Эвристические задания на уроках словесности
занимательные факты по литературе на тему
Эвристические задания на уроках словесности- это способ развить творческие способности.Предлагаю Вашему вниманию примерные задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристические задания на уроках литературы
и русского языка
Притча «Откуда берутся болота»
Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:
- Люди! Очистите меня поскорее!
Но люди только отмахнулись:
- Ничего, нам и пруда хватит!
Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
- Помогите, пока не поздно!
Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:
- И откуда только болота берутся?
1.Ответьте на вопросы:
- О чем эта притча?
- Чему она учит?
- Напишите ответ- эссе на вопрос ,который задавали люди, проходя мимо болота.
2.Альтернативное задание
2.Какие вопросы вы задали бы по содержанию данной притчи? Предложите свои вопросы и ответы на них.
§2 Послушайте внимательно (прочитайте) притчу.
«Притча о лягушатах и высокой башне»
Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.
Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:
У них ничего не получится! Это слишком сложно.
- Нет шансов! Башня слишком высокая!
Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:
- Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!
Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни…
Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. (Оказалось, победитель был глухим.)
Выполните задания:
- Какой финал притчи вы можете предложить. Объясните свой ответ.
Ответы:
1. Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?
2. Каждый человек, идущий к своей цели, не должен сомневаться в своих силах .
В заключение работы учителю необходимо прочитать финал притчи (по тексту, заключенному в скобках) и обсудить все варианты ответов.
§3 Эвристическое задание, направленное на развитие ассоциативного мышления .
ЧТО СО МНОЙ?
Представьте, что Вы – зеленый кленовый листочек. Каким он был летом?
А какой он стал осенью? Что чувствует осенний листочек?
Задание:
От первого лица напишите откровенное признание листочка , включая в текст слова-эпитеты, однородные члены предложения и прямую речь.
§ 4 Задание «Аргументы и факты»
При морфологическом разборе имени существительного « солнышко» один ученик обозначил его как нарицательное существительное, другой- как –собственное.
Чем, на Ваш взгляд, можно пояснить разногласия во мнениях учеников? Соберите аргументы в пользу обеих точек зрения и выразите свое мнение по данному вопросу.
§5 Прочитайте выразительно стихотворения А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин Отрывок из романа «Еевгений Онегин»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Задания:
1.Предложите ассоциативный ряд к словосочетаниям «зимний вечер», «зимнее утро», «зимний день» и запишите их в первый столбик.
2. Прочитайте стихи А.С. Пушкина с одноименными названиями.
3. Выпишите слова-ассоциации, которые предлагает поэт к этим словосочетаниям, и запишите их во второй столбик.
4. Сравните представления поэта и свои представления о зиме. В чем они схожи и чем разнятся?
5. Представьте себе картину зимы и напишите, опираясь на ассоциации автора и свои ассоциации, письмо-оду, посвященное прекрасному зимнему утру или вечеру.
§ 6 Прочитайте выразительно стихотворения С.А. Есенина.
«Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы
И холщовый ее сарафан»?
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Задания:
1.Представьте ассоциативный ряд к слову «береза» и запишите слова в первый столбик.
2. Прочитайте стихи С.Есенина, которые он посвятил березе.
3. Выпишите слова-ассоциации, предлагаемые поэтом к слову «береза», и запишите их во второй столбик.
4. . Сравните представления поэта и свои представления о березе. В чем они схожи и чем разнятся?
5. Напишите эссе от имени березы и расскажите о её судьбе, об изменениях, которые происходят с ней в разное время года: зимой, осенью, летом, весной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43325.jpg)
Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей
происходящие в технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера нево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-552998-1418970569.jpg)
Организация креативной деятельности обучающихся на уроках литературы на основе эвристических заданий.
Технология эвристического обучения через организацию креативной деятельности на уроках литературы на основе эвристических заданий. Методика составления эвристических заданий и критерии оценивани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-600707-1425059888.jpg)
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Эвристические задания на уроках литературы и русского языка
Притча «Откуда берутся болота»Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:- Люди! Очистите меня поскорее!Но люди только отмахнулись:- Ничего, нам и пруда хватит!Увидел пруд...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Эвристические задания и уроки с их использованием
Разработки эвристических заданий и уроков с их применением...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-645015-1435048652.jpg)
От эвристического задания к творческому уроку
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы....