История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
методическая разработка (10 класс) на тему
Методическая разработка занятия по внеклассному чтению для воспитанников 10-х классов коррекционной школы-интерната I и II вида по теме: "История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкигна "Борис Годунов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_boris_godunov.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение.
А.С. Пушкин «Борис Годунов».
История создания. Историческая основа трагедии.
Цели и задачи:
- Познакомить воспитанников с Пушкиным-драматургом, историком;
- Воспитывать интерес к истории родной страны;
- Воспитывать у ребят интерес к чтению, стремление как можно больше узнавать нового для себя;
- Развивать речь воспитанников, совершенствовать произносительные навыки на материале презентации;
- Обогащение словарного запаса воспитанников, коррекция их речи.
Оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, распечатанные приложения к занятию.
Словарь: драматург, драма, самозванец, смутное время(1598-1613 годы).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята, добрый день взрослые! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят «улыбка-это поцелуй души». А теперь давайте скажем друг другу с улыбкой «Добрый день». Я рада, что у вас хорошее настроение и, надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем на занятии. Начнём занятие.
-Сначала проведем речевую зарядку:
1.Прочитай словосочетания. Определи, какое правило орфоэпии нужно использовать при произношении этих словосочетаний:
- Смутное время
- Исторические произведения
- Борис Годунов
- «Песнь о Вещем Олеге»
( Безударное О говори как А)
2. Закончи слова с безударным гласным о:
До……,Во……,Со…..,Ко…….,Мо……..
-Итак сегодня на внеклассном чтении мы начинаем изучать произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов». Тема нашего занятия: История создания. Историческая основа трагедии.
-Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему занятия.
- Основная часть.
Показ презентации.
№ слайда | Текст |
1 | Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» |
2 | История создания. Историческая основа трагедии. |
3 | Вы уже знакомы с Пушкиным-поэтом. Сегодня вы узнаете Пушкина, как драматурга и историка. Кто же такой драматург?(словарь). Что такое драматическоепроизведение?(словарь) |
4 | С начала 19 века в России резко возрос интерес к истории родной страны. Николай Михайлович Карамзин, старший друга Пушкина, написал многотомный труд «История Государства Российского». (1799-1837)-годы жизни. |
5 | Многотомный труд Н.М. Карамзина Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Именно «История Государства Российского» вдохновило Пушкина на написании Трагедии «Борис Годунов». Он посвятил своё произведение Н.М. Карамзину. |
6 | Пушкин-историк. Какие вы знаете исторические произведения Пушкина? Какие читали?«Капитанская дочка», «Медный всадник», «Борис Годунов»,«Песнь о Вещем Олеге»,«Полтава». |
7 | Драма «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825г. (декабрь1824-ноябрь 1825). Опубликована только в 1830г. А поставлена на сцене в 1866г. До этого года драма была запрещена. У произведения «Борис Годунов» в этом,2015,году юбилей. Сколько лет трагедии? 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». |
8 | А.С.Пушкин рассказал в «Борисе Годунове» об одном из самых драматических моментов русской истории: 1598-1613гг. Кто помнит из истории что это за время в истории России? Правильно-Смутное время. |
9 | Рассказ Тани о Смутном времени. |
10,11 | Физминутка для глаз. |
12 | В трагедии «Борис Годунов» описываются события, происходящие в последние годы правления Бориса Годунова.1598-1605гг.-годы правления царя Бориса |
13 | В 1584 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, не обладавший большими интеллектуальными способностями, и очень мало походивший на роль правителя огромной страны. (1584-1598)-годы правления царя Федора Иоанновича. |
14 | После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге. |
15 | Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Девятилетний царевич умер. По стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. |
16 | В 1598 г. скончался Феодор Иоаннович. Царская династия Рюриковичей оборвалась.Русские люди воспринимали это как трагедию.На трон избрали Бориса Годунова, родственника царской семьи. Многие люди были недовольны его избранием. |
17 | В 1603 г. до Москвы дошёл слух, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Этим был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Самозванец(словарь) вступит с войском в Московское государство. Взойдёт после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год будет убит восставшими жителями Москвы. Чудов монастырь находился на территории Москвы, монах много знал о жизни царя. Григорий был одного возраста с Дмитрием и поэтому выдал себя за наследника русского престола. |
18 | Итак, сюжет трагедии: восхождение на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия. |
19 | ПроизведениеПушкинаживо по сей день. |
20 | Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Опера была написана в 1869году. Впервые поставлена на сцене в 1874году. |
21 | Фильм Сергея Бондарчука |
22 | Фильм Владимира Мирзоева |
23 | Спектакли, телеспектакли и радиоспектакли. |
24 | Откройте тетради и запишите… |
- Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. О чём мы разговаривали сегодня? Вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы. | |
25,26 | Ответы на вопросы. |
27 | Спектакли, телеспектакли и радиоспектакли. |
28 | Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие? У вас на столах лежат смайлики. Посмотрите на доску и поднимите тот смайлик, который соответствует вашему ответу. |
29 | Ответьте ещё на один вопрос - Узнали ли вы что-нибудь новое на занятие и что вы запомнили? Только отвечайте на этот вопрос честно, пожалуйста. |
30 | Спасибо за внимание. Наше занятие окончено. Отдыхайте. |
Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/home/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/
Интернет ресурсы:
-http://historykratko.com/smutnoe-vremya-smuta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка"(с использованием ИКТ)
Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно ...
Конспект урока литературы на тему: "Историческая основа создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
интегрированный урок...
История создания государственного флага России. Исторический вечер
Исторический вечер представляет собой театрализованное мероприятие с использованием патриотических песен, классической музыки....
Презентация к уроку "История создания и историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Презентация для урока литературы 7 класса. Знакоиство с повестью "Тарас Бульба"...
Историческая основа создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу. Задачи урока:- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании...
Презентация по теме "Историческая основа произведения А.С. Пушкина "Борис Годунов", 7 класс
Данную презентацию можно использовать как историческую справку к событиям, описываемым в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" для обучающихся 7 классов....
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе...