Гражданские мотивы лирики Некрасова.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе.
Гражданские мотивы лирики Некрасова.
Цели: - познакомить учащихся с произведениями Н.А.Некрасова, пронизанных гражданскими мотивами;
- формировать навыки составления «Очерка жизни и творчества»; анализа лирического произведения;
- воспитывать гражданственность и патриотизм.
Ход урока.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов
Любимейший русский поэт.
Представитель добрых начал
В нашей поэзии.
Н.А.Добролюбов
1. Чтение стихотворений минераловодского поэта Л.М.Климовича о Н.А.Некрасове.
Стихотворение Поэзия.
Поэзия – сердце живые истоки,
Его неуемности бурной волна,
Что выплеснет звонко рифмою строки,
Любви безоглядной иль гнева полна.
Поэзия – страсти, бунтарства фортуна,
Народного счастья и горя певец,
Завидная в жизни поэта трибуна
И в призрачном блеске терновый венец.
Поэзия – голос, от сердце идущий,
Горячий, взывающий к чести призыв,
На подвиг, в бессмертье героя зовущий,
Рождающий яркий и гордый порыв.
Поэзия – пламя души человека
И отблеск духовной его красоты.
Счастливейшим будет от ныне до века
Достигший безмерной ее высоты.
(1971 г.)
Стихотворение «Почитая Н.А.Некрасова»
В стихах поэты воспевают
Теперь луну, любовь, цветы.
При этом будто забывают
Про пульс житейской
Где жизнь с ее проблемой вечной,
С контрастами людской судьбы
И вереницей бесконечной
Незатихающей борьбы?
Где бард с его весомым словом,
С его позицией крутой
И почему молчит он снова
О том, как быть в беде большой?!
Я же не могу того не чтить,
Кем путь в поэзии указан:
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».
Я это понял, как пароль,
Как вещие слова присяги:
Во мне сидят чужая боль
И нашей жизни передряги.
Молчать я нынче не могу,
Мне за страну, людей обидно
Поэтому в стихах не лгу,
И в них меня, бесспорно, видно.
(1997 г.)
2. Проверка домашнего задания.
1) «Краткий очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова».
2) наизусть – одна из лирических миниатюр. («Умом Россию не понять…»)
3. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Известно, что Н.А.Некрасов вел большую общественную работу. С 1847 г. он издатель и редактор «Современника». После закрытия журнала (1866 г.) ему удается возглавить «Отечественные записки», где поэт проработал до самой смерти.
Деятельность Некрасова как издателя и редактора – одна из самых богатых и плодотворных страниц в истории русской демократической печати. В особенности плодотворным было время с середины 50-х годов, когда в «Современник» пришли Чернышевский и Добролюбов. Вместе с ними он осуществляет пропаганду революц-идей. Вокруг Некрасова группируются лучшие литер-силы.
Умер Некрасов признанным поэтом, которому многие современники отдавали первенства даже в сравнении с Пушкиным и Лермонтовым.
В творчестве Некрасова можно выделить несколько этапов:
1-й – 40-е годы;
2-й – 50 – 60 – е гг.;
3-й – 70 – е г.
Каждый период имеет свои особенности. В 40-е годы Некрасов освобождается от кратковременного влияния романтической поэтики, усваивает традиции Гоголя.
2-ой период характеризуется усилием гражданских мотивов, а 3-ий период связан с интенсивными поисками положительного героя, способного возглавить борьбу за всенародное счастье.
Все тематические линии поэзии Некрасова так или иначе преломляются в одном фокусе: в центре внимания поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни.
Некрасов именовал свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». Трагедия неимущего городского люда, крестьянства раскрыта поэтом с небывалой
Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья ,гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков.
(«В дороге», «Вор», «Псовая охота» и др.)
В 50-70- е гг. тема народного страданья становится едва ли не основой в его творчестве.
Это стихотворение: «Нестатная полоса» (1854 г.)
«Забытая деревня» (1855 г.),
«В полном разгаре страда деревенская» (1863 г.)
Некрасов был певцом не только народных страданий, но и певцом мести, борьбы. С надеждой на пробуждение народа написано одно из самых скорбных стихотворений – «Размышления у народного подъезда». (1858 г.)
Некрасов верил в духовное возрождение русского народа, был убежден, что он «вынесет все» - и широкую, ясную. Грудью дорогу проложит себе. (ст. «Железная дорога»). В деле формирования передовых общественных настроений Некрасов большое значение придавал поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) высшей целью поэзии Некрасов объявил служение народу.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибки безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Некрасов утвердил в русской лирике самый высокий идеал гражданственности, основанной на активной борьбе за народное освобождение.
- Выразительное (комментированное) чтение стихотворений Некрасова:
- «полоса»;
- «В полном разгаре страда деревенская»;
- «Размышления у народного подъезда»;
- «Поэт и гражданин».
5. Домашнее задание.
- устное сообщение по теме урока(с выразительным чтением стихотворений);
- наизусть одно из стихотворений (по теме урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные мотивы лирики М. Цветаевой
Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.
Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова
В презентации раскрываются особенности лирики великого русского поэта Н.А.Некрасова...
Статья. Основные мотивы лирики Некрасова
Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе...
А.С.Пушкин. "Бесы".Слияние личных, философских, гражданских мотивов в лирике поэта.
Презентация к уроку литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике п...
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....