Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журав-лёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).
Учебник-хрестоматия « Литература 5 класс» в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2014.,соответствуетствующий требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 70 часов. Из них – 4 контрольных урока, 8 уроков внеклассного чтения , 4 урока развития речи (сочинение): 3 аудиторных и 1 домашнее, 2 резервных часа. В связи с тем, что 45 % учащихся класса имеют достаточный уровень знаний по литературе, целесообразно увеличение количества уроков внеклассного чтении до 8, что позволит не только прививать интерес к чтению, но и формировать УУД по предмету Программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lit-ra_5_klass.docx | 104.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журав-лёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).
Учебник-хрестоматия « Литература 5 класс» в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2014.,соответствуетствующий требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 70 часов. Из них – 4 контрольных урока, 8 уроков внеклассного чтения , 4 урока развития речи (сочинение): 3 аудиторных и 1 домашнее, 2 резервных часа. В связи с тем, что 45 % учащихся класса имеют достаточный уровень знаний по литературе, целесообразно увеличение количества уроков внеклассного чтении до 8, что позволит не только прививать интерес к чтению, но и формировать УУД по предмету Программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном уровне, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература». Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по литературе;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения литературы в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Контрольные уроки | Уроки внеклассного чтения | Количество сочинений | |
класс-ных | домаш-них | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Русский фольклор | 6 | ||||
3 | Древнерусская литература | 1 | ||||
4 | Русская литература 18 века | 1 | ||||
5 | Русская литература 19 века | 29 | 2 | 2 | 3 | 1 |
6 | Русская литература 20 века | 21 | 1 | 2 | 3 | |
8 | Зарубежная литература | 9 | 1 | 4 | ||
9 | Резервные уроки | 2 | ||||
Итого | 70 | 4 | 8 | 3 | 1 |
График проведения контрольных работ по литературе в 5 классе в 2014- 2015 учебном году
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | час | Содержание образования | Работа с Понятиями | Планируемый результат | Вид контроля | Дата | Приме- чание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
планир | фак-тич | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Писатели о роли книги в жизни чело-века и общества. Кни-га как духовное завещание одного поколения другому. Книга художествен-ная и учебная. Струк-турные элементы учебной книги (обло-жка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.) | Форзац, титуль-ный лист, вы-ходные данные | Знать/ понимать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; Уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необ-ходимый материал для занятия, отвечать на вопросы по прочита-нному тексту, составлять его план | Объяснить значе-ние слов А. С. Пуш-кина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи. Составить план статьи учеб-ника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устное народное творчество (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры. Загадка. | 1 | Коллективность твор-ческого процесса в фольклоре. Отраже-ние в русском фольк-лоре народных тра-диций, представление о добре и зле. Вариа-тивная природа фольклора. Испол-нители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора | Фольклор. Устное народ-ное творчество | Знать/ понимать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произве-дений устного народного творчес-тва (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы Уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольк-лора, различать пословицы | Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между по-словицей и пого-воркой пословица «Поговорка – цве-точек, пословица – ягодка»? Приду-мать и описать ситуацию, исполь-зуя как своеобраз-ный вывод посло-вицу или поговорку | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русские народные сказки (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сказка как особый жанр фольклора | 1 | Сказка как вид наро-дной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучи-тельный и философ-ский характер сказки. Соотношение реаль-ного и фантастичес-кого в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок | Сказка. Виды сказок.Постоян-ные эпитеты. Гипербола. Сказочные фор-мулы. Вариати-вность народ-ных сказок. Сравнение | Знать/ понимать жанровые осо-бенности, виды сказок; традиции-онных персонажей волшебных сказок, присказки-небылицы, характерные для сказок обороты речи (по-стоянные эпитеты, ска-зочные зачины и концовки). Пони-мать особенности народных ска-зок, особенности сказывания ска-зок (народная речь – лексика, ритм, слаженность, напевность), в чем заключается мастерство ска-зителей; знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок Уметь определять характерные обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использо-вать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изобра-жением в живописи и графике | Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшеб-ные, и бытовые и о животных называ-ются сказками? Сказывание люби-мых сказок |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | «Царевна-лягуш-ка» - встреча с волшебной сказ-кой | 1 | Художественный мир сказки «Царевна-ля-гушка», Иван царе-вич, его помощники и противники. Истин-ная красота Василисы Премудрой | Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение | Знать/понимать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка», понимать общее дви-жение сюжета, идею сказки и ха-рактеры ее героев; что такое худо-жественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки.Уметь определять особенности фольк-лорной волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопостав-лять иллюстрации художника с текстом сказки | Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | «Иван – крестьян-ский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героичес-кого содержания | 1 | Система образов сказки. Образ главно-го героя.Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке авто-ра –народа | Постоянные эпитеты. Гипер-бола. Сравне-ние | Знать/понимать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крес-тьянский сын и чудо-юдо», сюжет, идею сказки, героев, их характеры. Уметь определять особенности фольклорной вол-шебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоян-ные эпитеты); истолковывать смысл «необычай-ных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки | Ответить на вопрос: какие черты харак-тера Ивана – крес-тьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдат-ская шинель» | 1 | Народные представ-ления о справедли-вости в сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Жу-равль и цапля». Жи-вотные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных | Знать/понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная осно-ва)Уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшеб-ной | Анализ сказок по группам: «Жена-спорщица», «Гор-шок», «Барин и мужик» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Мои любимые сказки | 1 рр | Русские народные сказки, собранные для детей Л. Н. Тол-стым, А. Афанасье-вым, В. Аникиным. Русские сказочники. Секреты мастерства | Знать, какие особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание Уметь определять, какие особен-ности сказки относятся к жанру, какие – к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновы-вать свою иллюстрацию и соот-носить ее текстом художествен-ного произведе-ния, отбирать материал для устного рассказа | Конкурс на знание народной сказки. Защита собствен-ных иллюстраций к сказкам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древнерусская литература (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Возникновение древне-русской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литератур-ный памятник. «Под-виг отрока киевляни-на и хитрость воево-ды Претича». Герои летописного сказа-ния. Фольклор и летописи | Летопись | Знать понятие «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литера-тура, основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»Уметь коротко предать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в лето-писи, объяснять жанровые особенности в летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) | Чтение по ролям. Составление ци-татного плана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература XVIII века (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астро-нома в пиру | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились два астронома…» - науч-ные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Роды лите-ратуры:эпос, лирика, драма. Жанры ли-тературы Осмысле-ние поня-тий астро-ном, весь-ма, слыл, очаг; имен Коперник, Птоломей | Понимать значимость личности М. Ю. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве», знать определение теоретико-литера-турных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры Уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения, читать выразительно | Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо-учениям, размыш-лениям и сомне-ниям Ломоносов противопоставил житейский, практи-ческий опыт прос-того человека? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература XIX века (27 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Русские басни. Басня и ее родо-словная. Басня как литературный жанр | 1 | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка | Басня, аллегория Понятие об эзопо-вом языке | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетво-рение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) Уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки | Чтение по ролям. Викторина на зна-ние басен И. А. Крылова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок» | 1 | Великий баснописец И. А. Крылов. Обли-чение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежес-тва, жадности, хитрости в баснях Крылова. Алле-гория как основа худо-жественного мира басни. Способы выражения морали | Словарная работа (ловчий, лицемер, лицеме-рить). | Знать/понимать общую картину жизни Крылова (начало трудовой деятельности, как полу-чил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность)Уметь составлять план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять ее жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягненку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни | План рассказа о басно-писце. Устное словесное рисование (как произо-шла встреча Волка и Ягненка), какие выра-жения басни могут ис-пользоваться в различных ситуа-циях? Инсцениро-ванное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | И. А. Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» | 1 | Образы животных и их роль в басне. Обличе-ние воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художес-твенного мира басни. Способы выражения морали | Словарная работа (невежа, невежда) | Знать/понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов | Инсценированное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | 1 вч | Аллегорическое отражение истории-ческих событий в бас-нях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль. Уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего) | Ответить на вопрос: «Почему И. А. Кры-лов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».Сюжет и герои. | 1 | История создания ска-зки «Спящая царевна». Черты народной сказ-ки в произведении В.А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произве-дение. Литературная сказка и сказка фольк-лорная | Словарная работа (пророк, хорунжий концовка, сказочные формулы волшебной сказки). Ли-тературная сказка, фольклор | Знать/понимать историю создания сказки, сюжет и героев, понимать от-личие сказки литературной от народ-ной. Уметь сопоставлять литератур-ную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное | Составление таб-лицы «сходство и различие народной сказки и литера-турной». Доказать, что произведение Жуковского – сказка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | В. А. Жуковский «Кубок» | 1 | Слово о поэте (детст-во, начало творчества). Понятие о балладе. История создания бал-лады «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проб-лемы баллады | Баллада, словарная работа (ратник, латник) | Знать/понимать сведения о поэте (детские годы, начало творчества), историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности, понимать поступки героев, определять реальные события и фан-тастические, отношение автора к героям Уметь выразительно читать балладу | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» | 1 | Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее сказками и песнями | Эпитет, сравнение, метафора | Знать/понимать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как поду литературы | Найти эпитеты, сравнения, мета-форы и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый» | 1 | Пролог к поэме «Рус-лан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю-жеты пушкинского произведения | Знать/понимать, в каких строках соединяется юмор и фантастика, общее настроение этого отрывка; собирательную картину образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения Уметь выразительно читать пролог к поэме «Руслан и Людмила» | Ответить на вопрос: «Какие народные и литературные сказ-ки вспоминаете вы, когда читаете про-лог к «Руслану и Людмиле» - «У лу-коморья дуб зеле-ный» В каких стро-ках сочетается и юмор и фантасти-ка? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Контрольная рабо-та по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | 1 КР | Творчество Пушкина, Крылова, Жуковского; теоретико-литератур-ные понятия: эпитет, сравнение, метафора, аллегория. Жанры: баллада, басня, сказка |
| Знать/понимать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий.Уметь определять в тексте (его фрагментах) изобразительно-выразительные средства, находить мораль в басне | Тест | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Борьба добрых и злых сил | 1 | Истоки рождения сюжета сказки. Систе-ма образов. Противо-стояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке | Словарная работа (инда, сочельник, ломлива, перст, полати и др.) | Знать/понимать историю рождения сюжета сказки, особенности стихо-творной сказки, понимать систему образов. Основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной) Уметь отбирать материал для характеристики героев | Составление сравнительной характеристики мачехи и падчери-цы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Сходство и различие литератур-ной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Риф-ма, ритм, строфа | 1 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки. | Ритм, риф-ма (пере-крестная, парная, опоясы-вающая), строфа | Знать/понимать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихо-творной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихо-творном произведении Уметь, используя текст прозаической сказки и сказки Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление сти-хотворных строк по заданным рифмам (буриме) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | АнтонийПогорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Сказочно-условное, фантастическое и дос-товерно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет | Литерату-рная сказ-ка | Знать/понимать сведения о писателе, сведения о творческом пути; содержа-ние произведения Уметь доказать принадлежность про-изведения к жанру сказки | Ответить на вопрос: как менялся харак-тер Алеши после того, как король вручил ему коно-пляное зернышко? Рассказать об этом подробно от лица одного из одноклас- сников Алеши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | В. М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 1 вч | Слово о писателе. Героическое и обыден-ное в сказке. Трагичес-кий финал и жизне-утверждающий пафос произведения | Словар-ная работа (Attalea Prinseps) | Знать/понимать факты биографии писателя, сведения о творческом пути; содержание сказки Уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснять непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением | Выразительное чтение эпизодов сказки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | М. Ю. Лермонтов Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости | 1 | М. Ю. Лермонтов: дет-ство и начало литера-турной деятельности, интерес к истории Рос-сии. Историческая ос-нова стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повество-вания. Сочетание раз-говорных интонаций с патриотическим пафо-сом стихотворения | Словарная работа (ре-дут, кар-течь, поле грозной сечи, ки-вер, дра-гун, басур-ман, постоять головою) | Знать/понимать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, истори-ческую основу стихотворения, пони-мать его героическую направленность, отношение автора к родине Уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог | Выразительное чтение, самостояте-льная работа с тек-стом (выборочное чтение, подбор цитат). Аргументи-рованный ответ на вопрос: «Что важ-нее для автора – передать истории-ческую правду о Бородинском сра-жении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Образ простого солдата – защи-тника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | . Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повество-вания. Сочетание раз-говорных интонаций с патриотическим пафо-сом стихотворения Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Сравнение, гипербола, эпитет, мета-фора, звуко-пись, аллите-рация,моно-лог, диалог | Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей; какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены; через чтение передать патриоти-ческий пафос стихотворения, по-чувствовать слияние эпического и личностного в речевом и образном строе стихотворения; при помощи устного словесного рисования вос-произвести портреты героев; наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в опии-сании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения | Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление мате-риала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопро-сов: 1. «В чем заклюю-чается основная мысль стихотворе-ния?» 2. «Каким пред-стает перед нами защитник Родины?» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | Юмор, сатира, лирика | Знать/понимать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Закол-дованное место, представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа Уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А. И. Куинджи и И. Е. Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | Составление воп-росов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Реальное и фантастическое в сюжете повести | 1 рр | Поэтизация народной жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантас-тического, светлого и мрачного, комического и лирического в по-вести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике | Фантастикаюмор | Знать/понимать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; какие повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», иметь общее пред-ставление об их содержании, художественном своеобразии Уметь определять роль юмора, фантастики в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, переска-зывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыден-ное и фантастическое, страшное и смешное; уметь строить монологическое | Составление таблицы «Способы достижения юмо-ристического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымы-сел и реальность в повести? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | 1 | Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятель-ности). Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет | Эпитет | Знать/понимать биографические сведения о поэте, нашедшие отра-жение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, пони-мать его тональность Уметь охарактеризовать особен-ности поэтики Некрасова, опре-делять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некра-сова | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | Поэтический образ русской женщины. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей | Словарная работа (вир-ши, чухна, мякина, лава, пожня, со-дом, обаянье) | Знать/ понимать содержание стихотворения «Крестьянские дети»; «есть женщины в русских селеньях…» Уметь определять авторскую по-зицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рас-сказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. Первонача-льно стихотворе-ние называлось «Детская комедия»: как вы думаете, почему поэт изме-нил заглавие? Стихотворение состоит из несколь-ких частей, которые Некрасовым не названы. Озаглавьте их. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе | 1 | Краткий рассказ о пи-сателе (детство, начало литературной деяте-льности, Спасское-Лутовиново в творчес-кой биографии писа-теля). Реальная основа рассказа «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа | Словарная работа (кре-постное пра-во, челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик) | Знать/понимать сведения о детстве и семье писателя, о начале его ли-тературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение по-нятий «крепостное право», «кре-постничество», сюжет рассказа Уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом пе-риоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рас-сказе с изображением на полотнах художников | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Герасим – «самое замеча-тельное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Счастливый год | 1 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преобра-жение героя. Счастье привязанности как смысл истории Гера-сима и Муму | Портрет, пейзаж, ли-тературный герой | Знать/понимать духовные и нрав-ственные качества Герасима; знать определение понятий: портрет, пей-заж, литературный герой Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать харак-теристику героя по его поступкам, использовать цитаты из текста, составлять план характеристики героя; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов | Пересказ эпизода «Муму в доме барыни». Ответы на вопросы: как пока-зывает Тургенев, что в крепостном Герасиме прос-нулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? озвучить внутренний моно-лог Герасима в сцене спасения Муму | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму».Подготовка к сочинению | 1 рр | Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представ-ление) | Тема, идея сочинения, план, тип речи: рас-суждение, повествова-ние | Знать/понимать определение понятий: портрет, пейзаж, литера-турный герой Уметь оперировать понятиями (пейзаж, портрет, литературный герой) в собственной речи; опреде-лять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя | Составление плана характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какую роль в создании харак-тера Герасима иг-рают портрет, ин-терьер, пейзаж? Подготовка к напи-санию сочинения (выбор темы, под-бор материала) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Контрольная работа за первое полугодие Творчество А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова | 1 КР | Творчество А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. Теоретико-литературные понятия: сравнения, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, фантастика, юмор, стихотворная и прозаическая речь, роды литературы (лирика, эпос), жанры: сказка, басня, летопись, баллада | Знать содержание изученных произведений, определение теоретико-литературных понятий Уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальное представление о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа | Тест |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | А. А. Фет. Слово о поэте. Стих. «Весенний дождь» «Чудная картина» «Вечер» | 1 | Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворе-нии «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения Уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы. Анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатление от быстро меняющихся картин и состояний природы | Выразительное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | 1 | Краткий рассказ о пи-сателе (детство, начало литературной деятель-ности). История созда-ния рассказа «Кавказ-ский пленник». Быль как форма повествова-ния. Герои и сюжет рассказа | Рассказ-быль, сюжет, фабула, литератур-ный герой | Знать/понимать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник», определение понятий «рассказ-быль», «сюжет», «фабула» Уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главн6ых сюжетных героев, их роль в произведении | Определять события, позволяя-ющие сопоставить и оценить поведе-ние Жилина и Кос-тылина в минуты опасности. Тест на знание содержания прочитаного произведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Два пленника: Жилин и Костылин | 1 | Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Пейзаж глазами героя | Определе-ние значе-ний слов «жила», «костыль». Простой и сложный план Сюжет Идея | Знать/понимать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставле-ние», средства раскрытия характе-ров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка). Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы Уметь оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя | Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания геро-ев; почему Л. Н. Толстой сам считал рассказ своим луч-шим произведении-ем? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Хирургия « как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе | Юмор | Знать/понимать автора и биографические сведения о нем; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя | Чтение по ролям |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Ф. И. Тютчев – великоле-пный певец природы | 1 | Слово о поэте. Стихотворения Тютче-ва о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха | Эпитет, сравнение, метафора | Знать/понимать автора и биографические сведения о нем; понимать выраженное в стихотворении настроение поэта и его мироощущение Уметь объяснять, что природа для Тютчева – живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха. Сопоставлять произведения разных видов искусств о природе, определять изобразительные средства, помогающие автору создать картины родной природы и одновременно «высказывать» собственные чувства и настроения | Ответить на вопрос: почему весна сим-волизирует расцвет природы и сил че-ловека, лето – зре-лость, осень – увя-дание, зима – фи-нал. Конец, умира-ние? Устное слове-сное рисование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | ЛирикаИ. С. Никитина А. Н. ПлещееваА. Н.Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Коль-цова,Н.М.Языкова | 1 вч | А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок). И. С. Ники-тин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отры-вок). А. Н. Майков «Ласточки». И. З. Сури-ков «Зима» (отрывок). А. В. Кольцов «В сте-пи»Языков «Буря» | Эпитет, сравнение, метафора. Стихотвор-ный ритм как средство передачи эмоциона-льного состояния | Знать/понимать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности, какими чувствами проникнуты произведения Уметь выразительно читать, передавать при помощи интонации чувства авторов, находить изобразительно-выразительные средства в стихотворениях | Сравнить стихо-творения А. Плеще-ева и Ф. Тютчева, посвященные весне, весеннему настро-ению, весенним картинам («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солн-це стало…»), сер-дечным пережива-ниям («И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то…»), бурному пришест-вию весны («Весна идет, весна идет!») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из литературы XX века (17 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | И.А.Бунин Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Краткий рассказ о писа-теле (детство, начало литературной деятель-ности). Рассказ«Косцы» - как поэтическое вос-поминание о Родине. | Знать / понимать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», авторское отношение к описываемым событиям. Уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. | Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляют автор в конце рассказа? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе. Вася и его отец. | 1 | Сведения о биографии В.Г.Короленко. Собы-тия жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце» | Портрет, пейзаж | Знать/ понимать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; в какое время происходят события, наблю-дать за художественными средст-вами, создающими образ одинокого ребенка.Уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества. | Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопро-сы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Контраст судеб героев в повести «В дурном общест-ве Счастье дружбы в повес-ти Короленко. | 1 | Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Мару-сей. Причины сближе-ния Васи с детьми под-земелья, их роль в жиз-ни мальчика. Серый камень- символический образ мира, беспощад-ного к людям. Особен-ности портрета и пейзажа в повести | Портрет, пейзаж. Композиция литератур-ного произ-ведения | Знать определение понятия «портрет», «пейзаж» Уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характера героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с детьми подземелья оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г.Короленко «В дурном обществе Обучение домаш-нему сочинению по повести В. ГКороленко | 1 рр | Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Понятие о композиции литературного произведения | Композиция литератур-ного произ-ведения | Знать/понимать определение понятия «композиция», содержание произведения, последовательность раскрытия темы Уметь отбирать материал для сочинения | Сочинение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | С.А.Есенин.Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я по-кинул родимый дом…», «Низкий дом с голубы-ми ставнями». Своеоб-разие языка есенинской лирики. | Эпитет, сравнение, метафора | Знать/ понимать основные события жизни Есенина; каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения Уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом - размеренный, неторопливый | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | П.П.Бажов Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Трудо-любие и талант Дани-лы-мастера. | Сказ как жанр литературы | Знать/понимать сведения из биографии П. П. Бажова, содержание его произведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Ба-жова. | 1 | Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа. | Сказ и сказ-ка (общее и различное) | Знать/понимать образ хозяйки Медной горы; реальное и фантас-тическое в сказе, определение понятия «сказа» Уметь читать сказ с соответствую-щей интонацией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантасти-ческое в сказке Паустовского. | Знать/понимать автора, факты его жизни, сюжет сказки, взаимоотношение героев. Уметь объяснять смысл названия сказки. | Пересказ. Составить характе-ристику Фильки |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | Нравственные проблемы произведения. | Пейзаж | Знать/понимать роль пейзажа в сказке Уметь находить нравственные проблемы в произведении | Ответить на вопрос: какую роль играет пейзаж в произведе- нии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 вч | Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». | Словарная работа (ветеринар, онучи, коновал, суховей) | Знать/понимать сюжет рассказа, взаимоотношения героев. Уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе | Пересказ, устное словесное рисование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки «Двенад-цать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отри-цательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | Драма, драматиче-ский сюжет, действую-щие лица, диалог, монолог, ремарки, драматург. | Знать/понимать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки, сюжет сказки. Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение | Чтение по ролям. Устное словесное рисование (писание королевы, деревен-ской избы, мачехи, костюмов двенад-цати месяцев). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Художественные особен-ности пьесы-сказки. | 1 | Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке. | Знать/ понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с фольклором, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками Уметь характеризовать героев, их характеры, изменения их поведения в зависимости от ситуации | Устное словесное рисование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Плато-нова в рассказе «Никита» | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружаю-щего. Быль и фантасти-ка. | Фантастика в литератур- ном произведе- нии. | Знать /понимать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантасти-ческий мир детской души. | Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 века | 1 КР | Творчество А. А. Платонова, С. Я. Маршака, К. Г. Паустовского, П. Бажова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина. Теоретико-литературные понятия: композиция, драма, фантастика, портрет, сказ, пьеса-сказка | Знать/понимать содержание изученных произведений, определение теоретико-литературных понятий Уметь определять композицию произведения | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро» | 1 | В.П.Астафьев - русский писатель, «сопричаст-ный всему великому и живому» (слово о писа-теле, его любви к дерев-не, родине, детских го-дах). Черты характера героя и его поведение в лесу. | Словарная работа (сло-ва и выраже-ния, харак-терные для стиля Аста-фьева): упал с валежины, отрешенно подумал, дурило, затеси, пылающие головни и другие. | Знать /понимать автора, факты его жизни, содержание и сюжет рассказа, героев; смысл заглавия, значение картин природы Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику. | Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | «Открытие Васюткой ново-го озера» | 1 | Васютка и его пут-ешествие по осенней тайге. Становление характера героя через испытание, преодоле-ние сложных жизнен-ных ситуаций. Образ-ность и выразитель-ность описания приро-ды. Понятие об авто-биографическом произ-ведении. | Автобиогра-фичность литератур-ного произ-ведения. | Знать/понимать отношение Васютки к окружающему его миру Уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества ему помогают бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) | Составление лек-сического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героев. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Классное сочинение «Поэ-тизация русской природы в лит-ре 20 века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В.П.Астафьев (по одному из произв)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? | 1 рр | Творчество С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева, А. П. Платонова | Знать содержание произведений Уметь составлять план сочинения | Составить сложный план сочинения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Произведения о Родине и родной природе (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Русские поэты 20 века о Ро-дине и родной природе | 1 | Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтичес-кого восприятия окру-жающего мира и осмысление собствен-ного мироощущения, настроения. Конкрет-ные пейзажные зари-совки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню – долгий зим-ний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы» | Эпитет, сравнение, метафора | Знать/понимать авторов стихотворений Уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определять их роль | Устное словесное рисование. Выразительное чтение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе | 1 вч | Конкретные пейзажные зарисовки и обобщен-ный образ России. А. Прокофьев.«Аленушка»Д. Кедрин.«Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня» | Эпитет, инверсия | Знать/понимать авторов стихотворений Уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определять их роль | Устное словесное рисование. Выразительное чтение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Писатели улыбаются (1 час) |
58 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робин-зон | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей | Юмор. Словарная работа (интерьер) | Знать/понимать автора, факты его жизни, определение понятия «юмор», содержание произведений Уметь сжато пересказывать, инсценировать | Ответить на вопрос: почему это произведение можно считать юмористическим? | |||||||||||||||||
«Ради жизни на Земле…» (1 час) | |||||||||||||||||||||||
59 | К. М. Симонов. Сло-во о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» А. Т. Твар-довский Слово о поэте. «Рассказ тан-киста» | 1 | Краткий рассказ о поэтах (детство и нача-ло литературной дея-тельности). «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. «Рассказ танкис-та». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Баллада | Знать/понимать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков, определение понятия «баллада» Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств – от скорбного воспоминания до гордости за Родину | Выразительное чтение стихотворе-ний. Сочинение-миниатюра «Поче-му рассказчик не может простить себе, что не спро-сил мальчика, как его зовут?» | |||||||||||||||||
Из зарубежной литературы (11 часов) | |||||||||||||||||||||||
60 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие представлений о жанре) | Словарная работа (вереск, пихты). Баллада как жанр | Знать/понимать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе, понимать, какие черты характера прославляет автор, находить признаки жанра баллады в «Вереско-вом меде» Р. Л. Стивенсона | Выразительное чтение | 30 | ||||||||||||||||
61 | Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя | Знать/понимать автора, факты его биографии, автор-ское отношение к изображае-мому, глубокое уважение к человеческому труду, изобра-жение труда как основы жизни Уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона | Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов |
| 31 | ||||||||||||||||
62 | Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Краткий рассказ о сказочнике, его сказоч-ном мире. Сюжет сказ-ки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда | Словарная работа (псалом, камердинервензель, форейтор, чертог) | Знать/понимать, в чем заключается своеобразие художественного мира Ан-дерсена – сказочника, опреде-ляемого эпохой, националь-ными особенностями и лич-ной судьбой писателя; собы-тия его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки «Снежная королева», особен-ности ее композиции, деле-ние на главы Уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями | Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль композиции сказки». Подбор цитат к характерис-тике Кая, Герды, Снежной королевы. Ответить на вопрос: что сближает и разделяет Кая и Герду? |
| ||||||||||||||||
63 | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена | Словарная работа (авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция) | Уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсена, назвать признаки жанра произведе-ния Андерсена, определять особенности авторской сказ-ки, доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику геро-ям с опорой на текст, объяс-нять, какие черты народной сказки использует сказочник | Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?» Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая | |||||||||||||||||
64 | Наши любимые сказки Андерсена. Подготовка к домаш-нему сочинению по сказкам Андерсена | 1 рр | Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство. | Знать/понимать содержание сказок Андерсена | Составить сложный план сочинения | ||||||||||||||||||
65 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы» | 1 вч | Краткий рассказ о писателе. Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей | Знать/ понимать автора, факты его биографии, содержание произведения; понимать, о чем спорят герои произведения |
| ||||||||||||||||||
66 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома, его пред-приимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена | Знать/понимать автора, факты его биографии, сюжет романа; время и место действия Уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе, оценивать его посту-пки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника; отбирать эпизоды, помога-ющие ярче увидеть харак-тер Тома, его взаимоотно-шения с друзьями, просле-дить. Как мальчишеское озорство и неуемная фан-тазия Тома сменяется му-жеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности | Пересказ любимых эпизодов из романа |
| |||||||||||||||||
67 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1 | Краткий рассказ о писа-теле. Детские впечатле-ния. «Сказание о Кише» - повествование о нрав-ственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображе-нии жизни северного народа | Знать/понимать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; пони-мать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем Уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произве-дение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой | Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя) |
| |||||||||||||||||
68 | Контрольная работа за год | 1 КР | Выявление уровня литературного развития учащихся | Задания для летнего чтения |
| ||||||||||||||||||
69,70 | Резервные уроки | 2 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.: Просвещение, 2014 г.
Для учителя:
Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень)
Примерная программа основного общего образования по литературе.
Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.: Просвещение, 2014 г.
Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....