–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения .
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока – работа с текстом
Тема –« Спешите стать терпимей и добрей» (Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»)
Цели:
- развивающая: создание условий для развития познавательных логических УД (анализ, сравнение) уч – ся средствами различных приемов работы с текстом
- обучающая: формирование образов героев на основе исследования авторской позиции и собственного видения ,
проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с окружающей действительностью, понимать позицию рассказчика
- воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств личности, для формирования правильного нравственного выбора
Задачи:
-содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;
- разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды
-совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения;
-развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vnekl._chteniya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия вызова | 1.Организационный момент. 2. На фоне музыки демонстрируется слайд-шоу с изображением природы, животного мира., звучит стихотворение Читает ученица: . В мире много собак, для которых с рожденья всегда Приготовлены в доме уютный матрас и еда, И хозяевам с ними нисколько не лень поутру В непогоду любую кругами ходить по двору. Если пес ослабеет однажды в неравном бою, На хозяина жизнь променять не жалея свою, Человек всё поймет, на руках занесет на порог, Смоет бережно кровь, перевяжет израненный бок. Дни в заботе пройдут... очень скоро, как прежде, опять Будут двое друзей неразлучных и верных гулять. Только знаешь...не всем в этой жизни настолько везло, Чтобы было кому отдавать и любовь, и тепло. Для того, кто один и поддержкой ничьей не согрет, Всё равно: год прошел или долгая тысяча лет... И тогда человек проклинает, в сердцах, небеса, А судьба посылает ему одинокого пса... Музыка постепенно стихает: Учитель: Мир, окружающий нас, прекрасен и многообразен. И мы лишь часть его. Природа к нам добра и благосклонна. Но всегда ли мы, люди, сильные мира сего, с добром и уважением относимся к окружающему, и как при этом меняемся сами? ( 1 слайд с изображением портретов писателей, иллюстраций к их произведениям) Учитель: Дома вы прочитали два рассказа разных писателей. Что объединяет эти рассказы? Почему многие писатели, точно так же , как и Е.носов, и П.Краснов пишут о судьбах собак? (-Собака верный друг человека… - Потому что ведутся отстрелы собак.. - Страшно, когда человек убивает друга….)ъ
| Слушают Мы тоже открываем двери в мир литературы, в мир художественного произведения Высказывают свою точку зрения |
Стадия осмысления | 3. Беседа по содержанию Учитель: Рассказ « Трудный хлеб» меньше потрясает. В нем нет , к счастью, трагедии. О чем этот рассказ? Учитель: Но почему рассказ так называется? Ведь речь идет о взаимоотношении собаки и человека? Что означает слово « хлеб»? Обратимся к словарю . (Выясняем , что слово « хлеб» многозначное. Выбираем значение, в котором оно в названии используется. Учитель: Итак, « трудный хлеб» - то, что тяжело дается, трудно добываемое пропитание. Но почему трудно? Ведь Чанг – охотничья собака, спаниель, охота для него – врожденный инстинкт? ( дети ответят, что Чанг – слепой!) Учитель: Но при этом слепые глаза у Чанга какие? ( ласковые, умные) Учитель: Но если Чанг слепой, зачем хозяин продолжает брать его на охоту? (приходим к выводу, что делается это для Чанга) Учитель: Хозяин относится к Чангу … как? ( доброжелательно, ласково, с уважением…) Учитель: А Чанг к хозяину? ( благодарно виляет хвостом, бодро бежит за хозяином…) Учитель: Как охотник отреагировал на вопрос : А не лучше ли вам завести другую собаку»? Обратитесь к тексту.(выразительное чтение отрывка) Почему он сразу стал прощаться? Учитель: Как вы себе представляете хозяина Чанга? Что он за человек? Почему вы так думаете? Учитель: В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие и уважающие друг друга , и за судьбу Чанга мы спокойны. А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?(… может, стал бы шатохой, как в рассказе П. Краснова « Шатохи»..) Читает ученица: Жизнь состоит из ночи и зимы. И жуткий страх шевелится мохнато. Бездомные собаки, как и мы, Кому – то тоже верили когда – то. Учитель: О чем рассказ « Шатохи»?( о судьбе бродячих собак, которых звали «шатохами».События разворачиваются на улице небольшого села, среди людей – взрослых и детей) (На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Разные пути привели сюда собак, но они все оказались здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая собачья преданность была разрушена). . Учитель: Что вас больше всего потрясло в рассказе? Судьба какой собаки взволновала больше всего?( ответы детей( С искренним сочувствием колхозный шофер: «Взять хоть этого Анисия Лютого – так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех местах, куда саданули, шерсть так топорщится… так трава вянет, когда дернину подстрижешь. И помню, всегда он в людях бегал, а в позапрошлом году Анисий на дойке его так перетянул кнутом при моих глазах… Я думал, он его надвое охвостником развалил!...Нет, оклемался где – то пес, травки покусал и вернулся все – таки к хозяину, простил. Пошло у них опять все по – старому : Анисий дрыхнет, а Люты коров сторожит день – деньской за двоих, а если что не так, Анисий – за кнут. Кобель, известное дело, от этого злел, ну и дотерпелся до точки, и теперь вот ни себе, ни людям… Непутево с ним вышло. – Так от Анисия уже вторая собака бегает… Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха». Кузька: . «Лютый, он умный — страсть! Только он людей не любит, дикий стал».) Учитель:С чего начинается рассказ? ( с того, что бездомные собаки напали на мальчика Гришука) Учитель: А почему напали? ( он побежал, нарушив правило- « бежать нельзя! Собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства!» И это правило надо запомнить!) Учитель: И тогда произошло то, что в своем стихотворении описывает поэт Куняев… Читает ученица: Им объявили смертную борьбу, Придумали отстрелы и облавы. Здесь дети часто слышали стрельбу И знали, что она не для забавы. Что будет безопаснее играть, Ходить из школы, ездить на салазках. Естественно, кто думал о собаках, Когда им приходилось умирать?! 4. Работа по группам Учитель: Происходит страшная расправа над собаками-шатохами. Кто виноват в этом? Можно ли было не допустить этого, избежать? Попробуем разобраться в этом. Для этого предлагаю поработать в группах. Каждой группе выдвигается гипотеза и предлагаются вопросы, помогающие опровергнуть или подтвердить ее. При ответах опирайтесь на текст, эпизоды указаны. Для подготовки , обсуждения дается 0,5-1 мин. ( высвечиваются слайды с гипотезами) Затем выслушиваем выступающих . Другим группам можно дополнять, поспорить. Выступает 1 группа. Высвечивается слайд , в котором написана гипотеза и перечислены вопросы. Гипотеза: Люди всегда должны оставаться людьми. В противном случае их души черствеют и опустошаются. - Проследите судьбу Лютого. Почему у него такая кличка? Как вы понимаете лексическое значение этого слова? -Почему Лютый убежал от Анисия? Кто из них более благороден? - Каково отношение к Лютому жителей села? Как это характеризует людей? ( Ученик зачитывает текст от слов « взять хоть этого Анисьина Лютого…» до слов «скучная, должно быть, житуха.») Выступает 2 группа. Высвечивается слайд. Гипотеза: Собаки становятся «шатохами» по вине людей. Гришук хочет остаться один, без односельчан. И это страшно: он тоже может стать « шатохой» - Как вы понимаете значение слова « шатохи»? Какую эмоциональную окраску имеет это слово? - Докажите, что именно люди виноваты в печальной участи бездомных собак. - Почему Гришук хочет уйти от людей? ( Ученик читает текст от слов «…да они же ничего, ну ничего не понимают…» до слов «как же так?» Выступает 3 группа. Высвечивается слайд. Гипотеза: Многие жители села пришли посмотреть на расправу и поучаствовать в ней из любопытства, не испытывая ни сострадания, ни жалости. - Вспомнили ли жители, что Лютый спас мальчика от одичавшей стаи собак? - Как ведут себя большинство людей во время расправы над собаками? Впервые ли в селе происходит такая облава? ( Текст читается от слов «село совсем притихло…» до слов «в предчувствии худшего» и от слов «и теперь вся толпа стояла вокруг…» до слов «никуда от нее не денется.» Выступает 4 группа. Высвечивается слайд. Гипотеза: Добро должно побеждать зло. -Кто из жителей пытается противостоять расправе? Кто вызывает у вас симпатию? -Каких героев можно противопоставить? - Почему зло все- таки побеждает? Как вы понимаете значение слова « пажить»? ( Текст читается учениками диалогом от слов «Да, - сказал Васька Котях…» до слов «уйду я!» и один ученик читает от слов «Седьмого?... до слов «грех этот вам… он не отмолится!») 5. Выводы Учитель: К сожалению, озлобленность одних и равнодушие других людей приводит к трагедии: шатохи погибают, люди еще больше озлобляются . А вам, ребята, приходилось встречать в жизни жестокое или равнодушное отношение к животным? Вам приходилось встречаться с шатохами? Что с ними делать? Учитель: Почему же в конце Гришук кидается спасать Лютого? Что понял Гришук? Что поняли вы? Учитель: Что хотели сказать своими рассказами авторы П.Краснов и Е Носов? О чем заставляют задуматься эти произведения? ( они хотели призвать к уважительному, сострадательному, доброму, милосердному отношению к окружающим, будь то животное или человек.) Высвечивается слайд с понятиями МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОТА ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ – СВЯТО! Учитель: Милосердное, терпимое отношение к миру, ко всему окружающему заложены в самих основах православной культуры. Хочется верить, что они для вас буду не пустыми словами. Спешите стать терпимей и добрей. Люди всегда должны оставаться людьми, иначе мы рискуем потерять не только наших четвероногих друзей , но и свою человеческую сущность. Ведь люди в рассказе « Шатохи» жестоки не только с собаками. Понятия добра, уважения, сострадания были и остаются важными для всех людей Давайте быть терпимей и добрее, Наш мир итак жесток и полон зла. В нем холод безразличья часто веет, И неизмененная нужда тепла. Едва ли много пользы от гордыни, А сколько бед исходит от войны, Давайте милосердней быть отныне. Пусть души будут лишь добром полны. Ведь нужно для добра совсем немного, Терпимость и сердечность проявлять И не спешить безжалостно и строго Людские души гневом уязвлять. Делясь добром, никто не станет нищим, Сторицей возвратится все назад. Кто делает наш мир светлей и чище Тот станет сам от доброты богат. Давайте не скупиться на улыбки, Щедрее быть на теплые слова. И радость не покажется столь зыбкой, Коль вера в лучшее еще жива. Сердца откроем благодати шире, И будем в праведных делах смелей. Чтоб стало позитива больше в мире - Давайте быть терпимей и добрей! | Проанализировать рассказ Е.Носова «Трудный хлеб» Отвечают на вопрос Выразительное чтение Работа по группам Словарная работа (выясняем значения слов). |
Стадия рефлексии | 6. Итог.Релаксация Учитель: обратимся к вашим рисункам, фотовыставке. Они выполнены с такой теплотой, любовью, что хочется верить, что многие из вас обладают этим великим чувством – добротой. Как хотелось бы, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья –то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого, будь то животное или человек, даже чем-то непохожий на вас. Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент – Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Мы отвечаем за тех, кого приручили». А может превратим эти слова в вопрос? - Мы отвечаем за тех, кого приручили? Этот вопрос обращен к каждому из нас, но каждый ли сможет ответить на него утвердительно? Подумайте! | |
7.Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление по личным впечатлениям по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили?» |
Учитель 1 категории Панова Г.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».
Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста, формировать умение сопоставлять близкие по теме...
УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).
Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...
Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"
Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова, материал можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ»....
«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
Цель урока: Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа...