Народ и власть в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок – аналитическая беседа с элементами диспута и ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tragedii_borisgodunov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Народ и власть в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
9 класс
Урок – аналитическая беседа с элементами диспута и ролевой игры
Учитель: Мишина Е.М.
Саранск – 2015
План
I. А.С Пушкин – человек, глубоко обеспокоенный судьбой родины.
II. А.С Пушкин – создатель первой русской народной драмы.
III. Власть и народ в России конца XVI - начала XVII в.
- Кто и почему претендует на российский престол?
- Какую роль играет народ?
IV. Взгляд поэта на проблему «власть и народ».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- 1Биографическая справка. А.С. Пушкин и Александр I.
- А.С. Пушкин и восстание декабристов. Обращение к истории. 7 ноября 1825 г. - закончена работа над трагедией.
- II Художественное мастерство А.С. Пушкина.
- 3 А.С. Пушкин – основоположник русской народной трагедии.
- В чем состоит отличие трагедии «Борис Годунов» от классических трагедий ?
- Вспомним черты классической трагедии, сравним их с особенностями трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
1. Композиция. Трагедия состояла из 5 действий (В драме Пушкина 23 сцены. Почему? Жизнь трудно уложить в определенные схемы. Многочисленность сцен позволила правдиво и более полно отразить историческую действительность.)
2. Единство места (События трагедии "Борис Годунов" происходят в Кремлевских палатах, на площади, в Ново - Девичьем монастыре, в келье монаха в Чудовом монастыре, в корчме на литовской границе, в Кракове , в лесу, на равнине близ Новгорода – Северского и т.д.)
3. Единство времени. События должны происходить в течение одного дня. (В трагедии - с 20 февраля 1598 г. до июня 1605 г. - 6,5 лет.)
4. Единство действия (По признанию автора, «едва сохранил». Все события развиваются вокруг Бориса Годунова.)
5. Занимательность драм достигалась благодаря
- необыкновенным происшествиям;
- тяжким злодеяниям;
- сверхъестественным страданиям.
А.С. Пушкин выбирает правдоподобие и естественность, т. к. «изображение страстей и души человеческой для него (народа) всегда занимательно, велико и поучительно». Пушкин показывает своих героев в таких условиях, в которых наиболее ярко проявляется их личность.
6. Язык – чрезмерно торжественный, украшенный различными средствами.
Стиль – высокий (трагедия!). Можно ли отнести речь героев трагедии «Борис Годунов» к высокому стилю? Ни в коем случае! Это обыкновенная речь обыкновенных людей. (Герои наделены таким языком, который характерен для их среды и для их внутреннего мира. Пушкин назвал стиль смешанным: «Он пошл и низок там, где приходилось выводить пошлые и грубые лица». Отзыв Пушкина о языке героев Шекспира: «И если иногда герои выражаются в его трагедиях, как конюхи, то нам это не странно, ибо мы чувствуем, что и знатные должны выражать простые понятия, как простые люди».)
7. Обязательный размер – торжественно величавый «александрийский бах» - рифмованный шестистопный ямб. ( У Пушкина - белый стих, без рифмы, иногда проза. Почему? – Этим достигается естественность и простота.)
8. Действующие лица – не более 10 – представители придворной верхушки. (В трагедии «Борис Годунов» около 60 действующих лиц, представляющих все слои общества.)
9. Главный герой. Образы – схемы добродетелей или пороков. (Нет главного героя. Русь конца XVI – начала XVII в. и является главным действующим лицом.)
10. Единство жанра – сцены только возвышенные и трагические, без малейшей примеси комического. (Наряду со сценами, исполненными глубочайшей трагичности, включены бытовые и комические сцены, «простонародные».)
11. Аристократическая придворная трагедия. (Демократическая народная трагедия. Реалистическая)
III. Власть и народ в России.
Итак, конец XVI – нач. XVII в. – время смут – не редкость для России. Что происходит? Интриги, борьба за власть, народ терпит, пытается выжить.
Россия, Русь – это слово имеет много значений. Например, на Севере Русью зовут светлое место. Где солнышко. Русь – светлое место, страна света.
А много ли было в истории нашей страны светлых периодов? Быстрее в памяти всплывают «темные , смутные времена». Почему такое противоречие? А может быть, жизнь – смутная, а душа – светлая?
Вернемся к трагедии «Борис Годунов».
На русский престол после смерти Ивана Грозного претендуют Годунов, Шуйский, позже Самозванец (Григорий Отрепьев).
Кто они и почему осмеливаются претендовать на русский престол?
Ролевая игра. Задание: опираясь на материал трагедии, рассказать о себе ( от имени Годунова, Шуйского и Самозванца).
Вопросы к героям:
-Чем прельщает Вас престол?
-Откуда такая смелость?
-На что надеялись?
-Как хотели управлять страной?
Борис Годунов.
-У Вас были люди, поддерживающие вас?
– Да. Я обратился к ним.
Итак, почему Борис Годунов был достоин стать русским царем? ( Нет доказательств его вины в смерти Дмитрия, заслужил уважения, управляя страной в годы царствования Федора).
Да, Вы пытались «свой народ» в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать. Но Вас разочаровал народ. ( «Бог насылал на землю нашу глад, народ завыл, в мучениях погибая; я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы – они ж меня, беснуясь, проклинали».
Вы противопоставляете себя «черни» ( так Вы называете народ ) и даже не догадываетесь, в чем кроются причины такой неблагодарности. Все очень просто: желая, может быть, добра, на самом деле Вы только усугубляли положение народа: отменив Юрьев день, Вы тем самым узаконили крепостное право, сделали крестьян рабами своих господ. Раздавая хлеб и золото в Москве, Вы привлекли огромные толпы народа. Хлеба и денег не хватало ( разворовывали ), начались эпидемии, народ умирал.
Последний вопрос.
Даже если допустить, что Вы не причастны к смерти Дмитрия, признайтесь, Вы желали в душе этой смерти?
( Это было единственное препятствие на пути к престолу.)
Чем Вы можете оправдать себя?
( - Видел неспособность Дмитрия, он больной человек, мал; я был уверен, что обладаю чертами, необходимыми для царя.)
И до правления и в течение его Вам постоянно приходилось распутывать интриги, расправляться с противниками. Значит, постоянно были в Вашем окружении люди , считавшие царствование незаконным. Почему?
- В душе желая смерти царевича, Вы совершали моральное преступление. Перешагнуть через человека в интересах страны – Вы полагаете это приемлемым расчетом?
- Вы перешагнули через закон престолонаследия, а потом хотели вновь его восстановить. Но история не поворачивается вспять. Ваше последнее слово.
Василий Шуйский.
В Ваших жилах течет царская кровь. Вы умны, изворотливы, лукавы, расчетливы. Интересы народа для Вас – ничто.
Вы клянетесь и присягаете людям, за спиной которых тут же злословите. Почему?
Вы готовы на предательство. Почему?
Вы князь – представитель высшего общества своего времени.
Вам никогда не приходила мысль , что знатное происхождение требует от человека неуклонного исполнения долга – долга чести, долга перед страной.
Честно говоря, кажется, что такие понятия у Вас вообще отсутствуют.
Все Ваши слова – против Вас.
Обратимся к дневникам наблюдения, анализируем речевую характеристику персонажей. Зачитаем их с комментариями.
Самозванец (Григорий Отрепьев)
Вы напоминаете в чем-то Мцыри из поэмы М.Ю. Лермонтова. Отличие заключается в том, что тот романтический герой мечтает о свободе, родине, о жизни, далекой от молитв и постоянного смирения духа и плоти, а вы захотели ни много, ни мало – стать царем.
- Что заставило поверить Вашей легенде о чудесном спасении?
- Почему так легко удается вам выдавать себя за царевича?
- Почему народ на Вашей стороне?
В порыве страстной любви Вы признаетесь Марине Мнишек, что всего лишь «бедный черноризец» .
«Теперь гляжу я равнодушно на трон его, на царственную власть»,- откровенно признаетесь Вы.
Русские цари, напротив, жертвовали собой - женились сами и женили своих детей, исходя из интересов государства.
Вы готовы забыть о троне ради любви. Значит, судьба страны и народа Вас мало волнует?
Аналитическая группа
- Ребята работали над проблемой власти в России.
- Власть – что в ней такого привлекательного?
- Почему так сложно управлять Россией?
- Почему говорят, что власть против людей?
- Каким должен быть русский правитель, чтобы страна процветала, стала мощной державой?
Небольшая историческая справка:
Путь к престолу стал возможен после смерти царевича Дмитрия.
Как часто в борьбе за власть совершались преступления?
Можно ли говорить, что жестокая расправа с соперниками за обладание властью – способ борьбы за власть, характерный для России?
Народ на страницах трагедии «Борис Годунов»
Беседа по вопросам:
Какую роль играет народ? Решающую? Или от него ничего не зависит?
Обратимся к сценам, в которых показан народ. (Выразительное чтение сцен трагедии)
Как ведет себя народ ?
Какие сцены его характеризуют?
Может ли умелый политик манипулировать народом?
Народ – марионетка, которая смиренно все стерпит?
Можно ли сказать, что народ делает историю?
Способен ли что-либо изменить правитель без поддержки народа?
Народ жесток или добр?
Вывод: о роли народа в истории; об отношениях между царской властью и народом.
Народ гуманен и справедлив. Совесть народная не мирится с расправой над неповинными людьми.
IV. Взгляд поэта на проблему «власть и народ».
Изучая творчество А.С. Пушкина, мы замечаем, что все чаще поэт обращается к историческим сюжетам. Как думаете, почему?
(Обращение к историческим сюжетам было способом раздумий о прошлом, настоящем и будущем России, о тех силах, которые определяют характер и результаты важнейших событий в жизни общества).
V. Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку? Аргументируйте свой выбор.
1. «Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики…
Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». (А.Н. Островский)
2. Нравственный закон….обретает решающую силу в истории.
3. «О страшное, невидимое горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу мы нарекли.»
VI. Домашнее задание. Мои размышления о том, какой должна быть власть в России сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).
Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». ...
Интегрированный урок по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 10 класс
Урок литературы в 10 классе с использование оперы по трагедии А.С.Пушкина...
Урок литературы в 9 классе "Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Урок можно провести как интегрированный (литература-история). Поставить перед детьми задачу - сравнить взгляд историка и поэта на эпоху правления Годунова, объяснить разницу. Урок учит размышлять, вду...
История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Методическая разработка занятия по внеклассному чтению для воспитанников 10-х классов коррекционной школы-интерната I и II вида по теме: "История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкигна "...
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"...
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...