Рабочая программа по литературе 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе по УМК Коровина В.Я. Календарно- тематическое планирование. Оценочные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_v_6_a_klasse_uchitel_reshetnikova_g.v.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3
г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО _______________ __Мартынова О.Н. Протокол № ___ от «____» ________ 20___ г | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____» ________ 20___ г | Утверждаю Директор ______Ананских А.М. Приказ № ___ от «____» ________ 20___ г |
Рабочая программа курса литературы
для ____6 а __ классе
Учитель Решетникова Галина Владимировна
г.Грязи
Пояснительная записка
Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе".
Это определило следующие цели и задачи литературного образования:
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе общеобразовательных учреждений, утвержденный 2014/2015 году от 31.03.2014 №253
- Устав МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области.
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области.
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности».
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной. (Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; — М.: Просвещение, 2010).
В рабочую программу внесены изменения с учетом увеличения количества часов по данному предмету и программы опытно- экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности».
Место и роль учебного курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления, обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего общего образования опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Принципы построения Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Специфика курса В 6 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусств, следовательно, к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Программа курса начинается с изучения устного народного творчества, древнерусской литературы. В программу
включены произведения литературы 18, 19, 20 веков, а также литература народов России. Заканчивается курс 6 класса изучением зарубежной литературы.
Формы организации образовательного процесса
- уроки с групповыми формами работы
- уроки творчества
- уроки- творческие отчеты
- уроки-общения
- уроки-игры
- уроки-концерты
- уроки-диалоги
- уроки- ролевые игры
- интегрированные уроки
- уроки-экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе.
-Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся, и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
-Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
-Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
-Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
-Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
-Технология индивидуализации обучения
-Информационно-коммуникационные технологии
В 2014-2015 учебном году учащиеся продолжат принимать участие в реализации общешкольной программы «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности»
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля :
- устный;
- письменный;
- комбинированный;
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов произведений.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом).
Система оценивания В конце изучения тем предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы, защита проектов.
Формы организации образовательного процесса:
лекция, выразительное чтение, тезисный план, беседа, конспектирование, характеристика, дискуссии.
Наглядность, ТСО.
На уроках применяются учебно- наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, тесты), ноутбук, мультимедийный проектор.
Место предмета в базисном учебном плане.
В 6 а классе на изучение литературы отводится 3 часа (105 уроков) для обязательного изучения учебного предмета ( 2 часа(70 уроков) из федерального компонента +1 час (35 уроков) из компонента общеобразовательного учреждения.
Расписание учебного времени.
№ | Распределение учебного времени | Общее количество часов | В том числе | ||
Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1. | Количество часов в неделю. | 3 ч. | |||
2. | Запланировано на 1 триместр | 33 ч. | 4 | 2 | 1 |
3. | Запланировано на 2 триместр | 36 ч. | 3 | 1 | 3 |
4. | Запланировано на 3 триместр | 36 ч. | 3 | 3 | 2 |
Всего часов по учебному плану. | 105 ч. | 10 | 6 | 6 |
Планирование основных тем.
№ п.п | Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Раздел 1 | Введение. | 1ч. |
2. | Раздел 2 | Устное народное творчество. | 3 ч. |
3. | Раздел 3 | Древнерусская литература. | 1 ч. |
4. | Раздел 4 | Русская литература 18 века. | 1 ч. |
5. | Раздел 5 | Русская литература 19 века. | 44 ч. |
6. | Раздел 6 | Русская литература 20 века. | 30 ч. |
7 | Раздел 7 | Литература народов России. | 3 ч. |
8 | Раздел 8 | Зарубежная литература. | 22 ч. |
Итого | 105 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневник, журналы, автобиографии и т.п.;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
6 класс
Содержание учебного предмета:
Русский фольклор.
Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки
Древнерусская литература.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская литература 18 века.
И. И. Дмитриев. Басня «Муха».
Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».
Русская литература 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Узник», Зимнее утро».
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роман «Дубровский».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Тучи». «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы».
Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бежин луг»(Из «Записок охотника»)
Федор Иванович Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...».
Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения:«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...».
Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение Железная дорога». Поэма «Дедушка».
Николай Семенович Лесков. Сказ «Левша».
Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Яков Петрович Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»
Евгений Абрамович Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град....»;
Алексей Константинович Толстой. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы...».
Русская литература 20 века.
Александр Степанович Грин. Феерия «Алые паруса».
Андрей Платонович Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Михаил Михайлович Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца»
Константин Михайлович Симонов. Стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Давид Самуилович Самойлов. Стихотворение «Сороковые».
Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».
Валентин Григорьевич Распутин. Повесть«Уроки французского».
Василий Макарович Шукшин. Рассказ «Срезал».
Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Николай Михайлович Рубцов. Стихотворение «Звезда полей»
Александр Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
Сергей Есенин .Стихотворения «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»
Анна Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...».
Литература народов России.
Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Зарубежная литература.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Гомер. Поэмы«Одиссея», «Илиада»
Произведения зарубежных писателей.
Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».
Фридрих Шиллер.Баллада «Перчатка»
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
Антуан де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц».
Основные теоретико-литературные понятия.
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Литература:
для учащихся: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
для учителя: Егорова Н.В., Макарова Б.А. универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс.- М «Вако», 2009 .
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2000.
Приложение 1.
Календарно- тематическое планирование по литературе в 6 а классе (3часа)
на 2014/2015 учебный год.
Приложение 2.
Оценочные материалы составлены:
- Универсальные поурочные разработки по литературе к учебнику - хрестоматии 6 класса В.Я.Коровиной (М.: Просвещение). Автор Н.В.Егорова. Москва «Вако» 2007.
- Серия «Педагогический конспект».Литература 6 класс. Автор И.Л.Челышева. Ростов- на- Дону : Феникс 2013 год.
- Литература в 6 классе «Урок за уроком» Москва « Русское слово»1999г.
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование по литературе в 6 а классе (3 часа)
на 2014/2015 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
планируемая | фактическая | |||||
1 триместр. | ||||||
Раздел 1.Введение (1 час). | ||||||
1 | «В дорогу зовущие» писатели- создатели, хранители и любители книги. | 1 | 1.09 | |||
Раздел 2. Устное народное творчество (3 часа). | ||||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни. | 1 | 2.09 | |||
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | 6.09 | |||
4 Р.р. | В чем красота и мудрость русского фольклора? | 1 | 8.09 | |||
Раздел 3. Древнерусская литература (1час). | ||||||
5 | Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 9.09 | |||
Раздел 4. Русская литература 18 века (1 час). | ||||||
6 | Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И.И. Дмитриев | 1 | 13.09 | |||
Раздел 5. Русская литература 19 века (44 часа). | ||||||
7,8 | Жизнь и творчество И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей». | 2 | 15.09 16.09 | |||
9 Р.р. | Басни И.А.Крылова «Листы и Корни», «Ларчик». | 1 | 20.09 | |||
10 Вн. | Урок внеклассного чтения по басням И.А.Крылова. | 1 | 22.09 | |||
11, 12 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». | 2 | 23.09 27.09 | |||
13, 14 | Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения: «Узник» , «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | 2 | 29.09 30.09 | |||
15 | А.С.Пушкин. История создания романа «Дубровский». | 1 | 4.10 | |||
16 17 | История жизни молодого Дубровского. (5-7гл.) | 2 | 11.10 13.10 | |||
18 19 | Протест Владимира Дубровского Учитель- француз. | 2 | 14.10 18.10 | |||
20 21 | Трагическая любовь Дубровского и Марьи Кирилловны. | 2 | 20.10 21.10 | |||
22 | Заключительный урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | 25.10 | |||
23 | Контрольная работа по роману «Дубровский». | 1 | 27.10 | |||
24 Вн. чт. | Урок внеклассного чтения по книге Пушкина «Повести Белкина». | 1 | 28.10 | |||
25 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта- изгнанника. | 1 | 1.11 | |||
26 27 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы», «Листок», «Утес». | 2 | 3.11 8.11 | |||
28 29 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Смысл названия рассказа. Изображение картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе. | 2 | 10.11 11.11 |
| ||
30 31 | Рассказ «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Характеристика мальчиков. | 2 | 15.11 | |||
32 Р.р. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». | 1 | 17.11 | |||
33 | Резервный урок | 1 | 18.11 | |||
1 триместр по плану 33 ч., р.р. 4 , вн.чт 2. | ||||||
2 триместр | ||||||
34 Р.р. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». | 1 | 24.11 | |||
35 36 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасов. «Железная дорога». | 2 | 25.11 29.11 | |||
37 38 | Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». | 2 | 1.12 2.12 | |||
39 | Трехсложные размеры стиха. | 1 | 6.12 | |||
40 41 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Изображение русского характера.(1-4 гл.) | 2 | 8.12 9.12 | |||
42 43 | Характеристика литературного героя. Сказ «Левша»(5-10 гл.) | 2 | 13.12 15.12 |
| ||
44 45 | Судьба мастера в России. Сказ «Левша». Заключительный урок. | 2 | 16.12 20.12 | |||
46 | Контрольная итоговая работа по сказу Н.Лескова «Левша». | 1 | 22.12 | |||
47 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе. | 1 | 23.12 | |||
48 Вн. | Мое любимое произведение А.П.Чехова. | 1 | 27.12 | |||
49 50 Р.р. | Защита проекта «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века». (Лирика Е.А. Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого). | 2 | 29.12 30.12 | |||
Раздел 6. Русская литература 20 века(30 часов). | ||||||
51 52 | А.С. Грин. Повесть «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль. | 2 | 10.01 12.01 | |||
53 | Заключительный урок по повести «Алые паруса» | 1 | 12.01 | |||
54 | А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | 17.01 | |||
55 | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». | 1 | 19.01 | |||
56 57 | Сравнительная характеристика героев повести «Кладовая солнца». Тропа Насти. Тропа Митраши. | 2 | 20.01 24.01 | |||
58 | Контрольная работа по повести «Кладовая солнца». | 1 | 26.01 | |||
59 Р.р. | Стихотворения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов, Д.С.Самойлов. | 1 | 27.01 | |||
60 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». | 1 | 31.01 | |||
61 62 | Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» | 2 | 2.02 3.02 | |||
63 | Контрольная работа по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | 7.02 | |||
64 65 | Жизнь и творчество В.Г.Распутина. Рассказ «Уроки французского» | 2 | 9.02 10.02 | |||
66 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».знакомство с главными героями | 1 | 14.02 16.02 | |||
67 | Проверка техники чтения. | 1 | 17.02 | |||
68 69 | Резервный урок | 2 | 21.02 | |||
2 триместр по плану 36, р.р.3 вн.чт.1. | ||||||
3 триместр | ||||||
70 71 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа «Уроки французского». | 2 | 28.02 2.03 | |||
72 | Заключительный урок по рассказу Распутина «Уроки французского». | 1 | 3.03 | |||
73 | Контрольная работа по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | 7.03 | |||
74 | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». | 1 | 10.03 | |||
75 76 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Идея произведения. | 2 | 14.03 16.03 | |||
77 | Нравственные вопросы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 17.03 | |||
78 | Контрольная работа по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 21.03 | |||
79 80 Р.р. | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова. | 2 | 23.03 24.03 | |||
Раздел 7. Литература народов России(3 часа). | ||||||
81 82 | Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…».. | 2 | 28.03 30.03 | |||
83 Вн. | Мой любимый писатель и его произведения. | 1 | 31.03 | |||
Раздел 8. Зарубежная литература(22 час). | ||||||
84 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | 4.04 | |||
85 | Мифы Древней Греции. Миф «Яблоки Гесперид». | 1 | 6.04 | |||
86 Вн. | Внеклассное чтение. «Мифы Древней Греции». | 1 | 7.04 | |||
87 | Сказание о поэтах- певцах в греческой мифологии. Легенда об Арионе. | 1 | 11.04 | |||
88 | Гомер и его героические поэмы поэмы «Илиада» и «Одиссея». | 1 | 13.04 | |||
89 | Гомер. Поэма «Одиссея». | 1 | 20.04 | |||
90 | Заключительный урок по творчеству Гомера. | 1 | 21.04 | |||
91 Вн. чт. | Мигель де Сервантес Сааведра. Обзор романа «Дон Кихот». | 1 | 25.04 | |||
92 Р.р. | Иоганн Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | 27.04 | |||
93 94 | Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 2 | 28.04 5.05 | |||
95 | Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт в произвдении. | 1 | 12.05 | |||
96 97 | Антуан де Сент- Экзюпери. Философская сказка и мудрая притча «Маленький принц». | 2 | 16.05 18.05 | |||
98 99 | Аллегорический смысл сказки «Маленький принц». | 2 | 19.05 | |||
100 | Заключительный урок по сказке «Маленький принц» | 1 | 23.05 | |||
101 | Литературные места России. Литературная викторина. | 1 | 25.05 | |||
102 | Рекомендация книг для прочтения летом. Проверка техники чтения. | 1 | 26.05 | |||
103 | Проверка техники чтения | 1 | 30.05 | |||
104105 | Резервный урок. | 2 | 30.05 | |||
3 триместр по плану 36 ч., р.р. 3 ,вн.чт.3. | ||||||
За год по плану 105, р.р.10 ,вн.чт.6. |
Приложение 2
Оценочные материалы составлены:
- Универсальные поурочные разработки по литературе к учебнику - хрестоматии 6 класса В.Я.Коровиной (М.: Просвещение). Автор Н.В.Егорова. Москва «Вако» 2007.
- Серия «Педагогический конспект».Литература 6 класс. Автор И.Л.Челышева. Ростов- на- Дону : Феникс 2013 год.
- Литература в 6 классе «Урок за уроком» Москва « Русское слово»1999г
Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (тест)
Найдите правильный вариант ответа.
1 | Владимир был: А) чиновником Б) гвардейский офицер В) полковник | 7 | Дефорж убил медведя: А) на охоте Б) в Кистеневской роще В) на дворе барской усадьбы |
2 | Владимира срочно заставило поехать домой: А) сообщение от отца Б) письмо от няни В) решение поправить поместье | 8 | Троекуров полюбил Дефоржа: А) за хорошее преподавание французского языка Б) за смелость В) за доброе отношение к Саше |
3 | У Дубровского отобрали имение: А) за незаконное владение Б) за неуплату долгов В) по ложному доносу | 9 | Марья Кирилловна вышла замуж: А) по расчету Б) по любви В) по принуждению |
4 | Владимир поджег дом, чтобы: А) отомстить Троекурову Б) расправиться с подьячими, исправником и Шабашкиным В) дом не достался врагу | 10 | В случае трудности Маше необходимо было: А) передать через верных друзей просьбу Б) прислать посыльного к Дубровскому В) бросить кольцо в дупло дуба |
5 | Владимир Дубровский стал учителем - французом, чтобы: А) отомстить врагу Б) быть рядом с Марьей Кирилловной В) обучать сына Троекурова Сашу | 11 | Марья Кирилловна отказалась от помощи Дубровского: А) разлюбила его Б) обиделась на него за опоздание В) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность |
6 | Марья Кирилловна влюбилась в Дефоржа: А) после занятий с ним музыкой Б) узнав в нем Дубровского В) оценив его смелый поступок | 12 | Роман заканчивается: А) свадьбой Дубровского Б) арестом Дубровского В) отъездом его за границу |
Тест по сказу «Левша».
- Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?
а) музей;
б) картинную галерею;
в) кунсткамеру.
2.Что испытывал Александра Павлович при виде заграничных чудесах?
а) чувство зависти;
б) удивление;
в) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи.
3. Что умела стальная блоха?
а) прыгать;
б) шевелить усиками;
в) танцевать.
4. Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?
а) одну тысячу рублей;
б) один миллион рублей;
в) десять тысяч рублей.
5. Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?
а) первому министру;
б) донскому атаману Платову;
в) военному министру.
6. Чем можно объяснить гнев Платова на оружейников?
а) ничего не придумали нового;
б) сломали блоху;
в) потеряли блоху.
7. Почему левша держал в секрете выполненную работу?
а) не смог ничего придумать;
б) не хотел раньше времени раскрыть секрет;
в) боялся царского гнева.
8. С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?
а) продолжить учебу и образование;
б) научиться мастерству у англичан;
в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других свои умением.
9. При каком условии левша согласился погостить у англичан?
а) если ему дадут право на жительство в Англии;
б) если найдут невесту;
в) если разрешат посетить оружейные заводы.
10. Какой секрет хотел передать левша царю по приезде в Россию?
а) не закупать оружие у англичан;
б) не чистить дула ружей кирпичом;
в) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия.
11. Какой «прием» оказали больному левше на родине?
а) поместили в хорошую больницу;
б) бросили умирать в больнице для бедных;
в) срочно оказали медицинскую помощь.
12. Почему погиб талантливый мастер?
а) от бездушия полицейских властей;
б) от тяжелой неизлечимой болезни;
в) от отсутствия близких людей.
Тест. М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
1. Жанр произведения:
а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:
а) богатых залежах торфа на болотах;
б) душевном богатстве людей;
в) богатом растительном и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
4. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения людей;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведётся от лица:
а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
7. Смысл истории сосны и ели:
а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
а) других; б) себя; в) природы.
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда;
а) принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
12. В предложении: «…могучие стволы соснового бора… как зажженные свечи великого храма природы употребил:
а) антитезу б) аллегорию в) сравнение.
13. В предложении: « Земля под ногами как гамак, подвешенный над бездной», автор использует:
а) антитезу б) сравнение в) гипербола
14. Дайте сравнительную характеристику Насти и Митраши.
Тест В.Астафьев «Конь с розовой гривой».
1. Действие в произведении происходит:
а) после Гражданской войны;
б) после Великой Отечественной войны;
в) после первой мировой войны.
2. Жанр произведения:
а) мемуары (воспоминания);
б) рассказ; в) повесть.
3. Тема рассказа:
а) тема природы;
б) тема взросления , становления личности;
в) тема войны.
4. Мечта мальчика :
а) получить «пряник конём»;
б) вернуть погибшую мать ;
в) стать летчиком.
5. ША́НЬГА — это
а) варенье;
б) пышка из дрожжевого теста, лепешка, которую обычно перед выпечкой смазывают наливкой (сметаной, растертой с маслом или творогом, картофельным пюре и др.).
в) сосуд , в который наливают охлажденные напитки.
6. УВАЛ — это
а) вытянутая невысокая возвышенность с мягкими очертаниями, сглаженной вершиной и подножиями, с пологими склонами. Относительная высота увала не более 150-200 м;
б) ленивый человек ;
в) извилистая дорога.
7. Туес (туесок) — это
а) длинный поясок;
б) глиняный горшочек для сметаны или масла ;
в) небольшой берестяной короб с крышкой.
8. Герой рассказа ,собирая ягоды , вспоминает слова бабушки:
а) «Главное в ягодах - закрыть дно посудины»;
б) «Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.»
в) — Конем, баба?
— Конем, конем.
9. Дом («Стоял он сам собою, на просторе, и ничего ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – на забор, на ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни») характеризовал дядю Левонтия как:
а) нерачительного хозяина; б) безразличного человека;
в) свободолюбивого человека.
10. Персонаж рассказа, о котором говорится, что он был «исцарапанным, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами», - это:
а) старшой; б) рассказчик; в) Санька.
11. Рассказчик не прекратил собирать ягоды, потому что:
а) чувствовал ответственность за порученное бабушкой дело;
б) ему нравилось собирать землянику;
в) он не хотел купаться, как остальные ребята.
12. Дядя Левонтий был когда –то :
а) летчиком ; б) моряком; в) танкистом.
13. Обман, в который был втянут юный герой, сыграл важную роль в его жизни:
а) сверстники стали его уважать и прислушиваться к его советам;
б) бабушка и дедушка усилили контроль за его поведением, запретили дружить с детьми дяди Левонтия;
в) мальчик раскаялся в содеянном.
14. Бабушка корила Левонтия в окно:
а) за детей, которые были всегда голодны и раздеты;
б) за пьянство и разгул;
в) за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома.
12. «День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размыкало, рвало в клочья, будто старое тряпье. Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, — кружевце истоньшалось и рвалось.»
Изображение летнего дня представляет собой:
а)рассуждение;
б) повествование;
в) описание.
13. Бабушка, купив внуку пряник, проявила:
а) жалость; б) бесхарактерность; в) доброту.
14. « Но тетя Феня порасспрашивала, порасспрашивала меня обо всем, после чего взяла за руку и …»
а) отвела домой;
б) уложила спать ;
в) прогнала.
Тест по рассказу В. Распутина «Уроки французского».
1. В произведении говорится:
A. о дополнительных занятий по французскому языку;
Б. об уроках нравственности и доброты;
B. о любимых уроках французского языка.
2. Действие в произведении происходит:
A. перед Великой Отечественной войной;
Б. во время Великой Отечественной войны;
B. после Великой Отечественной войны.
3. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
A. гордость;
Б. тоска по дому;
B. скупость.
4. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
A. перестает удивляться чудесам;
Б. перестает быть ребенком;
B. доживает до преклонного возраста.
5. Истинный смысл игры в «замеряшки»:
А. помощь учительницы способному, но голодному ученику;
Б. желание учительницы вспомнить детство;
В.стремление учительницы заинтересовать ученика изучением
французского языка.
6. Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким»; «.. .пока училась,пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:
A. антитезу;
Б. сравнение;
B. аллегорию.
7. В предложении: «Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» - автор использует:
А.гиперболу;
Б. иронию;
В. метафору.
8. В предложении: «И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка ...» - выделенные слова являются:
A. постоянными эпитетами;
Б. эпитетами;
B. логическими определениями.
9. Фраза: «Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке» - содержит:
A. аллегорию;
Б. сравнение;
B. антитезу.
10. Словесные портреты главных героев находятся в тексте рядом. Стилистический приём, используемый автором в этом случае:
A. сравнение;
Б. ирония;
B. антитеза.
11. Письменно ответьте на вопрос.
- Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?
12. Письменно ответьте на вопрос.
- Чем интересен для вас этот рассказ?
Тест по произведению Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
1. Название произведения указывает на то, что в нем:
А) речь идет об одном из подвигов древнегреческого героя.
Б) рассказывается о подвиге, который подвигом назвать нельзя.
В) поступок юного героя описывается с юмором.
2.Тема произведения:
А) преимущество учителя, умеющего противопоставить обману веселую правду.
Б) взаимоотношение учителя и учеников.
В) возможность получения знаний и недопустимость любых попыток помешать этому.
3. Жанр произведения:
А) повесть.
Б) рассказ.
В) мемуары (воспоминание).
4. Характер повествования в произведении:
А) нейтральный.
Б) юмористический
В) сатирический.
5.Действия произведения происходит:
А) перед ВО войной.
Б) во время ВО войны.
В) после ВО войны.
6. Идя на обман, юный герой…
А) совершал благородный поступок.
Б) защищал интересы одноклассников
В) пытался спасти себя.
7. Харлампий Диагенович обвинил рассказчика, обманувшего учителя , в..
А)глупости.
Б) трусости.
В) подлости.
8. Роль учителя в формировании детских характеров
А) приучал детей относится к самим себе с юмором.
Б) требовал беспрекословного выполнения своих поручений.
В) разрешал свободное посещение уроков.
9. Письменный ответ на вопрос:
-Каким я представляю героя произведения.
10. Письменный ответ на вопрос:
- Как вы относитесь к поступку героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....