"Во имя любви"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Самолетова Ольга Ивановна

урок литературы по сказке Г. Х. Андерсена "Снежная королева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snezhnaya_koroleva.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28. 11. 2011

Тема: «Великая сила любви в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия произведения, раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.

Оборудование: презентация, мультфильм, карточки, кусочек льда, карандаши, ножницы, бумага.

этапы

Ход урока

1. орг. момент

музыка

2. рассказ о Андерсене.

Рассказ учащихся.

3. Анализ сказки «Снежная королева».

4. Тема.

5. Описание Снежной королевы.

6. Проблемный вопрос.

7. Вывод.

8.Творческая работа.

9. домашняя работа.

-Сегодня, ребята, мы окунёмся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.

-  Есть ли среди вас тот, кто не любит сказки?

- Сказка всегда рядом с человеком.

- Чему учит нас сказка?

(Сказка учит чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой).

«В гостях у сказки»

- Слышите нас зовёт в гости сказка. Но сначала присказка, а сказка будет впереди.

 - Итак, это было давным-давно, в 1805 году. В небольшой северной стране, окруженной с трёх сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе, родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далёкие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.

Речь идёт о…..Г. Х. Андерсене.

 - Родился будущий писатель в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег, оно находится в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу, ласку.

   Семья очень многое значит в жизни каждого человека, особенно в детстве. Первые сказки мальчик услышал от отца ,читавшего ему истории из «Тысяча и одной ночи. »А ещё отец любил петь песни и делать игрушки.

 От матери , мечтавшей , чтобы Ханс  Кристиан стал портным , он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать ещё в детстве.     Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяц а. «Театр состоял из ящика для представлений , сделанного отцом , и деревянных кукол-марионеток , которым мальчик сам сшил костюмы.

   «Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было не так. В 12 лет он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца  семья еле-еле сводила концы с концами. В 14 лет уехал в Копенгаген именно там он написал первую  пьесу и получил за неё гонорар. Андерсен потратил его на обучение.

   В 30 лет он издаёт три сборника своих произведений. «Сказки, рассказанные для детей».

   Давайте вспомним самые известные вам сказки Андерсена.

( «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Свинопас»)

    Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь , как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому.

    Всего Андерсен написал 170 сказок.

    Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.

 

  Вы догадались! Сказка «Снежная королева».

    - О чём эта сказка?

(О добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и о самоотверженной любви.)

Итак, тема нашего урока?

Великая сила любви в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

 Сказке, ребята, важно знать, помните ли вы её героев. Назовите их. Выполните задание сказки  на карточке, работаем в группах.

(ребята работают по карточкам 3 минуты)

 

  -Героев много, кто, по вашему мнению является главными героями сказки?

   (Снежная королева, Кай, Герда)

  - Вернёмся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь  мы обращаем внимание?

(ледяная, глаза)

  -- Найдите и прочитайте описание Снежной королевы (история 2)

(глаза её сияли как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира)

   - С чем можно сравнить Снежную королеву?

 (холод, темнота, буря, пустота).

(история 7 «Холодно было здесь, пусто, мёртво и величественно)

 

 -Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце…. Красота!

  -Бесспорно красиво! Но если мы прикоснёмся.

   - Что вы чувствуете?  Приятно?

   - Почему радости не приносит?

   - Нет тепла, нет жизни.

   - Кто попал в руки Снежное королевы?

  (Кай)

   - Не выбраться ему никогда, если бы ни Герда!  

 Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?

  - Герда живёт чувством! Она отправляется на поиски Кая.

   - Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

(Любовь, она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей)

   - Пройдём этот путь вместе с гердой и посмотрим, на что способна любовь?

1. Река. Любовь способна на жертвы.

2. старушка. Это препятствие или помощь? Как смогла Герда вырваться из плена старушки?

3. ворон и ворона. Птицы, которые ей помогают. (испытание)

4. принц и принцесса. Это тоже испытание

(могла остаться и спокойно жить)

5. Маленькая разбойница.

Почему изменилась маленькая разбойница?

(Герда своим рассказом и слезами растопило её сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.)

6. Лапландка и Финка.

(Обе стараются ей помочь как могут)

7. Путь к чертогам Снежной Королевы.

-- Что пришлось преодолеть девочке?

(Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

8. У Снежной королевы.

 -- Каким Герда нашла Кая? (история 7)

 --как смогла возродить к жизни?

  -Вернёмся к вопросу: Почему Герда победила Снежную королеву?

-- Её сердце было очень горячим. В нем не было место для холода. В её сердце жила любовь.

 -- Учитесь ценить красоту не льда, а живого человеческого сердца.

  - 1 группа – вырезать снежинку

  - 2 группа – нарисовать снежинку.

Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменный ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Открытое тематическое мероприятие праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, 8 июля «И долог век любви….»

Семья- это основа человеческой жизни, гарантия счастливого детства, спокойной юности и успешного будущего, это надежная пристань каждого из нас....

О любви и о войне Рассказы Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым» («Семь нот о любви») как цикл новелл.

Исследовательские материалы к урокам по творчеству Н.Ф. Иванова.   Одним из замечательных писателей современности, книги которого хотелось бы рекомендовать для изучения в школе, я...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....