Разработка урока по литературе для 7 класса по произведению Андрея Платонова "Юшка".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Изучение нового материала, затрагивая проблемы, которые автор поднимает в произведениях, изученные в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yushka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».
– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого мы ненароком обидели, давайте попросим прощения: «Прости нас, Юшка!»
| |
БЕЗ ДОБРОТЫ И СОСТРАДАНИЯ НЕТ ЧЕЛОВЕКА Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН… Цели урока. Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемы, поднятые автором в произведении. Развивающая: Развивать ассоциативное мышление. Воспитательная: Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью. Оборудование: портрет Платонова, плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями. 1. Рассказ о писателе. (на доске фотография писателя или изображение летящего по рельсам паровоза может стать картиной-символом к рассказу о писателе). - Давайте попробуем перенестись в 1899 год, в Ямскую слободу на окраину города Воронежа. В простой семье мастерового-железнодорожника, талантливого изобретателя-самоучки Платона Фирсовича Климентова родился сын Андрей, который впоследствии стал известным писателем А.П. Платоновым. Как вы уже догадались, «Платонов» – это псевдоним писателя от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. - Давайте прочтём в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова. Ученики вслух или про себя читают отрывок из статьи В Чалмаева. - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ о писателе? - Окрестности Воронежа не отличались красотой ландшафта, которым можно было любоваться. Это была степная полоса с большими широкими дорогами. И может быть поэтому, с детских лет Платонов мечтал украсить землю садами, лесами, придать земле красоту, которой можно любоваться, ЗЕМЛЯ - САД - МЕЧТА! - Но это всё мечты, а в жизни – многодетная семья, состоящая из 10 человек, жившая часто на грани нищеты. Но эта нищета, неустроенность, постоянная нужда скрашивалась ЛЮБОВЬЮ родителей к детям. Благодаря родительской любви, детям были привиты чувства: ДОБРОТЫ, МИЛОСЕРДИЯ, СОСТРАДАНИЯ, СПОСОБНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ЧУЖОЙ БЕДЕ (записано на доске). - Важны ли эти качества для человека? (размышления ребят). - Из желания воспеть жизнь он стал писать. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: «Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник», - писал А. Платонов. 2. Изучение рассказа. - Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему? Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. Олег Волков. Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. М. Лермонтов Побеждай зло добром. Библия Первые мои вопросы после чтения рассказа «Юшка» связаны с его восприятием: - Понравился ли вам рассказ? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения? - Почему люди были жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался? Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём? Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены … - Почему автор в описании особо выделяет его глаза? Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза – зеркало души, а душа у Юшки плачет. - Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом. Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо: СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ … - А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы. Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность. В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий – незлобивый, покорный, смирный». - Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? как относятся к нему дети? Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его. - Как вы понимаете слово терзать? Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить. Сообщаю, что в «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно. - Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним. - А как сам Юшка объясняет поведение детей? На этот вопрос предлагаю ответить ученику, получившему ещё в начале урока индивидуальное задание по карточке. Карточка №1 «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Задание: Внимательно прочитай эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? После ответа ученика можно задать вопросы дискуссионного характера: «А что вы думаете по поводу услышанного?» Высказывания детей обязательно выводят на вопрос об отношении к Юшке взрослых. - Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!». Снова предлагаю детям вопросы дискуссионного характера: - Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? - Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»? - Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». Прошу ребят написать сочинение – миниатюру на тему «Сердце в людях бывает слепое», используя литературный или жизненный материал. Отрывки из творческих работ прочитываю впоследствии на уроках. - Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование. «Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (С. Ожегова). - А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети? Жизнь города Жизнь Юшки Ребята должны прийти к выводу, что серое существование, однообразие жизни развивало в людях злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости. - Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа. Предлагаю ответить на вопросы индивидуального задания, полученные в начале урока, второму ученику. Карточка №2. Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? - Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему? Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу. - Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни? Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: Юшка осознаёт ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»). - Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Предоставляю слово третьему ученику, выполнявшему индивидуальное задание. Карточка №3. Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней? Прошу ребят высказать своё мнение. - Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись? Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него. Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир». Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак. - Способен изменить мир Юшка? Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске. - Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти? Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки. Обращаю внимание на слово глумление – издевательство, надругательство. - Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Для чего живёт Юшка? Ребята рассказывают о приёмной дочери, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке. - Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка. - Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость? - Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и сказку-быль «Неизвестный цветок». Предлагаю задание творческим группам: - Выясните, есть ли что-либо общее между главными героями этих произведений. В результате работы делаются следующие выводы: Оба слабы и непохожи на других («Юшка»: «… он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы» «Неизвестный цветок»: «… цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами»). Оба жаждут жизни, держатся за неё изо всех сил («Юшка»: «Я тоже всему свету нужен», «-Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живёшь? – Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить». «Неизвестный цветок»: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть… Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»). Оба продолжают жить после смерти («Юшка»: «Девушка-врач навсегда осталась в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных…. И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки …». «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый, но только немного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил он в камне»). 3. Итоги уроков. Жизнь – это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убеждённый в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноимённой сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за своё существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Они сильны в своём стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Мы сегодня много говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после этого разговора? Передайте свои впечатления, чувства в рисунке, в плакате, в музыке, стихотворении, в сочинении – эссе, просто в ассоциативных словах. Учитель на фоне музыки читает стихотворение: Хочется крикнуть людям: Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
Разработка урока по литературе 9 класс
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....