Урок в 11 классе Николай Рубцов. Жизнь и творчество
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rubtsov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта.

Литературно—поэтическая композиция

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Звучит музыка на стихи Рубцова (Белов «Привет, Россия...»).

1-й ученик (Из стихотворения Ст. Куняева «Памяти поэта».)

Он точно знал,  

что счастье — это дым

и что не породишь его со Словом,

вот почему он умер молодым

и крепко спит

в своем краю суровом,

на вологодском кладбище своем

в кругу теней

любимых и печальных...

2-й ученик.    

А мы еще ликуем и живем

в предчувствии потерь

уже недальних.

А мы живем,

и каждого из нас

терзает все,

что и его терзало,

и потому,

пока не пробил час,

покамест время нас не обтесало,

давай поймем,

что наша жизнь - завет,

что только смерть развяжет эти узы —

ну, словом, все,

что понимал поэт

и кровный сын жестокой русской музы.

3-й ученик. В наше страшное бездуховностью, ожесточением время способна пробудить в нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова.

35 лет было отпущено ему прожить на земле. Он не успел не только опубликовать, но даже записать все стихи. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Николая Рубцова.

4-й ученик.    

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

Что я хотел бы превратиться.

Или в багряный тихий лист,

Но, превратившись, возродится

И воротишься в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом! —

Сказать: -Я был в лесу дождем! —

Поверьте мне: я чист душою...

(«Доволен я буквально всем...»)

1-й ученик. 5 января 1936 года Николай Рубцов появился на свет -19 января, в крещенскую ночь 1971 года, его не стало.

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы.

А весною ужас будет полным:

На погост речные хлынут волны!

Из моей затопленной могилы

Гроб всплывет, забытый и унылый,

Разобьется с треском, и в потемки

Уплывут ужасные обломки.

Сам не знаю, что это такое...

Я не верю вечности покоя.

(«Я умру в крещенские морозы...»)

2-й ученик. Из воспоминаний Г. Горбовского: «Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией — не придуманной, органической... Время от времени в огромном хоре светской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же — хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось. Долгожданный поэт... Но... не секрет, что многие даже из общавшихся с Николаем узнали о нем как большом поэте уже после его смерти...».

3-й ученик.    

Ночью видел:

Ломались березы!

Видел: метались цветы!

Гром, рассылающий

Гибель и слезы,

Всех настигал с высоты!

Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенести,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую

Весть!..

(«После грозы»)

4-й ученик. Задумываясь над первоистоками этой красоты, унесемся в Беломорье - край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. Здесь, в селе Емецк Архангельской области родился Николай Рубцов. К этому селу ведет тракт, по которому в начале XVIII века уходил в большую жизнь Михаил Ломоносов. Путь, который суждено будет пройти Рубцову, окажется столь же трудным, мучительным и высоким, как и у его великого предшественника.

Рубцов рано остался сиротой... Мать умерла, отец ушел на фронт. Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни.

1-й ученик. «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» - спросил я. «Золотой ключик», - ответил он.

2-й ученик. Мы смотрели кино «Золотой ключик», в котором так много было интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах появились слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтобы я шел домой. Я ничего не понял тогда, но сердце мое содрогнулось, и теперь часто воспоминаю я кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».

... Этот цветочек маленький

как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить все же смог...

Нес я за гробом матери

Аленький цветок.

3-й ученик. Детский дом находился в селе Никольском. Вот как описывал это место уже взрослый поэт: «Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Тошмы, деревни на холмах... леса, небеса! У реки, вернее над рекой, сразу у въезда в Николу, под березками - разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится...»

Из детских неласковых лет вынес Коля Рубцов не ожесточение и ненависть, совсем другие чувства — мудрое и какое-то глубокое спокойное осознание красоты жизни. Этому, конечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев.

Вот говорят,

Что скуден был паек,

Что были ночи

С холодом, с тоскою, -

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый в поле огонек.

4-й ученик. Это удивительное свойство Николая Рубцова: он помнит не то, что отягощало многих. Память — основа человеческой души. Душа поэта хранит иные образы: «ивы над рекою» - ласковость вечный природы; «запоздалый огонек» - добрый свет человеческого жилья. Из всех «источников света» Николай Рубцов особенно любил «огоньки» и звезды. Звезда — это ведь тоже маленькие огонечки на пустынном «поле» темного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, он они способны подрежать человека своим существованием, тем, что они есть, тем, что, может быть, их тоже кто-то «зажигает». Огонек - это всегда надежда на то, что впереди — люди, доброта, помощь, живое, трепетное.

1-й ученик. Рубцов всматривается в природу, учится у нее. Об этом мы можем судить, прочитав стихотворение «Воробей».

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

2-й ученик. По воспоминаниям его товарищей, Коля Рубцов был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то особой непосредственностью и доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет, закончив семь классов, Коля один, самостоятельно едет в далекую Ригу - к морю, поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота. Чтобы добыть денег на обратный путь, пришлось продать на рынке личные вещи.

3-й ученик. Мечта о море все же осуществилась. В 1952 году Рубцов приезжает в Архангельск и поступает работать на тральщик — ловить рыбу. На самом деле оказалось, что «еще» 16 лет. Работа для юноши была непосильной. Через несколько «рыбацких» месяцев Рубцов увольняется с тральщика. Куда теперь? Рубцов меняет адреса: Кировск, Ташкент и, наконец, Приютино под Ленинградом. Связь с Севером на этом не закончилась: именно на Северном флоте, когда подошло время, Николай Рубцов служил 4 года.

4-й ученик. Стихи сочинять Коля Рубцов начал еще в третьем классе. Писал их все время, но только здесь, на службе, ему суждено будет услышать о своих «сочинениях» первые серьезные отзывы. Однако Рубцов еще не знает, какую дорогу в жизни ему выбирать. «О себе писать ничего пока не стану. Скажу только, что все чаще задумываюсь, каким делом заняться в жизни. Ни черта не могу придумать! Неужели всю жизнь придется делать то, что подскажет обстановка? Но ведь только дохлая рыба (так гласит народная мудрость) плывет по течению!» - писал он другу.

После службы Рубцов возвращается в Ленинград. Экстерном закончив вечернюю школу в Ленинграде, Рубцов поступает в Литературный институт, который находился в Москве, и вскоре переезжает в столицу.

1-й ученик. Москва тех лет (начало 60-х) славилась своими поэтами, которые собирали на свои «концерты» тысячами любителей поэзии. Поначалу и Рубцов окунается в шумную поэтическую жизнь Москвы, но потом все дальше отходит от многолюдных «поэтических пиров», все реже посещает эти «выставки» талантов. Острая социальная литература, отражающая жизнь страны с ее крупными стройками, освоением все новых и новых земель, полетами в космос, не трогает Рубцова. Для того чтобы «побывать в космосе», поэту не нужны советы кого бы то ни была - ему необходимы ночь, звезды, стремление постичь тайну и вдохновение.

2-й ученик. Как-то на студенческой вечеринке читали стихи «по кругу...» Настал черед поэта — первокурсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал «В горнице моей светло...» Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия — дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды».

В горнице моей светло:

Это от ночной звезды

Матушка возьмет ведро

Молча принесет воды...

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день:

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе.

(«В горнице»)

Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: «Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он - художник по организации его натуры, поэт по призванью».

3-й ученик. Жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году Рубцов перевелся на заочное отделение и уехал в Вологду.

Рубцов много и удивительно плодотворно работал. Поэт Александр Романов писал: «Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли однажды из неба и земли и сами стали- этой вечной синевой и зеленью...»

4-й ученик. Каким чутким и озаренным человеком надо быть, чтобы так воспринимать природу, любить ее! Радоваться, когда ей хорошо, и страдать, когда она в беде.

В тяжелые минуты, когда сознание одиночества и заброшенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой.

1-й ученик. Рубцов боготворил Россию, ее природу, обычаем, верования. Да, всеми силами души любил Рубцов свою тихую родину, нашу общую Родину. Душевная бесприютная заставляла его еще обостренное чувствовать трагическую судьбу своей Родины, ее бесчувственных стариков и ее великих поэтов:

... Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы.

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу,

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

2-й ученик. Одним из любимых слов Рубцова было слово «старинный», «старинные чувства», «старинные слова». Вот, например, как это слово «оживает» в стихотворении «До конца»:

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Моей,

Перед жнивой,

Пасмурной и грустной,

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

3-й ученик. Почему же Рубцову дорого слово старина?

«Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее, старинных поэтических форм...» - утверждал поэт. Оказывается, тот, кто способен по-настоящему мыслить и чувствовать, обязательно привлечет для выражения своих чувств и мыслей слова, испытанные временем, давние, глубокие.

Поэзия Николая Рубцова — это живой родник старинного русского слова, настоящих, а не надуманных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни, к Родине.

4-й ученик. Сколько раз писал и говорил о родной деревне, о деревенской школе. О школьных годах! Но нужен был Рубцов, чтобы воспеть это единственное и незабываемое.

(Читает стихотворение «Тихая моя Родина».)

2-й ученик. Николай Рубцов знал себе цену, почти всегда был уверен в значительности своего творчества. Он смело шел к тому, чтобы стать вровень с самыми признанными авторитетами.

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова!..

Эти строки не были напечатаны при жизни, но он их все-таки написал!

В прекрасном стихотворении «Русский огонек» Рубцов рассказал о себе как бы из будущего, представ в своих стихах перед потомками. По сути, это духовный, нравственный завет Рубцова:

3-й ученик.    

...За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью...

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек.

Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и ранее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам и жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем...

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославный веял старинной,

И ликовал под ливнями и зноем!..

(«Привет, Россия...»)

4-й ученик. Короткую жизнь прожил Рубцов «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле...» сказал Виктор Астафьев.

Замерзают мои георгины.

И последние ночи близки.

И на комья желтеющей глины

За ограду летят лепестки...

Нет, меня не порадует — что ты! –

Одинокая странствий звезда.

Пролетели мои самолеты,

Просвистели мои поезда.

1-й ученик. Виктор Астафьев весной 1971 года вспоминал на страницах журнала «Современник»: «В день сороковин поэта его друзья и земляки собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своей жизнью совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит, - новое, еще недавно тут был пустырь, нет здесь зелени и деревья еще не выросли, на кустах сидят многочисленные нахохленные вороны. Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят - переливаются голубые снега, светит уже на весну подобревшее солнце, и не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет и не услышим мы его прекрасную, только до половины спетую песню. И хочется спросить словами Василия Белова: «Коля, где ты есть — то?» Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не сможет заменить не земле:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста.

2-й ученик. В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье - мраморную плитку с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, на самому себе...

Отложу свою скудную пищу

И отправлюсь на вечный покой.

Пусть меня еще любят и ищут

Над моей одинокой рекой.

3-й ученик. Однажды писатель Юрий Казаков заметил: «Человек с богатой внутренней биографией может возвыситься до выражения эпохи в своем творчестве, прожив в то же время жизнь, бедную внешними событиями. Таков был, например, Блок». Таким был и Николай Рубцов.

4-й ученик. Всмотритесь в лицо этого человека. Нельзя сказать, что оно красиво, ласково. И все же, посмотрите, в этом открытом лице, в этих прищуренных глазах таится внутренняя сила, словно Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку вечностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой...

Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"

1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...

Интегрированный урок в 6 классе "Роберт Бернс:жизнь и творчество"

Урок разработан на основе УМК Английский язык для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, авторы – составители О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.Урок разработан с...

Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова».

Урок литературы по теме "Жизнь и творчество В.Я. Брюсова" систематезирует знания учащихся о литературных течениях (символизме, акмеизме, футуризме), знакомит с жизнью и ворчеством В.Я. Брюсова, ...

Урок литературы в 10 классе "Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева"

Урок с использованием проектной технологии, сопровождается презентацией....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...