А. Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный конспект составлен в рамках программы по литературе Восточной Сибири для 5 класса, созданной на основе программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утвержденного приказом Департамента образования Иркутской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._smirnov.zip | 203.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Литература Восточной Сибири
(5 класс)
А. Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий»
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством А. Смирнова;
- познакомить с текстом в единстве содержания и формы;
- формировать умение читать и анализировать рассказ;
Развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие художественных произведений через прослушивание рассказа;
- развитие образного и аналитического мышления через анализ рассказа;
- развивать речи через устные ответы на вопросы;
Воспитательные:
- привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири;
- побудить школьников задуматься о разнообразности природного мира;
- воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Оборудование: учебник «Литература Восточной Сибири» 5-6 класс; портрет А.Смирнова; иллюстрации тайги и таежных пожаров.
Ход урока
- Организационный момент
Встали, подровнялись. Сегодня на уроке вам понадобиться только тетрадь и ручка. Все остальное уберите на край стола.
- Постановка целей задач урока
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с разделом литературы Восточной Сибири «Человек и природа». А для того, чтобы узнать с каким автором мы познакомимся, сегодня давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание – разгадали кроссворд.
- Проверка домашнего задания.
Вид работы: кроссворд
Дидактическая задача: организовать работу по проверки выполнения домашнего задания, формулирование темы урока.
Организация: сейчас мы с вами проверим, как вы выполнили домашнее задание и с каким автором познакомимся сегодня на уроке.
Содержание:
- Дерево с белыми душистыми цветками и чёрными ягодами. (Черёмуха)
- Их употребляют в пищу бурундуки. ( Семена)
- Любимое лакомство бурундука. (Орех)
- Звуки, которые издаёт бурундук перед непогодой, (Ульканье)
- Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. (Тигр)
- Низкорослый стелющийся по земле кустарник. (Стланик)
- Место, где бурундук хранит запасы на зиму. (Кладовая)
- С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке? (Смирнов А.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
- Подготовка к восприятию рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
1.Вид работы: рассказ учителя
Дидактическая задача: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Смирнова
Организация: давайте познакомимся, кто же такой А. Смирнова. Где он жил, родился, создавал свои произведения и т.д.
Содержание:
Алексей Смирнов родился в 1923 году в Красноярске. В школьные годы он увлекался туристическими походами, путешествовал по знаменитому заповеднику Столбы и другим живописным местам долины Енисея.
Начало Великой Отечественной войны застала Алексея Смирнова в Москве. Три месяца работал на рытье противотанковых рвов в Смоленской области, затем добровольцем участвовал в обороне Москвы. Приниал участие в боях на Калининском, 1-м Украинском, Донском фронтах. Окончил войну в Болгарии.
После войны учился в Сибирском лесотехническом институте в Красноярске, защитил диссертацию в Институте леса Академии наук СССР на степень кандидата сельскохозяйственных наук. После этого Алексей Смирнов работал в Восточно-Сибирском отделении Академии наук СССР, а также в Иркутском государственном университете, где преподавал ботанику.
Алексей Смирнов много путешествовал, принимая участие в различных экспедициях: изучал природу различных регионов СССР, Кубы, в Индии, Африки, Австралии, Новой Зеландии. В ходе путешествий писал заметки в дневнике, на основе которые потом сочинял рассказы о растительном царстве.
В 1957 году вышла первая книга Алексея Смирнова — «Тайна сибирских лесов». Этот сборник рассказов была отмечен на Всероссийском конкурсе Министерства просвещения СССР. Затем были написаны: «Охотники за грибами», «В джунглях Хамар-Дабана», «Дары Зеленого Океана», «Морской змей и маленькая хлорелла» и другие. Трижды издавалась книга «Лес».
- Восприятие нового рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
1.Вид работы: чтение подготовленных учащихся
Дидактическая задача: организовать работу по изучению рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
Организация: внимательно послушайте рассказ, ребята вам его прочитают.
Содержание:
(Учащиеся читает рассказ)
2.Вид работы: беседа по целевому вопросу
Дидактическая задача: организовать работу по выявлению эмоционального восприятия произведения.
Организация: вы внимательно послушали рассказ, ответе на следующий вопрос
Содержание:
- Было ли вам интересно читать и слушать фрагмент рассказа А. Смирнова?
- Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежные растения?
- Повторное чтение и анализ рассказа А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
Вид работы: беседа с выборочным чтением
Дидактическая задача: организовать работу по выявлению точности восприятия произведения и осмысления рассказа
Организация: сейчас давайте побеседуем по содержанию данного рассказа.
Содержание:
Вопросы на выявление точности восприятия:
- В какой местности весной полыхал таежный пожар?
- Почему некоторые ягодники считают, что лесной пожар полезен?
- За сколько лет в горах Сибири образуется слой почвы толщиной в десять сантиметров?
За какое время дождь смыл верхний слой почвы и открыл почву, которая образовалась во время Римской империи?
- Почему почва под кустами черники не разрушилась?
Вопросы на осмысление содержания:
- Что вы узнали о жизни в тайге?
- Почему рассказ А. Смирнова называется «Черника – хранитель тысячелетия»?
- Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?
- Первичное закрепление рассказа С. Устинова «Любопытный бурундук»
Вид работы: составление рассказа
Дидактическая задача: организовать работу по формированию умения составлять рассказ описание таежной природы
Организация: а сейчас давайте попробуем сами побыть писателями и попытаемся создать свой рассказ на основе воспоминаний лесных пожарах.
Содержание:
(Учащиеся составляют устный рассказ о лесных пожарах по своим воспоминаниям. Затем зачитывают свои рассказы)
- Итог урока
– С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
– Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию (листовку) на тему «Лесной пожар и его профилактика»
10. Оценка деятельности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"
разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...
Обобщающая контрольная работа по темам: "Страшилки", "Здоровье", "Забота и внимание" в 6 классе к УМК Н.Д. Деревянко "Английский нового тысячелетия"
Контрольная работа по английскому языку в 6 классе по разделам 7-9 к УМК Н.Д. Деревянко "New Millenium English"....
Задания по истории средних веков "Византийское тысячелетие"
Задания по истории средних веков "Византийское тысячелетие" 6 класс...
Урок кубановедения "Дольмены. Тайна тысячелетий"
Интересный и живой урок....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В новое тысячелетие"
Преподаватель призван воспитывать и развивать студентов не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за разл...
Календарно-тематическое планирование (УМК Н.Н.Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English 6 класс)
Здесь представлено календарно-тематическое планирование по английскому языку (УМК (Н.Н. Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English 6 класс) для общеобразовательной школы...
Литературно-музыкальная гостиная "Курск. На пути к тысячелетию..." ( в рамках реализации проекта "Курск. Третье тысячелетие")
Данное мероприятие проведено с целью привлечения обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края....