Рабочая программа по литературе. 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной. 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lit._9.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области им. Героя Советского Союза Б.А. Котова
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
НМС лицея приказом лицея от _____ 2014 г. № ___
протокол от _____ 2014 г. № ___ Директор лицея Э.В. Елфимова
Рабочая программа
по предмету
«Литература»
9-а класс
(расширенное изучение экономики)
на 2014-2015 учебный год
Составила
Бурых И.М.,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель: формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико- литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы даёт возможность приобщить учащихся к истории и культуре родного края, привить чувство патриотизма.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
- «Об образовании в Российской Федерации» / Федеральный закон от 29декабря 2012 г. No73-ФЗ (редакция от 23 июля 2013 года).
- «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года No1089»/Приказ Минобрнауки РФ от 24 января 2012 года No39.
- «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года No1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 января 2012 года .
- «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобранауки РФ от 9 марта 2004 года No1312.
- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»/Приказ Минобрнауки РФ от 1 февраля 2012 года No74.
- «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»/ Приказ Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008года No362).
- «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 года No1400 (ред. от 15 мая 2014года) (Зарегистрировано в Минюсте России 3февраля 2014 года No31205.
- «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» / Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года No1394 (ред. от 15мая 2014года) (Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 года No31206).
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений No1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011годаNo85.
- «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»/ Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013годаNo1047.
- «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»/ Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года No253.
- «О федеральном перечне учебников»/ Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 года No08-548. 16. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013годаNo544-н)/ Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 года No30550/.
- «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30августа 2013года No1015)(Зарегистрировано в Минюсте России 1 октября 2013 года No30067).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010.
- «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»/ Приказ Минобрнауки РФ от 4октября 2010 года No986.
- Примерные программы по учебным предметам. Литература.5–9 классы. –2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2011. –176 с.
Региональный уровень
- «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015учебный год»/ Приказ УОиН Липецкой области от 23 апреля 2014г. No385.
- «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014/2015учебный год» / Письмо УОиН Липецкой области от 16 апреля 2014 г. NoЮТ-1064.
- «О примерном положении, о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»/ Письмо УОиН Липецкой области от 26 октября 2009 г. No3499.
- Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03 – 1905.
- Образовательная программа лицея.
- Учебный план лицея на 2014 – 2015 учебный год.
- Календарный график лицея.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г. Усмани.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.)
Обоснование выбора авторской программы
Выбранная авторская программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций.
Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач лицейского образования. Выбранная авторская программа также соответствует особенностям ученического коллектива 9-а класса. Класс имеет направленность на расширенное изучение экономики. Поэтому программа обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня, обеспечивает освоение базовых понятий, предоставляет определённую свободу в планировании работы, позволяет творчески подходить к выбору учебного материала, учитывая способности и интересы учащихся.
Информация об изменениях, внесённых в авторскую программу, и их обоснование
В авторской программе по литературе (Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.) на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа, а в рабочей программе – 105 часов, так как календарный учебный график лицея на 2014-2015 уч.г. рассчитан на 35 учебных недель.
Место и роль предмета
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)
Программа рассчитана на 3 часа в неделю. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком – 105 часов в год.
Формы организации образовательного процесса
- практические работы по художественному анализу текста;
- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;
- сообщения учащихся;
- проверочные работы по пройденным темам и разделам;
- обучение публичному выступлению;
- сочинения по литературному произведению;
- тестирование;
- семинары, лекции, зачёт.
Технологии обучения
В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностью ориентированное обучение с осуществлением проектной, проектно- исследовательской технологией обучения. Групповая форма работы позволяет более детально рассмотреть и осмыслить текст, аргументировано отстаивать собственную точку зрения по данной конкретной проблеме. Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении литературы как неотъемлемой составной части истории страны, а также подготовиться к итоговой аттестации.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.
- Языковая компетенция предполагает овладение нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями.
- Культуроведческая компетенция предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; в том числе с выходом на краеведческий аспект, уметь соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.
Коммуникативная компетенция реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей и применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста. Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.
Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).
Культуроведческая компетенция реализуется на уроках всех типов через сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;
-осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы;
умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.
Виды и формы контроля
- анализ художественного и литературоведческого текста;
- сочинение литературным произведениям;
- устное высказывание на заданную тему;
- текущий, фронтальный опрос, тематический контроль, самостоятельные работы;
- элементы проектно-исследовательской работы;
- рефераты, доклады на литературоведческие темы.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса литературы ученик должен уметь:
Устно:
- выразительно читать тексты художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав в повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи т. д.
- подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений изучаемых по программе старших классов.
- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;
- рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера и др.:
- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями;
- свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения и пр.;
- использование словарей различного типа, библиотечных каталогов. Письменно:
- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций;
- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений;
- создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады и пр.);
- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление и пр.
Информация об использованном учебнике
Учебник Коровиной В.Я. «Литература. 9 класс». В двух частях.- М.: Просвещение, 2010.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание рабочей программы
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы: литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Общая характеристика древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - история открытия, проблема авторства. Герои и события в «Слове». Идейный центр поэмы – «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. Образ автора в «Слове». Патриотический пафос; эпичность и лиризм поэмы; композиция, связь с народной поэзией.
Умения и навыки:
- знать периодизацию русской литературы; знать историю открытия «Слова о полку Игореве»; осознать значение древнерусского памятника в истории страны;
Перечень контрольных мероприятий:
- домашнее сочинение по «Слову о полку Игореве»;
- зачет по летнему чтению.
Из литературы 18 века.
Общая характеристика литературы 18 в. Понятие о классицизме. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Г.Р. Державин. Судьба и поэзия. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости. Д.И.Фонвизин и его время. Комедия «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы воспитания в комедии.
А.Н.Радищев – гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочные главы).
Н.М.Карамзин. Личность, творчество, судьба. Писатель- историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»
Основные умения и навыки:
- уметь давать характеристику литературному герою; знать определение классицизма; уметь дискутировать;
Перечень контрольных мероприятий:
- стихотворение Г.Р.Державина наизусть.
Из литературы 19 века.
Романтическая лирика начала века. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. 19 в. Литературные течения этого периода.
В.А.Жуковский – «литературный Колумб Руси» (В.Г.Белинский). Очерк жизни и творчества. Элегии и баллады Жуковского.
А.С.Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. Герои комедии. Гончаров «Мильон терзаний». Теория литературы: конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).
Основные умения и навыки:
- знать основные вехи биографии и творчества А.С. Грибоедова;
- знать особенности классицистической комедии.
Перечень контрольных мероприятий:
- монолог из пьесы наизусть (на выбор);
- классное сочинение по комедии.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Вольнолюбивая лирика. Поэт и власть. Стихотворение «Анчар». Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. «Евгений Онегин». Работа Пушкина над романом. Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети 19в. Роль посвящения. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. Теория литературы: роман в стихах.
Основные умения и навыки:
- знать основные вехи биографии и творчества А.С. Пушкина;
- уметь анализировать стихотворения;
Перечень контрольных мероприятий:
- стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Мадонна», «Пророк», «Я вас любил…» наизусть по выбор;
- отрывок наизусть из романа «Евгений Онегин»;
- домашнее сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лирики.
Тема поэта и толпы, образ России, судьба поколения 30-х гг. в лирике поэта.
Роман «Герой нашего времени». Роль эпиграфа. Замысел, смысл названия и проблематика. «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). «Фаталист».
Н.В.Гоголь. Судьба писателя. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики. Образ Чичикова. Теория литературы: деталь как средство создания образов героев поэмы и элемент художественного стиля Гоголя.
И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя-повествователя.
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Работа с текстом драматического произведения.
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».
Л.Н.Толстой. Личность и судьба. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии.
А.П.Чехов. Личность и судьба. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Анна на шее»
Основные умения и навыки:
- знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; уметь давать характеристику литературному герою; знать определение романтизма; уметь дискутировать; уметь анализировать лирическое стихотворение.
Перечень контрольных мероприятий:
- классные сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- наизусть стихотворения Лермонтова, отрывок из поэмы Гоголя.
Из поэзии 19 века.
Поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Основные умения и навыки:
- знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире;
-уметь анализировать лирическое стихотворение; Перечень контрольных мероприятий:
- наизусть стихотворения на выбор учителя и учащихся.
Из русской литературы 20 века.
Многообразие жанров и направлений.
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальна история любви людей разных социальных слоев.
Максим Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. «Макар Чудра».
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания
М.А.Шолохов «Судьба человека».
Основные умения и навыки:
- знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; уметь давать характеристику литературному герою; знать основные черты романтизма и реализма; уметь дискутировать; уметь анализировать прозаическое произведение;
Перечень контрольных мероприятий:
- устное высказывание на заданную тему.
Из русской поэзии 20 века.
«Серебряный век» русской поэзии.
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. «Ветер принес издалека…», «Возмездие», «В ресторане» и др.
С.А.Есенин. Своеобразие лирики. «Вот уже вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо к женщине» и др. народно-песенная основа лирики поэта. Россия – главная тема есенинской поэзии.
В.В.Маяковский. «Громада – любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта. «А вы могли бы?», « Нате!», « Послушайте!», «Люблю», « Прозаседавшиеся». Новаторство поэта.
М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится…» и др. Особенности поэтики Цветаевой.
Н.А.Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», « Завещание» и др. философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
А.Ахматова. «Я отраженье вашего лица». «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Особенности поэтики
А.Т.Твардовский. Стихи о родине. Военная тема в творчестве поэта. «Урожай», «Родное», «Матери», «Я убит подо Ржевом…». Реальность и фантастика в стихотворении, нравственная позиция солдата.
Основные умения и навыки:
- знать основные моменты биографий изученных авторов, уметь соотносить их биографию с историческими процессами в России и в мире; знать основные черты поэзии Серебряного века; знать особенности поэтики каждого изученного поэта; уметь анализировать лирическое стихотворение;
Перечень контрольных мероприятий:
- наизусть стихотворения по указанию учителя.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса литературы ученик должен уметь:
Устно:
- выразительно читать тексты художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) –главы, нескольких глав в повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи т. д.
- подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений изучаемых по программе старших классов.
- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;
- рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера и др.;
- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями;
- свободное владение монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения и пр.;
- использование словарей различного типа, библиотечных каталогов;
Письменно:
- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций;
- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений;
- создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады и пр.);
- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление и пр.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Развития речи | |
классные сочинения | домашние сочинения | |||
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Из древнерусской литературы. | 6 | 1ч | |
3 | Из литературы 18 века. | 10 | - | - |
4 | Из русской литературы 19 века. | 57 | 5ч | 2ч |
5 | Из русской литературы XX века | 22 | ||
6 | Из зарубежной литературы. | 6 | ||
7. | Резервные уроки | 3 | ||
Итого: | 105 | 5 | 3 |
Литература и средства обучения
Основная литература
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И.С. Литература. 9 кл. Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2010
2. Золотарева В.Д. Литература в 9 классе: методические советы.- М.: Вако,2008.
3. Амелина Е.В. Литература в тестах: готовимся к ЕГЭ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2002.
Справочная литература
1. Баранников А.В., КолгановаТ.А., Рыбченкова Л.М. Русская литература ХХ века.
2. Хрестоматия для 11 кл. в 2ч. - М.: «Просвещение»,2002.
3. Меркин Г.С. Русская литература ХХ века: задержанная литература, писатели, прошедшие ГУЛАГ, современная авторская песня, человек в современном мире. Учебная книга для уч-ся старших классов в 2ч.- Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.
4. Журавлев В.П. Волшебный ларец: русская литературная сказка ХХ века. - М.: «Просвещение»,1998.
5. Т. Берегулева-Дмитриева. Новелла Серебряного века. - М.: ТЕРРА, 1994.
6. Т.Берегулева-Дмитриева. Сказка Серебряного века. - М.: ТЕРРА, 1994.
7. Скатова Н.Н. Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь в 2 ч.–М.: Просвещение,1998.
8. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 2002.
9. Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней… Словарь лексических трудностей художественной литературы.- М.: Былина, 1993.
10. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006 (Мастерская учителя).
Интернет-ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по литературе http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
12. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
13. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
14. www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
15. www.slovari.ru Электронные словари.
16. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
17. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
18. www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | к/ч | Дата по пл. | Дата факт. | ||
1. | Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы. | 1 | 1.09 | |||
2. | Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве». | 1 | 2.09 | |||
3. | Герои и события в «Слове». Идейный центр поэмы – «Золотое слово» Святослава. | 1 | 5.09 | |||
4. | Образ автора в «Слове». Патриотический пафос; эпичность и лиризм поэмы. Композиция. | 1 | 8.09 | |||
5. | Анализ текста | 1 | 9.09 | |||
6. | Художественные особенности «Слова». Связь «Слова» с УНТ. | 1 | 12.09 | |||
7. | Величие и бессмертие древнерусской поэмы. | 1 | 15.09 | |||
8. | Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | 16.09 | |||
9. | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 1 | 17.09 | |||
10. | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | 1 | 22.09 | |||
11. | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. | 1 | 23.09 | |||
12. | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». | 1 | 26.09 | |||
13-14. | Подвиг А. Н. Радищева. « Путешествие из Петербурга в Москву» (судьба книги). | 2 | 29.09 30.09 | |||
15. | Тема самодержавия в главах книги Радищева. Обличительный пафос произведения. | 1 | 3.10 | |||
16. | Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Бедная Лиза». | 1 | 6.10 | |||
17. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | 7.10 | |||
18. | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | 1 | 10.10 | |||
19. | Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества .В.А. Жуковского. Стихотворение «Море». | 1 | 13.10 | |||
20. | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | 1 | 14.10 | |||
21. | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума». | 1 | 17.10 | |||
22. | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Действие 1. | 1 | 20.10 | |||
23. | Действие 2. «Век нынешний и век минувший». Основной конфликт и развитие действия в комедии. | 1 | 21.10 | |||
24. | Действие 3. Анализ сцены бала. «Можно ль против всех!» | 1 | 24.10 | |||
25. | Действие 4. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблемы жанра. Новаторство и традиции в комедии. Прозрение героев. | 1 | 27.10 | |||
26. | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. | 1 | 28.10 | |||
27-28. | Классное сочинение по комедии «Горе от ума». | 2 | 31.10 14.11 | |||
29. | Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Основные мотивы лирики Пушкина. | 1 | 17.11 | |||
30. | Дружба и друзья в жизни и творчестве А. С. Пушкина. | 1 | 18.11 | |||
31. | Свободолюбивая лирика Пушкина. | 1 | 19.11 | |||
32. | Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта | 1 | 24.11 | |||
33. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | 1 | 25.11 | |||
34. | Философские мотивы в творчестве Пушкина. | 1 | 28.11 | |||
35. | Тестовая проверочная работа по лирике Пушкина. Анализ стихотворения поэта. | 1 | 1.12 | |||
36. | «Евгений Онегин» - «собранье пестрых глав». История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. | 1 | 2.12 | |||
37. | Комментированное чтение 1 главы. Характер Онегина и его занятия в Петербурге. Онегин и столичное дворянское общество. | 1 | 5.12 | |||
38. | Онегин в деревне. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Анализ 2 главы. | 1 | 8.12 | |||
39. | Татьяна и Ольга. Письмо Татьяны. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Анализ 3 главы романа. | 1 | 9.12 | |||
40. | Исповедь Онегина (4 глава). Завязка трагического конфликта и его разрешение (5-6 главы романа). | 1 | 12.12 | |||
41. | Москва и Петербург на страницах романа. Глава 7. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. | 1 | 15.12 | |||
42. | «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин в 8 главе романа. Проблема счастья. | 1 | 16.12 | |||
43. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений в романе. | 1 | 19.12 | |||
44. | Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 22.12 | |||
45. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы лирики поэта. Мотивы вольности и одиночества. | 1 | 23.12 | |||
46. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 26.12 | |||
47. | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 | 29.12 | |||
48. | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Характер лирического героя и его поэзии. | 1 | 30.12 | |||
49. | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия, проблематика, жанр и особенности композиции. | 1 | 12.01 | |||
50. | Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главе «Бэла». | 1 | 13.01 | |||
51. | Анализ повести «Максим Максимыч». Работа над характеристикой образа главного героя. | 1 | 16.01 | |||
52. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». Образ Печорина в столкновении с контрабандистами. | 1 | 19.01 | |||
53-54. | Анализ главы «Княжна Мери». Печорин и «водяное общество». Печорин и Грушницкий. Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким. Печорин и Вернер. | 2 | 20.01 23.01 | |||
55. | Анализ главы «Фаталист». Тема судьбы и случая. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | 26.01 | |||
56. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Печорин в оценке критиков. | 1 | 27.01 | |||
57 -58. | Р/Р. Сочинение по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | 2 | 30.01 2.02 | |||
59. | Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества | 1 | 3.02 | |||
60. | Комментированное чтение 1 главы поэмы. Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 | 6.02 | |||
61-62. | Система образов помещиков в поэме «Мертвые души». | 2 | 9.02 10.02 | |||
63. | Чиновники губернского города. | 1 | 13.02 | |||
64. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | 16.02 | |||
65. | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В. Г. Белинского. | 1 | 17.02 | |||
66. | Р/Р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | 20.02 | |||
67. | А. Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. | 1 | 23.02 | |||
68. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | 24.02 | |||
69. | Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | 27.02 | |||
70. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | 2.03 | |||
71. | Л. Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». | 1 | 3.03 | |||
72. | А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. | 1 | 6.03 | |||
73. | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 | 9.03 | |||
74. | Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. | 1 | 10.03 | |||
75. | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений. | 1 | 13.03 | |||
76. | И.А. Бунин. «Темные аллеи». Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | 16.03 | |||
77. | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | 17.03 | |||
78. | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | 20.03 | |||
79. | История создания и судьба повести. Система образов повести « Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. | 1 | 31.03 3.04 | |||
80. | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | 6.04 | |||
81. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 | 7.04 | |||
82. | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе. | 1 | 10.04 | |||
83. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | 13.04 | |||
84. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | 14.04 | |||
85. | А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта. | 1 | 17.04 | |||
86. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. | 1 | 20.04 | |||
87. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике. С.А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина. | 1 | 21.04 | |||
88. | В. В. Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. | 1 | 24.04 | |||
89. | М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». | 1 | 27.04 | |||
90. | Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 | 28.04 | |||
91. | А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | 1.05 | |||
92. | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | 4.05 | |||
93. | Б.Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | 5.05 | |||
94. | А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | 8.05 | |||
95. | А.Т. Твардовский. « Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | 11.05 | |||
96. | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков. | 1 | 12.05 | |||
97. | Античная лирика. Катулл. Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 | 15.05 | |||
98. | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | 1 | 18.05 | |||
99. | У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 | 19.05 | |||
100. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | 22.05 | |||
101. | И.В. Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. | 1 | 25.05 | |||
102. | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. | 1 | ||||
103-105. | Резервные уроки | 3 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....