Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
За основу взята Примерная программа и Программа для общеобразовательных учреждений "Литература 5-11 классы" (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 72.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» _______/_________________/ ФИО Протокол №___ от «___» ____________2014_ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» __________/_____________/ ФИО «___» ___________2014_ г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» __________/_______________/ ФИО Приказ №______ от «___» ____________2014_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 7 класса
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель: Преснякова И.Н.
Квалификационная категория : высшая
2014 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, , учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Сведения о примерной образовательной программе
За основу взята Примерная программа по литературе и Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.
Внесённые изменения
Изменено содержание раздела «Из литературы народов России». Введена тема с учётом регионального компонента: «Павел Машканцев. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни».
Цели и задачи реализации учебного предмета
Цели обучения :
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения :
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе.
Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Межпредметные связи изучения предмета
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Количество учебных часов
Рабочая программа по литературе в 7 классе рассчитана на реализацию 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Предметы | литература (контр. раб.) | ||||||
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
сочинение (кл./дом) | 3/0 | 3/1 | 2/2 | 2/3 | 3/3 | 3/3 | 4/3 |
объём сочинения (стр.) (кл./дом) | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7 |
техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать) | 100- 110 слов/мин. | 110- 120 слов/мин. | 120- 130 слов/мин. | − | − | − | − |
Количество уроков развития речи-11
Количество уроков внеклассного чтения-10
Учебно-методический комплект:
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень) Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009 г
Учебник: Литература. 7 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009 г.-2013г.
Полухина В.П. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактические материалы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008
Полухина В.П. и др. Литература:7 кл.: Метод. советы/Под ред.В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2008.
Формы контроля
1) устный контроль:
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
2) письменный контроль:
- самостоятельная работа;
- сочинение;
- тест.
Виды контроля:
1)промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;
2)итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий знания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретиче-ское обучение, ч. | Внеклассное чтение, ч | Развитие речи, ч | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Устное народное творчество. | 3 | 2 | 1 | |
3 | Из древнерусской литературы. | 1 | 1 | ||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | 1 | ||
5 | Из русской литературы XIX века. | 29 | 22 | 4 | 3 |
6 | Из русской литературы XX века. | 22 | 13 | 3 | 6 |
7 | Зарубежная литература. | 11 | 7 | 3 | 1 |
ИТОГО | 68 | 47 | 10 | 11 |
- Содержание тем учебного курса.
Введение-1 ч
Учащиеся должны знать: понятие проблемы
Учащиеся должны уметь: определять взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении
Основные термины: проблема
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-3+1р/р+1 вн/чт
Учащиеся должны знать: определения былины и преданий, жанры фольклора, содержание произведений
Учащиеся должны уметь: давать связный ответ на поставленный вопрос, выразительно читать
Основные термины: предание ,гипербола ,былина,пословицы,поговорки
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-2 ч
Учащиеся должны знать: определение летописи
Учащиеся должны уметь: проводить анализ художественного текста, выразительно читать предложенный отрывок
Основные термины: летопись
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-2ч
Учащиеся должны знать: определение оды
Учащиеся должны уметь: давать краткую характеристику жизненного и творческого пути поэтов
Основные термины: ода
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-20+8р/р+3 вн/чт
Учащиеся должны знать: определения повести, баллады, литературного героя
Учащиеся должны уметь: проводить частичный анализ лирического и прозаического текста, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; определять тему и идею произведения, выразительно читать
Основные термины: баллада, повесть, фольклоризм, роды литературы, эпос, стихотворения в прозе, поэма, трёхсложные размеры стиха, гротеск, герой-повествователь
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-21 ч(1р/р,8 вн/чт)
Учащиеся должны знать: представителей русской литературы 20 века, названия и основное содержание их произведений, определение лирического героя
Учащиеся должны уметь: давать связный ответ на поставленный вопрос, проводить частичный анализ произведений
Основные термины: тема,идея,портрет,лирический герой,ритм,рифма
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России-1 ч
Павел Машканцев. Краткий рассказ о мордовском поэте.
Возвращение к истокам, основам жизни.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-5ч(4+1 вн/чт)
Учащиеся должны знать: представителей зарубежной литературы, названия их произведений
Учащиеся должны уметь: ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление); готовить пересказ, определять тему и идею произведения
Основные термины: жанр хокку (хайку).
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
- Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Литература»
в 7 классе
№ | Сроки проведения | Тип урока | Тема урока | Количество часов | |||||
Планируемая | Фактическая | ||||||||
I четверть- 18 ч. (14+3р/р+1в/ч) | |||||||||
1.1 | 02.09 | 02.09 | Беседа | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | ||||
Устное народное творчество -5ч. (1р/р+1в/ч) | |||||||||
2.1 | 06.09 | 06.09 | Рассказ учителя. Беседа | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | ||||
2.2 | 09.09 | 09.09 | Рассказ учителя. Беседа | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | ||||
2.3 | 13.09 | 13.09 | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения «Мой любимый былинный герой» | 1 | ||||
2.4 | 16.09 | 16.09 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | ||||
2.5 | 20.09 | 20.09 | Рассказ учителя. Беседа | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц.Т.л | 1 | ||||
Древнерусская литература -2ч. | |||||||||
3.1 | 23.09 | 23.09 | Рассказ учителя. Беседа | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы древней Руси.Т.л.
| 1 | ||||
3.2 | 27.09 | 27.09 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности,гимн любви и верности. | 1 | ||||
Произведения русской литературы XVIII века- 2ч. | |||||||||
3.3 | 30.09 | 30.09 | Рассказ учителя. Практикум | М.В. Ломоносов. Личность, судьба, творчество: оды.Т.л. | 1 | ||||
3.4 | 04.10 | 04.10 | Рассказ учителя. Беседа | Г.Р. Державин – поэт и гражданин. «Река времен…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | 1 | ||||
Русская литература XIX века- 31ч. | |||||||||
3.5 | 07.10 | 07.10 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Т.л. | 1 | ||||
3.6 | 11.10 | 11.10 | Рассказ учителя. Беседа | «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. | 1 | ||||
3.7 | 14.10 | 14.10 | Беседа. Практикум | «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. | 1 | ||||
3.8 | 18.10 | 18.10 | Беседа. Практикум | «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 1 | ||||
3.9 | 21.10 | 21.10 | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения «История России в произведениях А. С. Пушкина» | 1 | ||||
3.10 | 25.10 | 25.10 | Беседа | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека».Т.л. | 1 | ||||
3.11 | 28.10 | 28.10 | Практикум | Р/Р Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | 1 | ||||
3.12 | 01.11 | 01.11 | Урок-игра | Урок-игра по творчеству А.С.Пушкина | 1 | ||||
II четверть- 14ч.(9 +3р/р+2в/ч) | |||||||||
3.13 | 11.11 | 11.11 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Т.л. | 1 | ||||
3.14 | 15.11 | 15.11 | Беседа. Практикум | Р/Р Анализ эпизода «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». | 1 | ||||
3.15 | 18.11 | 18.11 | Практикум | Р/Р Обучение анализу стихотворения | 1 | ||||
3.16 | 22.11 | 22.11 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (тестирование) | 1 | ||||
3.17 | 25.11 | 25.11 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Т.л. | 1 | ||||
3.18 | 29.11 | 29.11 | Обучение устному рассказу | Р/Р Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | ||||
3.19 | 02.12 | 02.12 | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | ||||
3.20 | 06.12 | 06.12 | Рассказ учителя. Беседа. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | ||||
3.21 | 09.12 | 09.12 | Урок развития речи | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Т.л. | 1 | ||||
3.22 | 13.12 | 13.12 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | 1 | ||||
3.23 | 16.12 | 16.12 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Т.л. | 1 | ||||
3.24 | 20.12 | 20.12 | Урок внеклассного чтения | В/Ч А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья | 1 | ||||
3.25 | 23.12 | 23.12 | Рассказ учителя. Беседа. | М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | ||||
3.26 | 27.12 | 27.12 | Рассказ учителя. Беседа. | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.Т.л. | 1 | ||||
III четверть -20ч. (13+3р/р+4в/ч) | |||||||||
3.27 | 12.01 | 12.01 | Рассказ учителя. Беседа. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». (Главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.Т.л. | 1 | ||||
3.28 | 17.01 | 17.01 | Беседа. Обучение устному рассказу | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1 | ||||
3.29 | 19.01 | 19.01 | Рассказ учителя. Беседа. | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | ||||
3.30 | 24.01 | 24.01 | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения «3олотая пора детства в произведениях Л. Н. Толстого и И.А. Бунина» | 1 | ||||
3.31 | 26.01 | 26.01 | Рассказ учителя. Беседа | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Смысл названия рассказа.Т.л. | 1 | ||||
3.32 | 31.01 | 31.01 | Практикум | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | ||||
3.33 | 02.02 | 02.02 | Беседа. | Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | ||||
3.34 | 07.02 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова | 1 | |||||
3.35 | 09.02 | Урок развития речи | Р/Р Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. | 1 | |||||
Русская литература XX века- 21ч. | |||||||||
4.1 | 14.02 | Рассказ учителя. Беседа | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей жизни».Т.л. | 1 | |||||
4.2 | 16.02 | Беседа | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | 1 | |||||
4.3 | 21.02 | Практикум | Портрет как средство характеристики героя | 1 | |||||
4.4 | 24.02 | Урок внеклассного чтения | В/Ч «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | |||||
4.5 | 28.02 | Рассказ учителя. Беседа | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Т.л. | 1 | |||||
4.6 | 03.03 | Урок внеклассного чтения | В/Ч В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | 1 | |||||
4.7 | 07.03 | Рассказ учителя. Беседа | Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | |||||
4.8 | 10.03 | Рассказ учителя. Беседа | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | 1 | |||||
4.9 | 14.03 | Урок внеклассного чтения | В/Ч А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | 1 | |||||
4.10 | 17.03 | Урок развития речи | Р/Р Урок-мастерская «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века) | 1 | |||||
4.11 | 21.03 | Урок контроля | Защита проектов по произведениям писателей ХХ века | 1 | |||||
IV четверть -16ч. (11+2р/р+3в/ч) | |||||||||
4.12 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | ||||||
4.13 | Урок развития речи | Р/Р Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Т.л. | 1 | ||||||
4.14 | Рассказ учителя. Беседа. | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Т.л. | 1 | ||||||
4.15 | Урок развития речи | Р/Р Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения | 1 | ||||||
4.16 | Рассказ учителя. Беседа. | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | ||||||
4.17 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира | 1 | ||||||
4.18 | Рассказ учителя. Беседа. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского.Т.л. | 1 | ||||||
4.19 | Рассказ учителя. Беседа. | Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Т.л. | 1 | ||||||
4.20 | Рассказ учителя. Беседа. | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | ||||||
4.21 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Песни на слова русских поэтов ХХ века. | 1 | ||||||
Из литературы народов России 1ч. | |||||||||
5.1 | Рассказ учителя. Беседа. | Из литературы народов России. Павел Машканцев. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | ||||||
Зарубежная литература -5 ч | |||||||||
6.1 | Рассказ учителя. Беседа. | Зарубежная литература. Р. Бернс. Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | ||||||
6.2 | Рассказ учителя. Беседа. | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | ||||||
6.3 | Рассказ учителя. Беседа. | Японские хокку (хайку). Особенности жанра.Т.л. | 1 | ||||||
6.4 | Урок контроля | Итоговая контрольная работа (тестирование) за курс литературы в 7 классе | 1 | ||||||
6.5 | Урок внеклассного чтения | В/Ч О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о победе добра | 1 |
- ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тематика практических работ (сочинения)
- Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения«Мой любимый былинный герой»
- Р/Р Написание классного сочинения «История России в произведениях А. С. Пушкина»
- Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба
- Р/Р Написание классного сочинения «3олотая пора детства” в произведениях Л. Н. Толстого и И.А. Бунина»
Тематика контрольных работ (к/р,тесты)
1.Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (тестирование)
2.Защита проектов по произведениям писателей 20 века
3.Итоговая контрольная работа (тестирование) за курс литературы в 7 классе
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы; поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение; гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических, лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программа:
Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ, 11-е издание, 2009 г.
Базовый учебник:
Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 17-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2009
Методическое обеспечение:
1) Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы.
2) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Лит-ра в 7 кл.: Урок за уроком.
Дидактическое обеспечение:
Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина.
Наглядный материал
1.Учебные таблицы:
1.Роды литературы.
2.Художественные системы в литературе.
3.Классицизм.Сентиментализм.
4.Романтизм.Модернизм.
5.Реализм как литературное направление.
6.Темы и мотивы в лирике.
7-8.Жанры лирики.
9.Рифма.
10.Принципы ритмической организации стихотворения.
11-14.Строфа.Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные формы.
15.Стихосложение.
16.Лирический герой.
17-20.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры
2.Комплекты портретов писателей .
Электронные ресурсы
1.Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1.Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
3.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4.Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
5.Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Для учащихся:
1.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
2.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
3.Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
4.Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
5.Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
6.Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....