Контрольная работа по литературе (анализ текста)
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Учебно-методический материал можно использовать для зачета по дисциплине "Литература"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа по литературе(анализ текста) | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 4.
Текст.
(1)Комплекс неполноценности – огромная сила. Вот только неясно - разрушительная или созидательная…
Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. Причём творил в сентиментальном духе. С особым рвением изображал цветы.
Значительного таланта не обнаружил.
Обиделся. Надулся. И постепенно стал Адольфом Гитлером…
Случалось такое и на русской почве. Савинков в молодости писал стихи. Выпустил три довольно посредственных романа. Успеха не достиг.
И с горя пошёл убивать министров.
Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов.
Примеров достаточно. Сталин, Дзержинский , Махно…
Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми…
И так было всегда.
(21)Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22)Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23)А может возвысить до небес.
Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.
И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным…
Академика Сахарова знает весь мир. Его называют совестью России. Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь…
Когда-то Сахаров изобрёл водородную бомбу. Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. Объективно способствовал росту коммунистического влияния.
Он принадлежал к верхушке советской элиты. Удостоился всех мыслимых благ.
Впоследствии его охватили нравственные сомнения. Научное открытие могло послужить силам зла. Сахарова мучило ощущение вины. Его угнетал тяжёлый комплекс раскаяния.
Наконец, он возвратил государству полученные деньги. Заинтересовался социальными проблемами.
Так началась его общественная деятельность. Её результаты трудно переоценить.
Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму.
А началось всё с водородной бомбы… Так бывает…
(49)Нечто подобное творится с атомной энергией. (50)Ею можно обогреть весь земной шар. (51)А можно расколоть его на тысячу частей.
По нашему усмотрению…
Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?
(56)Я думаю, это зависит от нас.
( По С.Довлатову)
Задания.
- Какие из следующих утверждений верны?
А) По мнению автора, комплекс неполноценности может привести к непредсказуемым последствиям.
Б) Лирические поэты с недостатком таланта неизбежно становятся кровожадными злодеями.
В) Комплекс вины и раскаяния заставил академика Сахарова противостоять коммунистическому режиму.
- В каких предложениях текста содержится авторский взгляд на вопрос: что такое комплекс неполноценности?
А) 1
Б) 21-23
В) 49-51
Г) 56
3. Определите, с помощью какого языкового средства выразительности автор сумел показать, что «комплекс неполноценности – огромная сила».
(21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу.
(23) А может возвысить до небес.
А) однородные члены предложения
Б) контекстуальные антонимы
В) сравнительный оборот
4.Термин «комплекс неполноценности» принадлежит психиатру А.Адлеру. Он утверждал, что «этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».
Докажите обратное, используя аргументы из исходного текста.
5. Выпишите номера предложений с нарушением этической нормы.
Справка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов. |
- Околонаучные размышления С.Довлатова о том, что «особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов», кажутся мне просто нелепыми. (2) Согласно Фрейду, к учению которого в своё время примкнул и А.Адлер, причины комплекса неполноценности кроются не в недостатке таланта, а в недостатке материнской любви, и неадекватное восприятие собственных способностей – следствие ущемлённой душевной жизни ребёнка. (3) При этом основной силой, способной «усмирить» комплекс, является одобрение окружающих, а не отсутствие таланта, которое ставит во главу угла автор очерка, слабо разбирающийся в психологии человека.
6. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту:
Что же такое – комплекс неполноценности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе (анализ текста)
Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...
Контрольная работа по литературе (анализ текста)
Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...
Контрольная работа по литературе (анализ текста)
Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...
Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс
Материал урока позволяет проверить усвоение учащимися материала по теме; умение использовать знания на практике; воспитывает самостоятельность и ответственность в работе по языку....
Анализ итоговой контрольной работы по литературе в 5 классе 2016-2017 учебный год
При проведении поэлементного анализа составляется таблица, в которой заносится список учащихся, напротив фамилии каждого ученика указывается результат выполнения или невыполнения того или иного задани...
Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."
Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).
Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...