Групповая работа при решении продуктивных задач на уроке по творчеству В.В. Маяковского
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цели урока:

 

1.                             Повторить определение футуризма и его основные положения.

2.                             Развивать навыки мыследеятельности (анализ, интерпретация).

3.                             Дать собственную оценку раннему творчеству Маяковского, основываясь на прочтении его оригинальных футуристических текстов с целью обучения жизни, разнообразия своего жизненного опыта, пополнения интеллектуального багажа.

4.                             Создать целостное смысловое поле в пространстве творческих взаимоотношений.

5.                             Повышать чувство удовлетворённости учебной работой, чувство самоценности личности ученика, что в большей мере соответствует его самосознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа при решении продуктивных задач на уроке по творчеству В.В. Маяковского

Составитель: Шитова И.Г, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск

Цели урока:

  1. Повторить определение футуризма и его основные положения.
  2. Развивать навыки мыследеятельности (анализ, интерпретация).
  3. Дать собственную оценку раннему творчеству Маяковского, основываясь на прочтении его оригинальных футуристических текстов с целью обучения жизни, разнообразия своего жизненного опыта, пополнения интеллектуального багажа.
  4. Создать целостное смысловое поле в пространстве творческих взаимоотношений.
  5. Повышать чувство удовлетворённости учебной работой, чувство самоценности личности ученика, что в большей мере соответствует его самосознанию.

Оснащение урока: портрет Маяковского, мультимедийный проектор, раздаточный материал (текст стихотворения), тетради, ручки.

Предварительное д/з:

  1. Повторить определение футуризма и его основные положения.
  2. Прочитать стихи Маяковского футуристического периода.
  3. Задание группе футуристов: подготовить инсценировку вечера речетворцев.

Ход урока:

I. Оргмомент (проверка готовности к уроку)

II. Мотивация

Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. В 30-е годы ХХ века по указанию Сталина он был искусственно выдвинут вперёд. «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине», - писал Пастернак в 1956 году. Утвердилась официальная концепция его творчества, согласно которой дореволюционное творчество поэта было ущербным, он отдал дань пессимизму, индивидуализму. Настоящий, «правильный» Маяковский начинается только после 17-го года. По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки» и выстроили новую концепцию, согласно которой Маяковский предстаёт как певец насилия, его пафос – пафос погрома. И опять в стороне осталась ранняя лирика поэта, его творческий дебют, который был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.

Отсюда проистекает и цель нашего сегодняшнего урока: дать собственную оценку раннему творчеству Маяковского, основываясь на прочтении его оригинальных футуристических текстов.

Поэтому запишем тему: В.В.Маяковский и футуризм.

III. Повторение

- Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе?

(Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом).

4 группы футуристов.

Основные программные положения:

- нигилизм;

- антиэстетизм;

- поиск новых форм выразительности;

- урбанизм) // 7 мин.

IV. Актуализация знаний

 

Давайте мысленно перенесёмся в начало ХХ века и представим себя на вечере речетворцев кубофутуристов.

(Звук гонга).

(Маяковский – Бугаенко):

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

(Каменский – Гордеев):

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.

(Бурлюк – Дёмин):

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

(Хлебников – Мигель):

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

(Лифшиц – Ладыгин):

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

(Кручёных – Жидеев):

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

(Маяковский – Бугаенко):

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

(Поэты выступают по очереди):

Владимир Владимирович Маяковский. Родился в посёлке Багдади Кутаисской губернии в семье дворянина-лесничего. После внезапной смерти отца бедствовавшая семья переехала в Москву. Учился на художника, активно участвовал в революционном движении. После революции пытался заставить свою музу служить коммунистическому строительству. Покончил с собой.

Маяковский читает стихотворение:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Василий Васильевич Каменский. Родился близ города Сарапула на пароходе. Поэт, прозаик, драматург, авиатор. Умер в Москве.

Каменский читает стихотворение:

Какофонию душ

Ффррррррр

Моторов симфонию

Это Я – это Я –

Футурист-песнебоец

И пилот-авиатор

Василий Каменский

Эластичным пропеллером

Взметнул в облака

Кинув там за визит

Дряблой смерти-кокотке

Из жалости сшитое

Танговое манто и

Чулки

С панталонами.

Давид Давидович Бурлюк. Родился в Херсонской губернии. Вместе с Маяковским учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Признанный лидер футуристического движения в живописи и поэзии. После революции эмигрировал. Умер в Лонг-Айленде (США).

Бурлюк читает стихотворение:

Звуки на а широки и просторны,

Звуки на и высоки и проворны,

Звуки на у, как пустая труба,

Звуки на о, как округлость горба,

Звуки на е, как приплюснутость мель,

Гласных семейство смеясь просмотрел.

Бенедикт Константинович Лифшиц. Родился в Одессе. Поэт, критик, член кубофутуристической группы «Гилея», автор замечательной мемуарной книги «Полутораглазый стрелец». Расстрелян через год после ареста в 1937 году.

Лифшиц читает стихотворение:

И дольней песнию томимы,

Облокотясь на облака,

Фарфоровые херувимы

Во сне качаются слегка.

Алексей Елисеевич Кручёных. Родился в посёлке Оливское Херсонской губернии в крестьянской семье. Поэт, критик, издатель. Создатель направления «заумной поэзии» или «заумников». Увлекался звукообразом, звукописью. Умер в Москве.

Кручёных читает стихотворение:

как гусак

          объелся каши

дрыхну

          гуска рядом

маша

          с рожей красной

шепчет про любовь

Велимир Хлебников. Настоящее имя Виктор Владимирович. Родился в селе Тундутово Астраханской губернии в семье учёного-орнитолога. Поэт, философ. Самая авторитетная фигура в кругу футуристов. После революции в период гражданской войны странствовал по России, не признавая границ между красными и белыми. Мучительно умер от тифа в деревне Санталово Новгородской области.

Хлебников читает стихотворение:

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

- Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Елена (Элеонора) Генриховна Гуро. Родилась в Петербурге. Наименее «футуристичный» поэт среди футуристов. Стихи Елены Гуро отличались нежностью, романтизмом, загадочностью. Умерла в Финляндии.

Гуро читает стихотворение:

У кота от лени и тепла разошлись ушки.

                             Разъехались бархатные ушки.

                А кот раски – ис…

На болоте качались беловатики.

                Жил был

Б о т и к – ж и в о т и к:

            Воркотик

                    Дуратик

Котик-пушатик.

   Пушончик,

       Беловатик

            Кошуратик –

                 П о т а с и к…

Вновь Маяковский читает стихотворение:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот. // 7 мин.

IV. Анализ стихотворения

Слово учителя. Вот мы и окунулись в атмосферу тех лет, услышали лозунги и произведения футуристов. Думаю, что общее представление о футуризме вы получили, а теперь я предлагаю вам выполнить практическое задание. И группе футуристов, и группе их противников, и группе экспертов-современников сейчас будет представлен текст одного из футуристических стихотворений Владимира Маяковского.

Задание следующее: группе футуристов обозначить все положительные аспекты, группе противников – отметить все погрешности, то есть то, что вы считаете нецелесообразным принять в футуристическом творчестве Маяковского. Группе же экспертов-современников предстоит внимательно изучить текст, выслушать точки зрения двух групп и вынести свой вердикт.

Время, которое отводится на выполнение задания, - 10 минут. // 1 мин.

Предлагается стихотворение «Из улицы в улицу»

У-

лица.

Лица

у

догов

годов

рез-

че.

Че-

рез

железных коней

с окон бегущих домов

прыгнули первые кубы.

Лебеди шей колокольных,

гнитесь в силках проводов!

В небе жирафий рисунок готов

выпестрить ржавые чубы.

Пёстр, как форель,

сын

безузорной пашни.

Фокусник

рельсы

тянет из пасти трамвая,

скрыт циферблатами башни.

Мы завоёваны!

Ванны.

Души.

Лифт.

Лиф души расстегнули.

Тело жгут руки.

Кричи, не кричи:

«Я не хотела!» -

резок

жгут

муки.

Ветер колючий

трубе

 вырывает дымчатой шерсти клок.

Лысый фонарь

сладострастно снимает

с улицы

чёрный чулок.

(Группы приступают к обсуждению). // 10 мин.

(Затем выступают представители от групп, остальные по возможности дополняют). // 9 мин.

V. Итог урока

Делается общий вывод.

Я.Хелемский. К спорам о Маяковском.

Фамилия звучна, как псевдоним.

А он её носил со дня рожденья.

Воссоздавая этой жизни звенья,

Заглавие и суть соединим.

Он маяку и ростом был под стать,

Когда в гудящий зал метнул впервые

Своих созвучий вспышки огневые

И повелел метафорам блистать.

Нет, не сторонкой, не косым дождём

Прошёл он, хоть, увы, не всеми понят.

Доселе спорят критики о нём

И поколенья сплетников трезвонят.

Хулимый ими, но векам сродни,

Он искупил грехи, прибегнув к пуле.

Прощальных строк слепящие огни

Среди руды словесной полыхнули.

Поэт, как прежде равен маяку,

Так, словно путь не завершён, а начат,

Повсюду на виду и на слуху,

Не угасая, впереди маячит.

VI. Д/з: прочитать поэму «Про это», обозначить черты футуризма в данной поэме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Тема: Практическа работа №1. Решение расчетных задач Цели урока:

Данную работу можно использовать при изучении темы в 11 классе: «Электромагнитные колебания». Материал предназначен для повторения и обобщения темы....

Решение продуктивных задач на уроке по юмористическим рассказам А.П. Чехова.

    Цели урока:- обобщить знания учащихся по особенностям ранних юмористических рассказов Чехова;- развивать навыки мыследеятельности (сравнение), креативность учащихся;- создать...

Презентация к вводному уроку по творчеству В.В.Маяковского

В презентацию включены фотодокументы из жизни В.В.Маяковского....

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...

Урок по творчеству В.В. Маяковского "Я - поэт. Этим и интересен"

Урок по творчеству В.В. Маяковского.«Я – поэт. Этим и интересен». В. Маяковский Цели урока:1.      Продолжить знакомство  учащихся с творчеством В.В.Маяков...

Урок по творчеству В. В. Маяковского (литературная композиция). «Я сам расскажу о времени и о себе».

Предлагаемый урок (литературная композиция) является вторым в теме «Творчество В. В. Маяковского» и рассчитан на два часа. На первом уроке задача учителя – выявить первичное восприятие стихотворений М...