Народ и власть в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок – аналитическая беседа с элементами диспута и ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Народ и власть в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
9 класс
Урок – аналитическая беседа с элементами диспута и ролевой игры
Учитель: Мишина Е.М.
Саранск – 2015
План
I. А.С Пушкин – человек, глубоко обеспокоенный судьбой родины.
II. А.С Пушкин – создатель первой русской народной драмы.
III. Власть и народ в России конца XVI - начала XVII в.
- Кто и почему претендует на российский престол?
- Какую роль играет народ?
IV. Взгляд поэта на проблему «власть и народ».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- 1Биографическая справка. А.С. Пушкин и Александр I.
- А.С. Пушкин и восстание декабристов. Обращение к истории. 7 ноября 1825 г. - закончена работа над трагедией.
- II Художественное мастерство А.С. Пушкина.
- 3 А.С. Пушкин – основоположник русской народной трагедии.
- В чем состоит отличие трагедии «Борис Годунов» от классических трагедий ?
- Вспомним черты классической трагедии, сравним их с особенностями трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
1. Композиция. Трагедия состояла из 5 действий (В драме Пушкина 23 сцены. Почему? Жизнь трудно уложить в определенные схемы. Многочисленность сцен позволила правдиво и более полно отразить историческую действительность.)
2. Единство места (События трагедии "Борис Годунов" происходят в Кремлевских палатах, на площади, в Ново - Девичьем монастыре, в келье монаха в Чудовом монастыре, в корчме на литовской границе, в Кракове , в лесу, на равнине близ Новгорода – Северского и т.д.)
3. Единство времени. События должны происходить в течение одного дня. (В трагедии - с 20 февраля 1598 г. до июня 1605 г. - 6,5 лет.)
4. Единство действия (По признанию автора, «едва сохранил». Все события развиваются вокруг Бориса Годунова.)
5. Занимательность драм достигалась благодаря
- необыкновенным происшествиям;
- тяжким злодеяниям;
- сверхъестественным страданиям.
А.С. Пушкин выбирает правдоподобие и естественность, т. к. «изображение страстей и души человеческой для него (народа) всегда занимательно, велико и поучительно». Пушкин показывает своих героев в таких условиях, в которых наиболее ярко проявляется их личность.
6. Язык – чрезмерно торжественный, украшенный различными средствами.
Стиль – высокий (трагедия!). Можно ли отнести речь героев трагедии «Борис Годунов» к высокому стилю? Ни в коем случае! Это обыкновенная речь обыкновенных людей. (Герои наделены таким языком, который характерен для их среды и для их внутреннего мира. Пушкин назвал стиль смешанным: «Он пошл и низок там, где приходилось выводить пошлые и грубые лица». Отзыв Пушкина о языке героев Шекспира: «И если иногда герои выражаются в его трагедиях, как конюхи, то нам это не странно, ибо мы чувствуем, что и знатные должны выражать простые понятия, как простые люди».)
7. Обязательный размер – торжественно величавый «александрийский бах» - рифмованный шестистопный ямб. ( У Пушкина - белый стих, без рифмы, иногда проза. Почему? – Этим достигается естественность и простота.)
8. Действующие лица – не более 10 – представители придворной верхушки. (В трагедии «Борис Годунов» около 60 действующих лиц, представляющих все слои общества.)
9. Главный герой. Образы – схемы добродетелей или пороков. (Нет главного героя. Русь конца XVI – начала XVII в. и является главным действующим лицом.)
10. Единство жанра – сцены только возвышенные и трагические, без малейшей примеси комического. (Наряду со сценами, исполненными глубочайшей трагичности, включены бытовые и комические сцены, «простонародные».)
11. Аристократическая придворная трагедия. (Демократическая народная трагедия. Реалистическая)
III. Власть и народ в России.
Итак, конец XVI – нач. XVII в. – время смут – не редкость для России. Что происходит? Интриги, борьба за власть, народ терпит, пытается выжить.
Россия, Русь – это слово имеет много значений. Например, на Севере Русью зовут светлое место. Где солнышко. Русь – светлое место, страна света.
А много ли было в истории нашей страны светлых периодов? Быстрее в памяти всплывают «темные , смутные времена». Почему такое противоречие? А может быть, жизнь – смутная, а душа – светлая?
Вернемся к трагедии «Борис Годунов».
На русский престол после смерти Ивана Грозного претендуют Годунов, Шуйский, позже Самозванец (Григорий Отрепьев).
Кто они и почему осмеливаются претендовать на русский престол?
Ролевая игра. Задание: опираясь на материал трагедии, рассказать о себе ( от имени Годунова, Шуйского и Самозванца).
Вопросы к героям:
-Чем прельщает Вас престол?
-Откуда такая смелость?
-На что надеялись?
-Как хотели управлять страной?
Борис Годунов.
-У Вас были люди, поддерживающие вас?
– Да. Я обратился к ним.
Итак, почему Борис Годунов был достоин стать русским царем? ( Нет доказательств его вины в смерти Дмитрия, заслужил уважения, управляя страной в годы царствования Федора).
Да, Вы пытались «свой народ» в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать. Но Вас разочаровал народ. ( «Бог насылал на землю нашу глад, народ завыл, в мучениях погибая; я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы – они ж меня, беснуясь, проклинали».
Вы противопоставляете себя «черни» ( так Вы называете народ ) и даже не догадываетесь, в чем кроются причины такой неблагодарности. Все очень просто: желая, может быть, добра, на самом деле Вы только усугубляли положение народа: отменив Юрьев день, Вы тем самым узаконили крепостное право, сделали крестьян рабами своих господ. Раздавая хлеб и золото в Москве, Вы привлекли огромные толпы народа. Хлеба и денег не хватало ( разворовывали ), начались эпидемии, народ умирал.
Последний вопрос.
Даже если допустить, что Вы не причастны к смерти Дмитрия, признайтесь, Вы желали в душе этой смерти?
( Это было единственное препятствие на пути к престолу.)
Чем Вы можете оправдать себя?
( - Видел неспособность Дмитрия, он больной человек, мал; я был уверен, что обладаю чертами, необходимыми для царя.)
И до правления и в течение его Вам постоянно приходилось распутывать интриги, расправляться с противниками. Значит, постоянно были в Вашем окружении люди , считавшие царствование незаконным. Почему?
- В душе желая смерти царевича, Вы совершали моральное преступление. Перешагнуть через человека в интересах страны – Вы полагаете это приемлемым расчетом?
- Вы перешагнули через закон престолонаследия, а потом хотели вновь его восстановить. Но история не поворачивается вспять. Ваше последнее слово.
Василий Шуйский.
В Ваших жилах течет царская кровь. Вы умны, изворотливы, лукавы, расчетливы. Интересы народа для Вас – ничто.
Вы клянетесь и присягаете людям, за спиной которых тут же злословите. Почему?
Вы готовы на предательство. Почему?
Вы князь – представитель высшего общества своего времени.
Вам никогда не приходила мысль , что знатное происхождение требует от человека неуклонного исполнения долга – долга чести, долга перед страной.
Честно говоря, кажется, что такие понятия у Вас вообще отсутствуют.
Все Ваши слова – против Вас.
Обратимся к дневникам наблюдения, анализируем речевую характеристику персонажей. Зачитаем их с комментариями.
Самозванец (Григорий Отрепьев)
Вы напоминаете в чем-то Мцыри из поэмы М.Ю. Лермонтова. Отличие заключается в том, что тот романтический герой мечтает о свободе, родине, о жизни, далекой от молитв и постоянного смирения духа и плоти, а вы захотели ни много, ни мало – стать царем.
- Что заставило поверить Вашей легенде о чудесном спасении?
- Почему так легко удается вам выдавать себя за царевича?
- Почему народ на Вашей стороне?
В порыве страстной любви Вы признаетесь Марине Мнишек, что всего лишь «бедный черноризец» .
«Теперь гляжу я равнодушно на трон его, на царственную власть»,- откровенно признаетесь Вы.
Русские цари, напротив, жертвовали собой - женились сами и женили своих детей, исходя из интересов государства.
Вы готовы забыть о троне ради любви. Значит, судьба страны и народа Вас мало волнует?
Аналитическая группа
- Ребята работали над проблемой власти в России.
- Власть – что в ней такого привлекательного?
- Почему так сложно управлять Россией?
- Почему говорят, что власть против людей?
- Каким должен быть русский правитель, чтобы страна процветала, стала мощной державой?
Небольшая историческая справка:
Путь к престолу стал возможен после смерти царевича Дмитрия.
Как часто в борьбе за власть совершались преступления?
Можно ли говорить, что жестокая расправа с соперниками за обладание властью – способ борьбы за власть, характерный для России?
Народ на страницах трагедии «Борис Годунов»
Беседа по вопросам:
Какую роль играет народ? Решающую? Или от него ничего не зависит?
Обратимся к сценам, в которых показан народ. (Выразительное чтение сцен трагедии)
Как ведет себя народ ?
Какие сцены его характеризуют?
Может ли умелый политик манипулировать народом?
Народ – марионетка, которая смиренно все стерпит?
Можно ли сказать, что народ делает историю?
Способен ли что-либо изменить правитель без поддержки народа?
Народ жесток или добр?
Вывод: о роли народа в истории; об отношениях между царской властью и народом.
Народ гуманен и справедлив. Совесть народная не мирится с расправой над неповинными людьми.
IV. Взгляд поэта на проблему «власть и народ».
Изучая творчество А.С. Пушкина, мы замечаем, что все чаще поэт обращается к историческим сюжетам. Как думаете, почему?
(Обращение к историческим сюжетам было способом раздумий о прошлом, настоящем и будущем России, о тех силах, которые определяют характер и результаты важнейших событий в жизни общества).
V. Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку? Аргументируйте свой выбор.
1. «Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики…
Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». (А.Н. Островский)
2. Нравственный закон….обретает решающую силу в истории.
3. «О страшное, невидимое горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу мы нарекли.»
VI. Домашнее задание. Мои размышления о том, какой должна быть власть в России сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/05/picture-17670.jpg)
Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).
Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Интегрированный урок по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 10 класс
Урок литературы в 10 классе с использование оперы по трагедии А.С.Пушкина...
Урок литературы в 9 классе "Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Урок можно провести как интегрированный (литература-история). Поставить перед детьми задачу - сравнить взгляд историка и поэта на эпоху правления Годунова, объяснить разницу. Урок учит размышлять, вду...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-753964-1455175491.jpg)
История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Методическая разработка занятия по внеклассному чтению для воспитанников 10-х классов коррекционной школы-интерната I и II вида по теме: "История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкигна "...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1370669-1639468226.jpg)
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"...
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...