–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Панова Галина Юрьевна

Урок внеклассного чтения .

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока – работа с текстом

Тема –« Спешите стать терпимей и добрей»  (Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и  Е Носова  « Трудный хлеб»)

Цели:

- развивающая: создание условий для развития познавательных логических УД (анализ, сравнение) уч – ся средствами различных приемов работы с текстом

- обучающая: формирование образов героев на основе исследования авторской позиции и собственного видения ,

проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с окружающей действительностью, понимать позицию рассказчика

- воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств личности, для формирования правильного нравственного выбора

 

Задачи:

-содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;

- разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды

-совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения;

-развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vnekl._chteniya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока – работа с текстом

Тема –« Спешите стать терпимей и добрей»

Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и  Е Носова  « Трудный хлеб»

Цели:

- развивающая: создание условий для развития познавательных логических УД (анализ, сравнение) уч – ся средствами различных приемов работы с текстом

- обучающая: формирование образов героев на основе исследования авторской позиции и собственного видения ,

проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с окружающей действительностью, понимать позицию рассказчика

- воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств личности, для формирования правильного нравственного выбора

Задачи:

-содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;

- разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды

-совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения;

-развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;

Структура урока                                            

  - Стадия вызова

  - Стадия осмысления

  - Стадия рефлексии

Этап деятельности

Задачи этапа

Формирование УУД

Методический инструментарий

Методы и приемы

форма

Стадия  вызова

Пробуждение познавательного интереса учащихся, апелляция к личному опыту уч-ся, актуализация имеющихся у учащихся знаний

Определение темы и цели урока

Личностные: действия смыслообразования (активизация тв. отн-я к учению, формир.  личностного   смысла учения)

Познавательные логические (анализ)

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование)

Метафора

Словесные: беседа, обращение к личному опыту учащихся,

Постановка проблемного вопроса

Фронтальная

Стадия осмысления

Получение новых знаний и соотнесение их с полученными ранее, формирование собственного мнения по теме

Познавательные

Логические (анализ, сравнение)

Общеучебные (смысловое чтение)

Гностический (поисковый)

Анализ текста (художественного и научного)

Концептуальная таблица

Индивидуальная,

групповая

Стадия рефлексии

Домашнее задание

Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности на уроке

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Логические (сравнение

Анализ)

Напишите сочинение – размышление по личным впечатлениям по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили?»

«Ответ – итог»

Анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся

Фронтальная

индивидуальная

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    1.Организационный момент.

2. На фоне музыки демонстрируется слайд-шоу  с изображением  природы, животного мира., звучит стихотворение

Читает ученица: .

В мире много собак, для которых с рожденья всегда

 Приготовлены в доме уютный матрас и еда,

 И хозяевам с ними нисколько не лень поутру

 В непогоду любую кругами ходить по двору.

 Если пес ослабеет однажды в неравном бою,

 На хозяина жизнь променять не жалея свою,

 Человек всё поймет, на руках занесет на порог,

 Смоет бережно кровь, перевяжет израненный бок.

 Дни в заботе пройдут... очень скоро, как прежде, опять

 Будут двое друзей неразлучных и верных гулять.

 Только знаешь...не всем в этой жизни настолько везло,

 Чтобы было кому отдавать и любовь, и тепло.

 Для того, кто один и поддержкой ничьей не согрет,

 Всё равно: год прошел или долгая тысяча лет...

 И тогда человек проклинает, в сердцах, небеса,

 А судьба посылает ему одинокого пса...

Музыка  постепенно стихает:

Учитель: Мир, окружающий нас, прекрасен и многообразен. И мы лишь часть его. Природа к нам добра и благосклонна. Но всегда ли мы, люди, сильные мира сего, с добром и уважением  относимся  к окружающему, и как при этом меняемся сами?

     ( 1 слайд  с изображением  портретов писателей, иллюстраций к их произведениям)

 Учитель: Дома вы прочитали два рассказа разных писателей. Что объединяет эти рассказы? Почему многие писатели, точно так же , как и Е.носов, и П.Краснов пишут о судьбах собак?

(-Собака верный друг человека…

- Потому что ведутся отстрелы собак..

- Страшно, когда человек убивает друга….)ъ

   

Слушают

Мы тоже открываем двери в мир литературы, в мир художественного произведения

Высказывают свою точку зрения

Стадия осмысления

3.  Беседа по содержанию

Учитель: Рассказ  « Трудный хлеб» меньше потрясает. В нем нет , к счастью, трагедии. О чем этот рассказ?

Учитель: Но почему рассказ так называется? Ведь речь идет о взаимоотношении собаки и человека? Что означает слово « хлеб»? Обратимся к словарю .

 (Выясняем , что слово « хлеб» многозначное. Выбираем значение, в котором оно в названии используется.

Учитель: Итак, « трудный хлеб» - то, что тяжело дается, трудно добываемое пропитание. Но почему трудно? Ведь Чанг – охотничья собака, спаниель, охота для него – врожденный инстинкт? (  дети ответят, что Чанг – слепой!)

Учитель: Но при этом слепые глаза у Чанга какие?  ( ласковые, умные)

Учитель: Но если Чанг слепой, зачем  хозяин  продолжает брать его на охоту? (приходим к выводу, что делается это для Чанга)

Учитель: Хозяин относится к Чангу … как?  (  доброжелательно, ласково, с уважением…)

Учитель: А Чанг к хозяину? ( благодарно виляет хвостом, бодро бежит за хозяином…)

Учитель: Как охотник отреагировал на вопрос : А не лучше ли вам завести другую собаку»? Обратитесь к тексту.(выразительное чтение отрывка)  Почему он сразу стал прощаться?

Учитель: Как вы себе представляете хозяина Чанга? Что он за человек? Почему вы так думаете?

Учитель: В этом рассказе  человек и его четвероногий друг – друзья, любящие и уважающие друг друга , и за судьбу Чанга мы спокойны. А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?(… может, стал бы шатохой, как в рассказе П. Краснова « Шатохи»..)

Читает ученица:    

 Жизнь состоит из ночи и зимы.

И жуткий страх шевелится мохнато.

Бездомные собаки, как и мы,

Кому – то тоже верили когда – то.

Учитель: О  чем рассказ « Шатохи»?( о судьбе бродячих собак, которых звали  «шатохами».События разворачиваются на улице небольшого села, среди людей – взрослых и детей) (На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Разные пути привели сюда собак, но они все оказались здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая собачья преданность была разрушена).

.

Учитель: Что вас больше всего потрясло в рассказе? Судьба какой собаки взволновала больше всего?( ответы детей( С искренним сочувствием колхозный шофер:

«Взять хоть этого Анисия Лютого – так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех местах, куда саданули, шерсть так топорщится… так трава вянет, когда дернину подстрижешь. И помню, всегда он в людях бегал, а в позапрошлом  году Анисий на дойке его так перетянул кнутом при моих глазах…  Я думал, он его надвое охвостником развалил!...Нет, оклемался где – то  пес, травки покусал и вернулся все – таки к хозяину, простил. Пошло у них опять все по – старому : Анисий дрыхнет, а Люты  коров сторожит день – деньской за двоих, а если  что не так, Анисий – за кнут. Кобель, известное дело, от этого злел, ну и дотерпелся до точки, и теперь вот ни себе, ни людям… Непутево с ним вышло. – Так от Анисия уже вторая собака бегает… Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха».

Кузька:

. «Лютый, он умный — страсть! Только он людей не любит, дикий стал».)

Учитель:С чего начинается рассказ? ( с того, что бездомные собаки напали на   мальчика Гришука)

Учитель: А почему напали? ( он побежал, нарушив правило- « бежать нельзя! Собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства!» И это правило надо запомнить!)

  Учитель: И тогда произошло то, что в своем стихотворении описывает поэт Куняев…

Читает ученица:          

  Им объявили смертную борьбу,

  Придумали отстрелы и облавы.                          

 Здесь дети часто слышали стрельбу                                  

  И знали, что она не для забавы.                                  

  Что будет безопаснее играть,                                  

  Ходить из школы, ездить на салазках.                                      

  Естественно, кто думал о собаках,                                        

 Когда им приходилось умирать?!

4. Работа по группам

Учитель:  Происходит страшная расправа над собаками-шатохами. Кто виноват в этом? Можно ли было не допустить этого, избежать? Попробуем разобраться в этом. Для этого предлагаю поработать в группах. Каждой группе  выдвигается  гипотеза  и   предлагаются вопросы, помогающие опровергнуть или подтвердить ее. При ответах опирайтесь на текст, эпизоды  указаны. Для подготовки , обсуждения дается 0,5-1 мин.

                ( высвечиваются слайды с гипотезами)

Затем выслушиваем выступающих . Другим группам можно дополнять, поспорить.

 Выступает 1 группа.  Высвечивается слайд , в котором написана гипотеза и перечислены вопросы.

Гипотеза: Люди всегда должны оставаться людьми. В противном случае их души  черствеют и опустошаются.

 - Проследите судьбу Лютого. Почему у него такая кличка? Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

 -Почему Лютый убежал от Анисия? Кто из них более благороден?

 - Каково отношение  к Лютому жителей села? Как  это характеризует людей?

( Ученик  зачитывает текст от слов « взять хоть этого Анисьина Лютого…» до слов «скучная, должно быть, житуха.»)

Выступает 2 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Собаки становятся «шатохами» по вине людей. Гришук  хочет остаться один, без односельчан. И это страшно: он тоже может стать « шатохой»

- Как вы понимаете значение слова « шатохи»? Какую эмоциональную окраску имеет это слово?

- Докажите, что именно люди виноваты в печальной участи бездомных собак.

- Почему Гришук хочет уйти от людей?

( Ученик читает текст от слов «…да они же ничего, ну ничего не понимают…» до слов «как же так?»

Выступает 3 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Многие жители села пришли посмотреть на расправу  и поучаствовать в ней из любопытства, не испытывая ни сострадания, ни жалости.

- Вспомнили ли жители, что Лютый спас мальчика от одичавшей стаи собак?

- Как ведут себя большинство людей во время расправы над собаками? Впервые ли в селе происходит такая облава?

 ( Текст читается от слов «село совсем притихло…» до слов «в предчувствии худшего» и от слов «и теперь вся толпа стояла вокруг…» до слов «никуда от нее не денется.»

Выступает 4 группа. Высвечивается слайд.

Гипотеза: Добро должно побеждать зло.

-Кто из жителей пытается противостоять расправе?  Кто вызывает у вас симпатию?

 -Каких героев можно противопоставить?  

 - Почему зло все- таки побеждает?

   Как вы понимаете значение слова « пажить»?

( Текст  читается учениками  диалогом   от слов «Да, - сказал Васька Котях…» до слов «уйду я!» и один ученик читает от слов «Седьмого?... до слов «грех этот вам… он не отмолится!»)

5.  Выводы

Учитель: К сожалению, озлобленность одних и равнодушие других людей приводит к трагедии: шатохи погибают, люди еще больше озлобляются .

А вам, ребята, приходилось встречать в жизни жестокое или равнодушное отношение к животным? Вам приходилось встречаться с  шатохами? Что с ними делать?

Учитель:  Почему же в конце Гришук кидается спасать Лютого? Что понял Гришук? Что поняли вы?

Учитель: Что хотели сказать  своими рассказами  авторы П.Краснов и Е Носов? О чем заставляют задуматься эти произведения?

( они хотели призвать к уважительному, сострадательному, доброму, милосердному отношению  к окружающим, будь то животное или человек.)

     Высвечивается слайд с  понятиями

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОТА

                              ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ – СВЯТО!    

Учитель: Милосердное, терпимое отношение к миру, ко всему окружающему заложены в самих основах православной культуры. Хочется верить, что они для вас буду не пустыми словами. Спешите стать терпимей и добрей. Люди всегда должны оставаться людьми, иначе мы рискуем  потерять не только наших четвероногих друзей , но и свою  человеческую сущность. Ведь люди в рассказе « Шатохи» жестоки не только с собаками. Понятия добра, уважения, сострадания были и остаются  важными для всех людей

Давайте быть терпимей и добрее,

 Наш мир итак жесток и полон зла.

 В нем холод безразличья часто веет,

 И неизмененная нужда  тепла.

 Едва ли много пользы от гордыни,

 А сколько бед исходит от войны,

 Давайте милосердней быть отныне.

 Пусть души будут лишь добром полны.

 Ведь нужно для добра совсем немного,

 Терпимость и сердечность проявлять

 И не спешить безжалостно и строго

 Людские души гневом уязвлять.

 Делясь добром, никто не станет нищим,

 Сторицей возвратится все назад.

 Кто делает наш мир светлей и чище

 Тот станет сам от доброты богат.

 Давайте не скупиться на улыбки,

 Щедрее быть на теплые слова.

 И радость не покажется столь зыбкой,

 Коль вера в лучшее еще жива.

 Сердца откроем благодати шире,

 И будем в праведных делах смелей.

 Чтоб стало позитива больше в мире -

 Давайте быть терпимей и добрей!

Проанализировать рассказ  Е.Носова «Трудный хлеб»

Отвечают на вопрос

Выразительное чтение

Работа по группам

Словарная работа (выясняем значения слов).

Стадия рефлексии

6. Итог.Релаксация

Учитель: обратимся к вашим рисункам, фотовыставке. Они выполнены с такой  теплотой, любовью, что хочется верить, что  многие из вас обладают этим великим чувством – добротой. Как хотелось бы, чтобы после сегодняшнего  урока остановилась чья –то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого, будь то животное или человек, даже чем-то непохожий на вас.

Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент – Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Мы отвечаем за тех, кого приручили». А может превратим эти слова  в вопрос?

- Мы отвечаем за тех, кого приручили?

Этот вопрос обращен к каждому из нас, но каждый ли сможет ответить на него утвердительно? Подумайте!

7.Домашнее задание.

Напишите сочинение – размышление по личным впечатлениям по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили?»

Учитель 1 категории  Панова Г.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели:  1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,              формировать умение сопоставлять близкие по теме...

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"

Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова,  материал  можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА  «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ»....