Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Программа составлена к учебнику Г.И. Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programa_po_literature.docx | 76.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009,
- Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Основные цели преподавания литературы в 9 классе:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | В том числе внеклассное чтение | В том числе контрольные работы | |
Введение. | 1 | ||||
I. Литература Древней Руси. | 4 | 1 | |||
II. Литература XVIII века. | 13 | 1 | |||
III. Литература XIX века. | 54 | 7 | 2 | 2 | |
IV.Литература XX века. | 22 | 1 | 2 | 1 | |
Зарубежная литература. | 2 | ||||
Итоговый урок за курс 9 класса | 1 | 1 | |||
Резерв | 3 | ||||
Итого | 102 | 11 | 4 | 3 |
Уроки внеклассного чтения:
№ п/п | Содержание |
Жанр баллады в поэзии 20 века: В.Высоцкий, Э.Асадов ( параллель с темой « Романтизм в 18 веке) | |
Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении (продолжение темы «Ф.М. Достоевский» | |
Б.Васильев «А зори здесь тихие» ( параллель с темой М.Шолохов «Судьба человека») | |
Литература Тюменского края ( региональный компонент) |
Уроки по развитию речи:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве | 1 | |
Классное сочинение №1(ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | |
Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | |
Классное сочинение №2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | |
Классное сочинение №3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | |
Классное сочинение №4 по роману Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 2 | |
Классное сочинение № 5 (ответ на проблемный вопрос) по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | |
Эссе «А на последок я скажу.. « ( итог года) | 1 |
Контрольные работы
проводятся с целью диагностики усвоения материала объемной по изучению литературной эпохи 19 века
и усвоения к концу 9 класса основных теоретико - литературных понятий.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Тестирование по теме «Литература первой половины 19 века (февраль) | 1 | |
Тестирование по теме «Литература второй половины 19 века (март) | 1 | |
Контрольный терминологический диктант (апрель) | 1 |
Содержание программы учебного курса
IХ класс
(102 часа (34 учебных недели))
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Литература Древней Руси (3+1)
Общая характеристика древнерусской литературы. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Литература XVIII века (12+1)
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения. Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.
Для чтения и бесед
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Сентиментализм в литературе.
Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Литература XIX века ( 45+7+1)
Романтизм литературе первой половины XIX века
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы
А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
Лирика. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести. «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина».
Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Оценка романа в русской критике.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести
А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).
Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.
Для чтения и изучения
«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).
Понятие о лирическом герое.
Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.
Для чтения и бесед
«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.
Для самостоятельного чтения
«Бедные люди».
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
Для чтения и бесед
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».
Особенности повествования от первого лица.
Литература XX века ( 19+1+2)
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…».
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения
В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения
«Разговор на одесском рейде..» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении
Для чтения и бесед
«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.
С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте.
Для чтения и бесед.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.
Булгаков – сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
Роль пейзажа в портретных зарисовках.
А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.
Поэты 2 половины 20 века: А.Вознесенский, Е.Евтушенко. Поэты – шестидесятники. Тематика и проблематика творчества.
Зарубежная литература (3)
Данте Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
У. Шекспир
Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
на 2011-2012 учебный год
№ п.п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Формирование универсальных учебных действий | ||
Знать | Уметь | ||||
5-9 сентября | Литература как искусство слова | Теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс. | Составлять тезисы и план прочитанного текста; владеть различными видами пересказа. | ||
Литература Древней Руси | |||||
5-9 сентября | Древнерусская литература.. «Слово о полку Игореве». | Общую характеристику древнерусской литературы. Исторические основы произведения, историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью. | ||
Художественное своеобразие «Слова..» | Авторское отношение к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств, о художественном своеобразии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. | Найти нужную информацию об отношении автора к происходящему в произведении, найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст. | |||
12-16 сентября | Кого и за что прославляет и осуждает автор? | Теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление, формулировать идею, проблематику произведения | Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | ||
Р.р.№1 Анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве». | Содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. | Выполнять анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве». | |||
Литература XVIII века | |||||
12-16 сентября | Общая характеристика литературы XVIII века.Класицизм | Основные черты классицизма как литературного направления | Сопоставлять исторические факты и литературные традиции | ||
19 -23 сентября | М.В. Ломоносов М.В. Ломоносов – великий энциклопедист. | Знать факты биографии М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. | Строить высказывание с опорой на критическую литературу. Анализировать стихотворное произведение. | ||
Ломоносов-поэт. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года». | Идейно-художественный мир произведений, восторженное отношение к тайнам природы. | Выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание, определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры. | |||
Д.И. Фонвизин Д.И. Фонвизин. «Недоросль».История создания комедии. | Биографию писателя, Историю создания комедии. | Находить сатирическое и комическое в произведении. | |||
26 -30 сентября | «Недоросль». Конфликт и особенности композиции комедии. | С какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение, авторское отношение к теме воспитания в комедии. | Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений | ||
«Недоросль» - комедия классицизма. | Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине | Находить реалистические черты характеров в комедии. | |||
Р.р.№2 Классное сочинение №1(ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Содержание и проблематику изученного произведения. | Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | |||
3-7 октября | А.Н. Радищев А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. | Особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. | Формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | ||
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Пафос произведения. | Понятие о жанре путешествии Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Объяснять смысл эпиграфа. | Строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | |||
Г.Р. Державин Г.Р. Державин. Лирика. | Факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять стихотворения в творческой эволюции поэта, понять сущность мировоззрения автора, его взгляды на роль поэта и назначение поэзии. | |||
10 -14 октября | «Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии. | Новаторство Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. | Анализировать стихотворения с точки зрения классицизма | ||
Н.М.Карамзин (2) Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. | Жизнь и творчество писателя. Основные черты сентиментализма как литературного направления. | Находить черты сентиментализма в повести. | |||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | О языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями. | Давать характеристику персонажа, выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои рассуждения. | |||
Литература XIX века | |||||
17 -21 октября | Романтизм в литературе первой половины XIX века. | Понимать основные черты романтического произведения, связь с другими литературными течениями.. | Видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ. | ||
Вн.чт1 Жанр баллады в поэзии 20 века: В.Высоцкий., Э.Асадов. | Находить черты баллады в произведениях, выразительно читать. | ||||
А.С. Грибоедов А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. | Основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии. | Работать с разными источниками информации, строить развернутые устные монологические высказывания, составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. | |||
24 -28 октября | Общественный и личный конфликт в комедии. | Понятия комедии, конфликта, интриги, сюжета, текст комедии, действующих лиц. Особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт | Выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику. | ||
Чацкий и фамусовское общество. | Мастерство Грибоедова в создании характеров. | Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы, выявлять внешний конфликт, строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?». | |||
Специфика жанра комедии. | Текст комедии, специфику комедии, традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма. | Выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста. | |||
Богатство языка комедии. | Особенности языка комедии, ее нравственно-философское звучание. | Презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять историю «Горе от ума» в форме компьютерной презентации. | |||
Р.р.№3 Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. | Строить письменные высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к персонажам. | |||
А.С. Пушкин А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Понятия мотива, лирики, лирического героя, жанровое своеобразие стихотворений. | Создавать хронологическую канву лекции, писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии». | |||
Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Тема поэта и поэзии. | Философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Идейно-художественное своеобразие стихотворений. | Выразительно читать и анализировать стихотворения, выявлять особенности жанра, понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы. | |||
Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. | Развитие темы дружбы в лирике поэта, адресаты дружеской лирики. Понимать образную природу стихотворений о дружбе и нравственную основу лирики. | Воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать. | |||
Любовная лирика А.С. Пушкина | Свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Адресаты любовной лирики. | Делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | |||
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» История создания. | Творческая история романа в стихах, реализм как литературное направление, жанровые особенности романа в стихах. | Выразительно читать, строить устные высказывания. | |||
Главные герои романа, причины их жизненной драмы. | Какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав. | Выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства, давать характеристики действующим лицам. | |||
Образ автора в романе. | |||||
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. | Обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни». | Составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа. | |||
В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин» | Оценка романа в русской критике. | Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений. | |||
Р.р. №4 -5 Классное сочинение №2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Текст романа, художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. | Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. | |||
А.С. Пушкин. «Пиковая дама». | История создания произведения. Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. | Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений | |||
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. вдохновение | Уметь писать сочинение-рассуждение по поднятым в произведении проблема. | |||
М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов . Жизнь и творчество (основные вехи). | Знать основные факты жизни и творческого пути Лермонтова. | Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций. | |||
Лермонтов о поэте и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта» | Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности. | Анализировать стихотворения, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, создавать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя. | |||
Образ России в лирике Лермонтова. Философские размышления о жизни. | Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности. | Выразительно читать стихотворения наизусть, развернуто обосновывать суждения, искать нужную информацию в источниках различного типа. | |||
Любовная лирика Лермонтова. | Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства. | Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы). | |||
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания произведения. | Теоретические понятия романа, психологического романа, проблематика и особенности композиции. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа. | |||
История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. | Текст повести и ее художественное своеобразие.(«Бэла») | Уметь выявлять смысл названия художественного произведения, характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования). | |||
Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. | Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. («Максим Максимыч»). | Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника.. Уметь излагать события в форме дневниковых записей | |||
Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения | Понятие двойника и понимать способы создания героя через самооценку. Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества. («Княжна Мери»). | Владеть различными видами пересказа, видеть причины конфликта главного героя, давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего. | |||
Особенности композиции романа. | Художественное своеобразие повести. Понимать значение произведения в истории русской литературы. («Фаталист»). | Выявлять особенности композиции, свободно работать с текстом. | |||
Печорин и Онегин. | Алгоритм сравнительной характеристики героев. | Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды. Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»? | |||
Оценка романа в русской критике. | Алгоритм работы с критической статьей. | Выявлять концепцию статьи Белинского, находить необходимый материал для характеристики героев в тексте статьи, приводить доказательства, развернуто обосновывать суждения, находить черты романтизма и реализма в произведении. | |||
Р.р.6-7 Классное сочинение №3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа Печорина. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. | |||
Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра. | Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости. | Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | |||
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси:. | Историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Понимать особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя. | Оценивать идейно-художественные искания писателя, развернуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | |||
Способы создания характеров.. | Знать представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России. | Характеризовать персонажей поэмы, уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях. | |||
Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. | Текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи. Понимать художественные приемы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы. | Создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения. | |||
«Мертвые души» в оценке русской критики. | Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души». | Уметь высказывать свою точку зрения на поэму. | |||
Р. р. 8-9 Классное сочинение № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа Чичикова. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. | |||
Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. | Знать содержание изученного произведения, уметь определять тему и основную идею повести Знать, какую роль выполняет фантастика в произведении. | Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем. выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | |||
Тестирование по теме «Литература первой половины 19 века» | |||||
А.Н. Островский А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся». | Основные факты жизненного и творческого пути драматурга. История создания пьесы. Значение Островского для русского театра. | Выразительно читать диалоги, давать характеристику герою, понимать условный язык драмы. | |||
Стяжательство, эгоизм, бесстыдство действующих лиц – основа конфликта комедии. | Конфликт пьесы. Особенности авторской позиции в произведении. | Выразительно читать, характеризовать персонажей, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения. | |||
Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»). | Значение Островского для театра, особенности языка писателя. «Пьесы жизни» - реализм писателя в творчестве. | Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. | |||
Н.А. Некрасов Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века. | Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения. | Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | |||
Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. | История создания стихотворений. Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. | Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею. | |||
Любовная лирика Н.А. Некрасова | Историю создания произведения. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | |||
Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». | Жизненный и творческий путь писателя. Психологизм писателя. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | |||
Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. | Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского. | Уметь определять элементы сентиментализма в повести. | |||
Вн.чт 2 Достоевский «Бедные люди» | |||||
Л.Н. Толстой . Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии. | Знать содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | |||
Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. | Авторская позиция и способы ее выражения. | Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. | |||
Тестирование по теме «Литература второй половины 19 века» | |||||
ЛИТЕРАТУРА XX века | |||||
А. А. Блок Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. | Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов. | Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Уметь конспектировать лекцию. | |||
Тема Родины в лирике А.Блока. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. | Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи. | |||
Покоряющая сила любви. «Да. Так диктует вдохновение», «Сольвейг». | Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства. | Анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ поэтических произведений. | |||
А. Ахматова Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. | Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций. | Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | |||
В.В. Маяковский В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Новаторство Маяковского в стихосложении. | Основные факты, особенности его художественного метода. Знать теоретико-литературное понятие сатиры. | Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | |||
Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского | Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и фантастическом в тексте. | ||||
Широта диапазона любовной лирики поэта. | Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций. | Уметь выделять смысловые части стихотворения. | |||
С.А. Есенин С.А. Есенин.. Родина и родная природа как источник лирических переживаний. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. | Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | |||
Нежность «ко всему живому». | Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций | Выразительно читать наизусть стихотворение, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | |||
Грусть от сознания быстротечности жизни. | Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий. | Анализировать поэтический текст, высказывать свою точку зрения, анализировать цветную лексику в канве стихотворения. | |||
М.А. Булгаков М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор). | Основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести. | Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести. | |||
Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. | Шариковщина как явление, истоки шариковщны. | Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию. | |||
Булгаков – сатирик. | Особенности булгаковской сатиры, художественные особенности повести. | Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести. | |||
Контрольный терминологический диктант | |||||
М.А. Шолохов М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». | Реализм в художественной прозе, реалистическую типизацию. Идейный смысл рассказа. | Уметь давать пространственно-временную характеристику текста. | |||
Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». | Находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Уметь характеризовать образ главного героя. | |||
От судьбы человека к судьбе человечества. | Знать содержание произведения, основную тему, идею, иметь представление о роли топонимов в художественном тексте. | Уметь определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте. | |||
Р.р.10 Классное сочинение № 5 (ответ на проблемный вопрос) по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа героя. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. | |||
Вн.чт3 Б.Васильев «А зори здесь тихие» | |||||
А.И. Солженицын А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». | Понятие притчи, текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа. | Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию. | |||
Смысл «праведничества» героини рассказа. | Трагизм судьбы героини, притчевый характер повествования. | Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию. | |||
Поэты 2 половины 20 века: А.Вознесенский, Е.Евтушенко, | Текст стихотворений | Читать наизусть, выявлять авторскую позицию. | |||
Вн.чт 4. Литература Тюменского края. | |||||
Данте «Божественная комедия» (фрагменты). | Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. | Выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл. | |||
В. Шекспир. «Гамлет». | Основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Понимать вечные проблемы в творчестве драматурга, жанровые особенности произведения. | Выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведение разных эпох. | |||
РР Эссе «А на последок я скажу» | |||||
Резерв 3 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса, УМК под ред. Беленького
Рабочая программа, незаменимая для учителя литературы....
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по Г.И.Беленькому по ФКГОС (БУП_2004 г.)
Данная программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, поурочное планирование, перечень контрольных работ, требования и список литературы. Программа написана в соответствии с...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Г.И.Беленького)
Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Г.И.Беленького) включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ОО...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...