Контрольная работа по литературе (анализ текста)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Дорофеева Татьяна Анатольевна

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 2.

Текст.


  В детстве многие чувствовали себя абсолютно счастливыми без особых на то причин, радовались жизни и природе во всех ее проявлениях. Но когда выросли, стали работать и погрузились в мир бесконечных взрослых проблем и забот. «Мы все спешим и таем как снежинки на ветру», - именно так можно охарактеризовать нашу жизнь.

  Современная жизнь – это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. К известным принципам «Посадить дерево, построить дом и вырастить детей», прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. И порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем, мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

  А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперед, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла...

  Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц газет и с экранов телевизора на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах… Послушав такую информацию, любой может впасть в депрессивное состояние и начать воспринимать жизнь в черном свете. И тогда одна за другой начинают приходить беды, внезапно появляются разные хвори и болячки. И кажется, что жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.

  Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? Как ни абсурдно это прозвучит, но сделать это под силу каждому. Авторы бесчисленных книг по психологии и эзотерике постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы». Следовательно, мы порой сами виноваты, что в нашем организме появилось столько болячек.

  Дело в том, что негативные эмоции, гнев, чувство вины ведут к болезням. Известная американская писательница Луиза Хей написала на эту тему свыше десятка книг и даже разработала систему, согласно которой каждому заболеванию присуща своя негативная мысль, плохая эмоция. Своими черными мыслями мы создаем негативный сценарий жизни, программируем себя на неудачи. Ведь наше подсознание - это своего рода грядка, на которой произрастают как семена клубных цветов (положительные мысли и эмоции), так и сорняки (негативные мысли и эмоции).

   Раз мы сами создаем свою жизнь, может, вместо негатива нам стоит подумать о чем-нибудь хорошем? Послушать хорошую, веселую музыку, посмотреть комедийный фильм или послушать выступление юмориста? И как бы ни было нам плохо, не нужно отдаляться от близких и друзей. Они нуждаются в нашем внимании, им так нужно чувствовать нашу любовь и заботу. Поделитесь с ними своими радостями или расскажите о своих проблемах и, поверьте, вам станет значительно легче. Если у вас никого нет, тоже не стоит отчаиваться. Заведите себе кошку, собаку или же волнистого попугайчика, они помогут скрасить ваш досуг. Глядя на весело резвящегося котенка или маленького щенка, с любопытством изучающего мир, вы забудете о своей грусти.

  Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто. Посмотрите в окно и вы увидите, какая красота окружает нас. Летняя синева небес и изумрудные гривы деревьев, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или белоснежные сугробы зимы - все это великолепие является бесплатным лекарством от депрессии и пережитого стресса. Воспользоваться им можно в любой момент и без причин почувствовать себя счастливым человеком.

Задания.

  1. Прочитайте стихотворение И.А.Бунина «Вечер».

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно -
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.

    В бездонном небе легким белым краем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
    А счастье только знающим дано.

    Окно открыто. Пискнула и села
    На подоконник птичка. И от книг
    Усталый взгляд я отвожу на миг.

    День вечереет, небо опустело.
    Гул молотилки слышен на гумне...
    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 Иллюстрацией к какому абзацу исходного текста оно является?

  1. Заполните таблицу примерами из исходного текста.


Что порождает в человеке

Негативные эмоции

Позитивные эмоции

  1. Какие из приведённых ниже мудрых мыслей о счастье можно выбрать в качестве аргументов к общим понятиям о счастье? Заполните таблицу номерами изречений.

Удача – везение – благоприятная судьба

Удовольствие – переживание приятных ощущений

Состояние душевной и жизненной удовлетворённости

  1. Счастье выпадает тому, кто его не ждёт. (японская пословица).
  2. Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному. ( Ф. Ларошфуко)
  3. Удовольствие – это счастье глупцов, счастье – это удовольствие мудрецов. (Буффле)
  4. Счастье в своём полном объёме есть наивысшее удовольствие, к которому мы способны, а несчастье – наивысшее страдание. (Локк)
  5. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.(русская пословица)
  6. Что такое счастье? Это продолжительные либо следующие друг за другом наслаждения или приятные ощущения, которые человек любит и считает благом для себя. (Гольбах)
  7. Удовлетворённость и есть счастье. (пословица хинди)
  8. Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном. (Т.Мор)
  9. Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении. (А.Н.Толстой)

  1. Восстановите логическую последовательность предложений, указав их правильную очерёдность.
  1. Так вот, всякий раз эти воспоминания помогают мне жить и быть счастливым.
  2. Трудно передать ту бурю потрясающе радостных эмоций, которые я пережил.
  3. Мы появились там поздно вечером и буквально рухнули спать, уставшие от долгой дороги.
  4. Когда я раздражён или у меня плохое настроение, одно может снять моё нервное напряжение: воспоминание о поездке на Байкал и первой ночевке на берегу озера.
  5. Но утром, когда я выбрался из палатки, у меня захватило дух от торжественной красоты озера, скал и леса вокруг него.

  1. Найдите орфографические ошибки, выпишите через запятую слова в исправленном варианте.

   

    Можно ли  ощущать себя счастливым от самых обычных земных радостей?

   А это зависет от самого человека! Кто-то и первоцветов не замечает, ктото забыл, когда последний раз голову в звёздное небо запрокидывал, а есть те, кто в крохотном цветке незабудки видят отрожение неба, в плывущей тучке – маленький кораблик в безбрежном море, в звоне капели слышат музыку весны. По-моему, нужно радоваться каждому прожитому дню, быть доброжелательным, не держать в душе обид и просто любить жизнь!

  1. Найдите нарушение этических норм во фрагменте сочинения.

    Конечно, кто из нас не хочет быть счастливым? Весь вопрос только в том, как удержать это кратковременное состояние. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берёт, с учёным видом знатока раздавая рецепты счастья. Такого примитивного совета – завести себе «кошку, собаку или же волнистого попугайчика» и стать от этого счастливым я ещё не слышал! И уж совсем абсурдной считаю мысль о том, что отсутствие счастья может стать причиной «болячек».

    О подобных проблемах должны рассуждать компетентные люди, а не дилетанты.

7. Напишите эссе. Опишите событие (ситуацию, эпизод) из вашего житейского опыта, когда вы почувствовали себя счастливым человеком. Сформулируйте своё определение счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал можно использовать для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс

Материал урока позволяет проверить усвоение учащимися материала по теме; умение использовать знания на практике; воспитывает самостоятельность и ответственность в работе по языку....

Анализ итоговой контрольной работы по литературе в 5 классе 2016-2017 учебный год

При проведении поэлементного анализа составляется таблица, в которой заносится список учащихся, напротив фамилии каждого ученика указывается результат выполнения или невыполнения того или иного задани...

Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."

Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...