Урок по творчеству В.В. Маяковского "Я - поэт. Этим и интересен"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Чистова Татьяна Викторовна

Урок по творчеству В.В. Маяковского.

«Я – поэт. Этим и интересен». В. Маяковский

 

Цели урока:

1.      Продолжить знакомство  учащихся с творчеством В.В.Маяковского.

2.      Постараться развеять стереотип учеников о том, что Маяковский – совершенно непонятный поэт.

Задачи урока:

  Развивать умение  анализировать поэтическое произведение, умение видеть в художественных образах  реальность, высказывать и аргументировать собственное мнение;

  Обучать чтению тонического стиха В.Маяковского.

  Воспитывать любовь к родной литературе.

Используемые технологии:

      технология критического мышления;

      информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_v.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по творчеству В.В. Маяковского.

«Я – поэт. Этим и интересен». В. Маяковский

Цели урока:

1.      Продолжить знакомство  учащихся с творчеством В.В.Маяковского.

2.      Постараться развеять стереотип учеников о том, что Маяковский – совершенно непонятный поэт.

Задачи урока:

  Развивать умение  анализировать поэтическое произведение, умение видеть в художественных образах  реальность, высказывать и аргументировать собственное мнение;

  Обучать чтению тонического стиха В.Маяковского.

  Воспитывать любовь к родной литературе.

Используемые технологии:

*      технология критического мышления;

*      информационные технологии.

Оборудование:презентация, распечатки со стихотворениями В.Маяковского «Ночь», «Надоело», компьютер, проектор, презентация.

                                                            Кто это кличет меня из Млечного пути?

                                А, Вова!

                                                          В звёзды стучится друг!

                                                            Дай я пожму твоё благородное копытце!

Велимир Хлебников

Ход урока:

I.                   Оргмомент.

II.    Работа с именем.

        Имя человека - тайна, чудо, и до сих пор не раскрытая и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека. Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, учёный-философ и священник, в 1923-26 годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имен и людей, говорил: «По имени и житие…Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далёкие последствия в судьбе носящего это имя».

Не только ученые, поэты, но и педагоги интересуются этой загадкой. Французские педагоги создали даже свою методику, направленную на изучение имени каждого человека. Мы попробуем продолжить эту интересную практику.

  •  Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 1-2 буквы, отсутствующие в имени, добавить

Варианты слов, созданные учениками: мир, маяк, око, лад, рок, лира, даль, рай, ад, лик, як, воск, вокал, маска, ласка, яма, кий, солист.

Опорное слово. Солист.

Синонимы: ведущий, первый, певец.

Антонимы: хорист, рядовой.

Ассоциации: властный, единственный, уникальный, создатель, соло, яркий, звучащий, победитель, основатель.           

III. История из жизни Маяковского.

Осенней ночью 1912 года на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет 30-ти и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чём-то громко говорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи (как он сказал) одного своего знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

 - Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Вы же гениальный поэт!

     Утром следующего дня молодой человек (это был Владимир Маяковский) был публично объявлен гениальным.

     Прошло полтора-два месяца, и 18 декабря 1912 года вышел альманах «Пощёчина общественному вкусу» с манифестом русского футуризма, подписанный Бурлюком, Маяковским, Хлебниковым, Кручёных. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.

IV. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:

1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом;

3. уничтожение литературных авторитетов;

4. искусство не должно отражать действительность;

5. атеизм;

6. создание новых форм;

7. броские названия;

8. выражать сокровенное, несказанное;

9. ломаный стих;

10. антиэстетизм;

11. передавать то, что лежит за пределами познания;

12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

13. эпатаж, игра;

14. никакой неясности, туманности.

5. Маяковский времени написания стихотворений. Какое впечатление произвели на вас фотографии?

6. Слушаем стихотворение В.Маяковского «Ночь». Предлагаю ребятам «про себя» прочитать стихотворение.

- Каково ваше первое впечатление?

- Что вы сумели понять из этого стихотворения?

7.            Объявляю тему урока.

8. Анализ стихотвоения «Ночь»

- О чём говорится в первых строчках? Какие художественные средства использует автор? Откуда такие ассоциации у поэта?

Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить,  что это день -  контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию. (Всё достаточно ясно: краски дня уходят, отступают на задний план. Зелёное сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие тоги» на зданиях).

- Объясните строчку: В зеленый бросали горстями дукаты …

- С какие строчками связана данная строка?

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом.  Этот образ игрового дома, казино дополняют и «горящие желтые карты», которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон».

- Какие мотивы появляются уже в начале стихотворения?

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Возникает мотив одиночества, характерный для молодого Маяковского.

- Читаем дальше: «И раньше бегущим, как жёлтые раны/ Огни обручали браслетами ноги…».

- Что увидел поэт?

Ведь Маяковский – художник, не выносящий «красивенького», он всегда точен в каждой изображаемой детали.

8 а.  

 «Однажды В.Маяковский беседовал с Давидом Бурлюком по поводу строчки  стихотворения «Из улицы в улицу»: Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая. На замечание Бурлюка, мол, трамвай должен пожирать рельсы, Маяковский ответил: «Давид, ты не там стоишь. Встань на заднюю площадку и посмотри!»

- Посмотрите снимки Москвы этого периода. Как же появились эти браслеты на ногах прохожих? (учащиеся высказывают предположения).  

Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать браслетами ноги» - они дают рассеянный свет, а здесь – узкая полоска света. В современном городе этого уже нет, но это Москва 1912 г.!

         Смотрим еще один снимок. Окна в самом низу зданий. И свет этот из подвальных окон, только самым краешком поднимающихся над землёй.

- Мы, вместе с поэтом пройдя окраины города, выходим в центр.

Кадры с Москвой.

Фешенебельные рестораны, дорогие магазины, радостная, счастливая, разряженная публика:

Толпа, пёстрошёрстная быстрая кошка,

Плыла, изгибаясь, дверями влекома;

Каждый хотел протащить хоть немножко

Громаду из смеха отлитого кома.

- Какой образ толпы создаёт поэт?  

Да, толпа, пёстрошёрстная быстрая кошка, но это только первый слой ассоциаций. Кошка. Какая она? (гибкая, грациозная, мягкая, домашняя и в ту же минуту хищная, агрессивная, подчинённая инстинктам).

-На каком художественном средстве строится данная строфа?  Почему выбирает образ кошки? Какой неологизм создает и почему?

«Толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается  враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».

- Какой образ толпы появится в стихотвореннии «Нате!»? 

Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы - агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь», ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

- А теперь представьте себя на месте 18-летнего юноши, нищего, но с претензией на неоценённую гениальность, рвущегося к признанию, не чуждого эпатажа.

Что вы могли бы чувствовать? (подсознательный страх быть не таким, как все, и нежелание быть похожим на них; желание быть любимым и мальчишеская закомплексованность).

- У современного поэта Вячеслава Петкуна  есть строки: «Иду навстречу цветным витринам, мимо проплывают дорогие лимузины; в них женщины проносятся с горящими глазами, с холодными сердцами, золотым волосами». Такой же «город-сказка, город-мечта» предстаёт и перед лирическим героем Маяковского.

- Наиболее сложной для понимания является последняя строфа:

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

В глаза им улыбку притиснул; пугая

Ударами в жесть, хохотали арапы,

Нал лбом расцветивши крыло попугая.

- Именно  в этой строфе ключ к пониманию всего стихотворения. Какие образы возникают у вас при чтении этих строк? (здесь и мимолётный взгляд разодетой в меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача, и ответный – поэта, соединяющий презрение к «смотрящей из устрицы вещей» и страстность, что граничит со злобой).

- С каким стихотворением можете сопоставить?

- Попробуйте объяснить глагол протиснул. (Он указывает на сопротивление, поэт словно пробивается в чужой ему мир. Но его, грубого мужлана не приемлют, и «бабочка поэтиного сердца  раздавлена»).

- Что же происходит с поэтом в финале стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом? Чему они хохочут ударами в жесть?

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным.

В московских дорогих заведениях начала века появилось несколько стилей, и среди них доминировали два: классический, старорусский с седобородым привратником в медалях, и модерн, привлекающий необычайным, экзотикой, где служили молодые арапы в шапчонках, украшенных яркими перьями. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение.  Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты. Задача же швейцара - «держать и не пущать», отсекать ненужные элементы, разрушающие иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым человеком в жёлтой блузе захлопываются двери в сияющий огнями мир.

- Каков основной художественный прием, на котором  построено стихотворение? Почему его использует В. Маяковский?

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

9. Прослушивание песни.

-Каково ваше впечатление? Что добавил просмотренный видеоролик к сегодняшнему уроку?

10. Слушаем стихотворение «Надоело».

11. Анализ стихотворения.

- О чем говорит год написания?

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии неоконченной войны, Маяковский пишет стихотворение «Надоело». Судя по названию и дате написания, произведение явно должно быть связано с войной.

- Что может надоесть во время войны? Гибель людей, ранения, голод, разруха…

- О чем говорят первые строки? Однако первые строки стихотворения неожиданно обращают читателя к именам великих классиков: «Анненский, ТютчевФет»

- Почему идет в кинематрографы, трактиры, кафе?

Очевидно, начитавшись нетленных произведений этих поэтов, герой, «тоскою к людям ведомый», идет в кинематографы, трактиры, кафе. Но разве можно найти в этих местах человека? В надежде все-таки увидеть его, лирический герой смотрит по сторонам, хотя «страх орет из сердца» и «мечется по лицу, безнадежен и скучен».

- Как здесь изображена толпа?

Но герой не прислушивается к голосу страха и видит:

… неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

В процессе бесконечного поглощения еды (это в то время, когда миллионы солдат на фронте голодали) это существо превращается в «два аршина безлицого розового теста». Самое страшное, что все вокруг просто кишит подобными экземплярами, и это приводит героя к неутешительному выводу: «Нет людей». Наверное, эта фраза и может считаться главной идеей стихотворения. Но герой идет дальше в своих рассуждениях. В отчаянье от чувства одиночества, в тоске по человечности и красоте герой обращается ко всему городу. Он готов не просто броситься на землю, истирая в кровь лицо «корою камня», «слезами асфальт омывая». Герою хочется сбежать из этой толпы, где не понимают «крика тысячедневных мук».

Увиденную за столиком в кафе «образину» трудно назвать человеком, который должен быть наделен разумом, а не вечным желанием набить свою утробу. И вот тогда в стремлении найти хоть какую-то живую душу «истомившимися по ласке губами» герой готов «тысячью поцелуев» покрыть «умную морду трамвая».

- В чем же он видит спассение?

Спасение он находит в доме, ведь, как известно, мой дом – моя крепость:

В дом уйду.
Прилипну к обоям.

Там даже чайная роза на обоях комнаты кажется более подходящим слушателем и собеседником, чем увиденные им человекообразные существа, и ей, а не им, он готов читать свои стихи.

- И, самое главное, в умной морде трамвая!!!!

- Как звучит вывод?

В качестве некоего вывода он публикует заключительные строки, что называется, «для истории»:

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет -
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

- С каким жанром сближает такая композиция стихотворения?

Притчи, басни, в конце как бы мораль.

Печально сознавать, что в самые тяжелые годы суровых испытаний поэт Владимир Маяковский не нашел вокруг красивых, прежде всего, душою людей. И тогда становится до конца понятным название стихотворения: «надоело» призывать к совести, надоело стучаться в открытую дверь, надоело искать настоящих людей!

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.

Я хочу быть понят
   моею страной.
А не буду понят,
    что ж.
По родной стране
   пройду стороной,
как проходит
   косой дождь
.

 Подведение итогов урока, домашнее задание: попытайтесь (письменно) проанализировать стихотворение, ответив на вопрос «Что чувствует лирический герой стихотворения?» . Сравните с произведениями других авторов, где также изображается разрыв герои и толпы.


Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

1912 г.


«Надоело»

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
«Назад,
наз-зад,
назад!»
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
«Назад же!
Чего еще?»

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый —
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь —
тебе
рябое
прочту «Простое как мычание»?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе " Таков поэт" по творчеству А. С. Пушкина

Урок литературы  в 9 классе по теме " Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина"...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Нестандартный урок по творчеству поэтов Серебряного века.

материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Литературно-музыкальная композиция с презентацией и видеороликами....

Открытый урок в 11 классе по литературе на тему: «Я поэт. Этим и интересен. В.В.Маяковский».

Открытый урок в 11 классе по литературе на тему: «Я поэт. Этим ...

Блажен незлобивый поэт (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)

Материалы урока похволяют в занимательной форме проверить знания обучающихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, поставить себя на место героев, развивать навыки работы в группе. Материал может быть исп...

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...