прочитают.

Содержание:

(Учащиеся читает рассказ)

2.Вид работы: беседа по целевому вопросу

Дидактическая задача: организовать работу по выявлению эмоционального восприятия произведения.

Организация: вы внимательно послушали рассказ, ответе на следующий вопрос

Содержание:

- Было ли вам интересно читать и слушать фрагмент рассказа А. Смирнова?

- Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежные растения?

  1. Повторное чтение и анализ рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

Вид работы: беседа с выборочным чтением

Дидактическая задача: организовать работу по выявлению точности восприятия произведения и осмысления рассказа

Организация: сейчас давайте побеседуем по содержанию данного рассказа.

Содержание:

Вопросы на выявление точности восприятия:

- В какой местности весной полыхал таежный пожар?

- Почему некоторые ягодники считают, что лесной пожар полезен?

- За сколько лет в горах Сибири образуется слой почвы толщиной в десять сантиметров?

За какое время дождь смыл верхний слой почвы и открыл почву, которая образовалась во время Римской империи?

- Почему почва под кустами черники не разрушилась?

Вопросы на осмысление содержания:

- Что вы узнали о жизни в тайге?

- Почему рассказ А. Смирнова называется «Черника – хранитель тысячелетия»?

- Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?

  1. Первичное закрепление рассказа С. Устинова «Любопытный бурундук»

Вид работы: составление рассказа

Дидактическая задача: организовать работу по формированию умения составлять рассказ описание таежной природы

Организация: а сейчас давайте попробуем сами побыть писателями и попытаемся создать свой рассказ на основе воспоминаний лесных пожарах.

Содержание:

(Учащиеся составляют устный рассказ о лесных пожарах по своим воспоминаниям. Затем зачитывают свои рассказы)

  1. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что вам больше всего запомнилось?

  1. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию (листовку) на тему «Лесной пожар и его профилактика»

     10. Оценка деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"

разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...

Обобщающая контрольная работа по темам: "Страшилки", "Здоровье", "Забота и внимание" в 6 классе к УМК Н.Д. Деревянко "Английский нового тысячелетия"

Контрольная работа по английскому языку в 6 классе по разделам 7-9 к УМК Н.Д. Деревянко "New Millenium English"....

Задания по истории средних веков "Византийское тысячелетие"

Задания по истории средних веков "Византийское тысячелетие" 6 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В новое тысячелетие"

Преподаватель призван воспитывать и развивать студентов не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за разл...

Календарно-тематическое планирование (УМК Н.Н.Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English 6 класс)

Здесь представлено календарно-тематическое планирование по английскому языку (УМК (Н.Н. Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English  6 класс) для общеобразовательной школы...

Литературно-музыкальная гостиная "Курск. На пути к тысячелетию..." ( в рамках реализации проекта "Курск. Третье тысячелетие")

Данное мероприятие проведено с целью привлечения  обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края....