Разработка учебного занятия "Биография и творчество А.П.Чехова"
план-конспект по литературе на тему
Занятие посвящено биографии и творчеству А.П.Чехова. Разработка может применяться на занятиях со студентами 1 курса СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biografiya_i_tvorchestvo_a.p._chekhova_2.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Биография и творчество А.П. Чехова
Цель: познакомить студентов с биографией и творчеством А.П. Чехова
Задачи занятия:
- Образовательные:
- продолжить знакомство обучающихся с основными сведениями из биографии и творчества А.П. Чехова, привить интерес к творчеству выдающегося писателя, расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя.
2. Развивающие:
-развивать интерес к произведениям писателя, умение извлекать информацию из текста, перерабатывать и осмыслять её, умение анализировать, делать выводы, навыки пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к литературе, гражданской идентичности, чувства гордости за русских писателей, нравственно-этической оценке явлений действительности, формированию нравственных ценностей, духовному развитию.
Оборудование мероприятия:
-мультимедийный проектор и экран;
-доска;
- раздаточный материал (иллюстрации к произведениям);
- мультимедийная презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова;
- компьютер.
Оформление мероприятия:
- портрет А.П. Чехова;
- цитаты о творчестве А.П. Чехова;
3) выставка книг А.П. Чехова;
План занятия:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Формулировка темы и цели занятия студентами, определение плана работы.
4. Беседа со студентами по вопросам.
5. Интерактивная лекция
6. Работа с учебником по группам.
7. Сообщения студентов.
8. Итоги урока.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Формулировка темы и цели занятия студентами, определение плана работы.
Сегодня наше занятие посвящено жизни и творчеству удивительного писателя - классика, творчество которого более других соответствует современной динамичной эпохе. Вам предстоит догадаться, кому принадлежат эти строки, из каких произведений они взяты:
1. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих».
2. «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».
3. «Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чёсаных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос». (Ответы студентов)
- Итак, сформулируйте тему нашего занятия, какие цели вы поставите перед собой, какую информацию вам нужно найти и каков план вашей работы. Тема: биография и творчество А.П. Чехова
Цели: продолжить знакомство с основными сведениями из биографии и творчества А.П. Чехова, расширить и углубить представления о ранее изученных произведениях писателя.
развивать умение извлекать информацию из текста, перерабатывать и осмыслять её, умение анализировать, делать выводы, навыки пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.
4. Беседа со студентами по вопросам:
- Что ещё вы можете сказать об А.П. Чехове?
- Каким представляете себе писателя?
- Какие произведения А.П. Чехова вы читали?
- О ком писал А.П. Чехов?
- Какие книги А.П. Чехова вы можете назвать? (Преподаватель обращает внимание студентов на выставку книг А.П. Чехова)
5. Интерактивная лекция
- Наше занятие посвящено биографии и творчеству талантливого русского писателя. Личность Чехова многих, кто знал его, поражала сочетанием мягкости и несгибаемой воли, доброжелательности и бескомпромиссной требовательности – прежде всего по отношению к самому себе. Он рос в среде, где, по его словам, «деньги играли безобразно большую роль», в обстановке вечных хлопот о материальном благополучии или просто о куске хлеба, погубившей немало талантов. Но Чехов в юности твёрдо взялся за самовоспитание. Главную роль в его формировании играл упорный, систематический труд, которым была заполнена вся его жизнь. Прожив 44 года и оставив миру более двухсот произведений прозы и драматургии, он успевал ещё выращивать сады, строить школы, работать врачом во время холерной эпидемии, принимать – в период жизни в Мелихово – ежегодно до тысячи больных крестьян (разумеется, бесплатно), участвовать в создании больниц, библиотек, устраивать на лечение больных учителей; он сумел провести своими силами на Сахалине всеобщую перепись и привлечь внимание всей России к бесчеловечным порядкам на «каторжном острове»… Этот перечень можно продолжать и продолжать. В Таганроге заботами Чехова был поставлен прекрасный памятник Петру I работы М.М. Антокольского, открыта богатая общественная библиотека, для которой Чехов постоянно присылал книги.
М. Горький вспоминал такие слова А. П. Чехова: «Если каждый человек на куске земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша». А.П. Чехов заслуживает нашего внимания как удивительная личность, как прекрасный писатель, мастер короткого юмористического рассказа и как драматург.
6. Работа с учебником. Студенты объединяются в группы, находят информацию, делают краткие записи и готовят сообщения по следующим темам:
1) Краткие сведения из биографии писателя.
2) Раннее творчество. Особенности ранней прозы.
3) Общественно-литературная позиция Чехова. Остров Сахалин.
4) Основные мотивы творчества А.П. Чехова в 1890-х годах.
5) Тема любви в творчестве писателя.
6) А.П. Чехов – драматург. История создания пьесы «Вишнёвый сад».
7. Сообщения студентов.
1) Краткие сведения из биографии писателя. А.П. Чехов родился 17 (29) января в Таганроге, небольшом городе на юге России, крупном центре Приазовья. Город населяли люди разных национальностей, особенно много было греков.
Отец А.П. Чехова, Павел Егорович, до 16 лет был крепостным, затем служил в магазине купца Кобылина.
Мать, Евгения Яковлевна Морозова, вышла из семьи купца-суконщика. Вскоре после женитьбы Павел Егорович открыл своё дело – бакалейную лавку и был причислен к купеческому званию – стал таганрогским купцом 3-ей гильдии. Бывшему крепостному стоило больших усилий попасть в купеческое сословие. Павел Егорович добился этого благодаря силе своего характера, упорному труду и целеустремлённости.
Антон Павлович был третьим ребёнком в семье. Дети росли в обстановке строгости, граничившей с деспотизмом. Жизнь текла по установленному отцом порядку: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором пели все дети Чеховых, работа в лавке, где дети трудились целый день и где зачастую выполнялись уроки.
По воспоминаниям Михаила Чехова, в семье «день начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано. Мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший, Александр, устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял… Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучил к этому детей… Мать, вечно занятая, суетилась в это время по хозяйству или обшивала на швейной машинке детей».
Любимыми развлечениями детей были купание в море, рыбалка, встреча и проводы пароходов в порту. Антон увлекался ловлей рыбы, певчих птиц, держал дома голубей. По бескрайней южной степи братья ездили в гости к деду Егору Михайловичу. Впечатления от этих поездок позже нашли отражение в повести «Степь».
В 1876 году семья переехала в Москву. Чехов остался в Таганроге и вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь уроками. Полученных денег ему едва хватало, но даже из этой маленькой суммы он посылал часть в Москву, чтобы помочь родителям. Когда в Таганроге открылась библиотека, то Чехов стал одним из самых активных её читателей. Что он читал? Список разнообразный – романы Гюго, Сервантеса, Тургенева, Гончарова и др.
Одной из достопримечательностей Таганрога являлся театр. Чехов к 16 годам стал завзятым театралом.
Благодаря театру юный Чехов приобщился к культуре, искусству. Здесь он впервые увидел пьесы Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Книги, театр, музыка пробуждали у Антона Павловича стремление к творчеству.
К окончанию гимназии у будущего писателя сформировались не только определённые убеждения, но и существенные стороны его характера. Важнейшей моральной ценностью в понимании Чехова являлся труд. Без труда, считал он, нет серьёзной образованности, нет истинного патриотизма.
15 июня 1879 года Чехов получил аттестат зрелости, а к 8 августа приехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета как стипендиат таганрогской гимназии. Одновременно подрабатывал в газетах и журналах писанием юморесок и фельетонов. К своему творчеству в этот период он относился лишь как к возможности заработать на жизнь, а основной профессией в будущем видел медицину.
С конца 1882 года Чехов стал постоянным автором петербургского журнала «Осколки».
В 1884 году А.П. Чехов окончил университет, получил звание уездного врача и стал заниматься медицинской практикой. В этом же году вышла первая книга его рассказов «Сказки Мельпомены».
2) Раннее творчество А.П. Чехова (1880-1885). Особенности ранней прозы.
Чехов начал писать юмористические рассказы, первый из которых «Письмо к учёному соседу» был опубликован в журнале «Стрекоза» в 1880 году. В «Письме к учёному соседу» Антон Павлович показал образ жизни старосветского помещика.
Начинающий литератор избрал себе псевдоним Антоша Чехонте. Однако вариантов псевдонима было несколько – «Антоша», «Ан. Ч.», «Антоша Ч.», «Чехонте», «Дон Антонио Чехонте»… Под некоторыми произведениями стояли подписи – «Человек без селезёнки», «Г. Балдастов», «Прозаический поэт», «Брат моего брата» и др.
Приехав в Москву, Антон Павлович сразу взял заботу о семье на себя.
После окончания университета Чехов работал заведующим больницей в Звенигороде. Современники вспоминали, что Антон Павлович был внимательным врачом. Врачебная практика расширила впечатления Антона Павловича, обогатила материалом, которым он позднее воспользовался.
Сотрудничая в журналах «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», молодой писатель обращался к темам и жанрам, которые не были характерны для этих сатирических журналов. Чехова интересовали темы «барин и мужик» («Письмо к учёному соседу», «За двумя зайцами погонишься» и др.), «буржуазная пошлость» («Встреча весны», «Который из трёх» и т.д.). Уже в ранних рассказах проявилось мастерство А.П. Чехова в раскрытии характера и в изображении судьбы человека («Темпераменты», «Свадебный сезон»).
Короткий юмористический рассказ - один из главных жанров молодого Чехова. Основой этого жанра часто служил анекдотический случай. В этих рассказах преобладали внешний комизм и неожиданная развязка, часто юмор перерастал в сатиру.
Наряду с фельетонами он создал в этот период целый ряд блестящих рассказов. Среди них «Толстый и тонкий» (1883), «Унтер Пришибеев» (1885), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Хамелеон» (1884) и др. В раннем творчестве А.П. Чехов использовал традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота. Его герои чаще всего невзрачные, без ярких индивидуальных особенностей, представители среднего класса. Такие герои не раз появлялись на страницах русской литературы. Новаторство Чехова проявилось в том, что он представил новый взгляд на своих героев, на их повседневную жизнь. «В характерах каждого из них писатель сумел увидеть воплощение существенных особенностей господствующих нравов, в первую очередь принципы господства и подчинения…» - так определил одну из особенностей ранней прозы А.П. Чехова литературовед Г. Бердников.
А.П. Чехов не судит о событиях и персонажах, он выделяет и подчёркивает черты характера и нравственный мир своих героев, заостряет их, доводит до пародии. В ранних рассказах Чехова нет чистого юмора, чистого смеха. Жизнь человека погружена в быт и часто случайность, недоразумение порождают необычные, иногда комичные ситуации, которые и становятся основой рассказов.
Особенности раннего творчества А.П. Чехова чётко обозначил М. Горький: «Антон Чехов уже в ранних рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости её трагические, мрачные шутки».
Итак, ранний Чехов, автор юмористических рассказов, работал в «малой прессе» (в газетах и сатирических журналах).
3) Общественно-литературная позиция Чехова. Остров Сахалин.
Во второй половине 1880-х годов отношение к творчеству А.П. Чехова изменилось. Одним из первых его талант отметил уважаемый и почитаемый Чеховым писатель Д.В. Григорович. «… У Вас настоящий талант, талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения», - писал он А.П. Чехову. Вскоре вышел сборник А.П. Чехова «Пёстрые рассказы». Официальное же признание последовало в 1888 году: за сборник рассказов «В сумерках» А.П. Чехов был удостоен Пушкинской премии академии наук. В 1880-е годы Чехов в своем творчестве руководствовался в основном нравственными критериями, пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье. Важную роль в укреплении демократических убеждений А.П. Чехова сыграл Московский университет.
В середине 1880-х годов у Чехова появились рассказы, новые по тону, структуре, характеру действующих лиц. Теперь его герои уже не были механизмами; наоборот, писатель стремился выявить и показать нравственное начало в человеке. В лирических драмах А.П. Чехова все чаще отражалось пробуждение самосознания человека. Героями его становились простые люди, чаще всего мужики («Горе»). Несмотря на то, что это традиционные персонажи в русской литературе (И.С. Тургенев «Записки охотника»), Чехов изобразил по-своему – его герои непривлекательны внешне, но душевно богаты (рассказ «Счастье»).
В конце 1880-х годов художественная система А.П. Чехова значительно изменилась. Его интересовали не просто обездоленные люди, а сама суть социальных конфликтов, проблем, которые стояли перед Россией.
Дальнейшее развитие в творчестве А.П. Чехова получил жанр лирического рассказа. В нем отсутствует событийный сюжет, зато налицо лирический способ раскрытия характера, лирический подтекст; композиционно - это рассказ «без конца» («Ведьма», «Верочка» и т.д.)
В этот период отмечался интерес А. П. Чехова к некоторым сторонам этического учения Л.Н. Толстого. Рассказы «Именины» и «Несчастье» А. П. Чехова – оригинальная трактовка конфликта романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». «Скучная история» А.П. Чехова похожа на ситуацию повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Чехов учился у Толстого, пытался понять его художественную систему, в частности, как показана диалектика человеческой души.
Во второй половине 1880-х годов А.П. Чехова привлекла тема детства («Гриша», «Мальчики», «Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Степь» и др.). Цикл чеховских рассказов о детях имеет переклички с толстовскими мотивами.
В 1887 году Чехов пишет так называемые «степные» рассказы - «Счастье», «Свирель», ставшие подготовкой к повести «Степь».
1888 год стал переломным в творчестве А.П. Чехова. Во-первых, кончилось «многописание». Если в 1887 году он написал 64 произведения, то в 1888 году лишь 10, в том числе и первые крупные вещи: «Степь», «Огни», «Именины», «Припадок». Во-вторых, усилилось стилевое и жанровое разнообразие произведений.
В 1890-ые годы углубилось представление А.П. Чехова о драматизме человеческого бытия, в его творчестве этого периода явно прослеживаются социально-исторические мотивы («Мужики», «Моя жизнь»).
В 1889 году его избрали членом комитета Общества драматических писателей. Он увлёкся этой работой, поскольку театр занимал важное место в его жизни. Постановка водевилей и пьесы «Иванов» ещё больше приблизили его к театральной жизни, он подробнее познакомился с состоянием в театре, узнал его недостатки.
Чехов серьёзно готовился к поездке на Сахалин: изучил историю освоения острова, его экономику, географию, природу. Своей поездкой и изложением его итогов в планируемых публикациях А.П. Чехов хотел возбудить внимание в обществе к острову. Он так и не получил официального разрешения для всестороннего изучения каторжного острова. Ему помогали друзья, знакомые. Изучение жизни, быта, природы Сахалина отнимало много сил и здоровья. А.П. Чехов встречался с правителями острова, знакомился с жителями, проводил перепись населения, изучал каторжные тюрьмы, условия жизни каторжан и ссыльных, быт, нравы, культуры коренных жителей острова, сделал перепись населения.
Путешествие на остров ухудшило состояние здоровья писателя, обострилась чахотка, от которой впоследствии А.П. Чехов умер.
Итогом поездки явилась книга «Остров Сахалин» (1894), которая была научным трактатом, но обладала и высокими художественными достоинствами.
4) Основные мотивы творчества А.П. Чехова в 1890-х годах.
Уже перед поездкой на Сахалин А.П. Чехов был известным писателем. Он сотрудничал в журнале «Северный вестник», где опубликовал повесть «Степь», пьесу «Иванов» и др. В творчестве Чехова в начале 1890-х годов укрепилось эстетическое кредо объективного повествования, «не позволявшего ему открыто заявлять о собственных «субъективных» симпатиях и антипатиях».
В феврале 1892 года Чехов купил небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии и переехал туда с семьёй. Антон Павлович с увлечением принялся за благоустройство своего владения, одновременно вёл большую общественную работу по оказанию помощи голодающим Воронежской губернии и борьбе с холерой. В своей усадьбе он бесплатно лечил крестьян. В это время он много писал, создал такие шедевры, как «Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
А.П. Чехов стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалась неявно, создавал иллюзию отсутствия автора в произведении. Чехов по-прежнему вёл разговор о подлинном, обычном течении жизни.
В творчестве зрелого А.П. Чехова преобладают произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, страдания и озарения. Это прежде всего такие рассказы, как «Скрипка Ротшильда», «Рассказ старшего садовника», «Студент».
5) Тема любви в творчестве писателя.
В 1898 году по решительному настоянию врачей Чехов перебрался на юг. Он продал Мелихово и поселился во вновь построенном доме в Ялте. К этому времени Чехов уже известный писатель, драматург и общественный деятель. В 1900 году он был избран почётным членом Российской академии наук «по разряду изящной словесности».
В Ялте уже тяжело больной писатель прожил последние несколько лет, но продолжал много работать. В его произведениях по-прежнему звучит «нота бодрости и любви к жизни» (М. Горький). Его герои продолжают верить, что помимо сонной жизни, в которой они пребывают «есть же другая жизнь», что наступят «новые формы жизни, высокие, разумные».
Первые рассказы, которые А.П. Чехов опубликовал после переезда в Ялту – «Душечка» и «Дама с собачкой».
6) А.П. Чехов – драматург. История создания пьесы «Вишнёвый сад».
Чехов с юности любил театр. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми пробами пера. Некоторые рассказы («Осенью», «Свадьба с генералом», «Беззащитное существо», «Юбилей») писатель сам переделал в пьесы. В 1887 году была поставлена первая большая драма А.П. Чехова «Иванов». Вл. И. Немирович-Данченко отметил «вдохновенное соединение простой, живой, будничной правды с глубоким лиризмом», что стало особенностью всех последующих произведений Чехова-драматурга.
А.П. Чехов создал новую драматургию, театр настроений. В его пьесах нет исключительных событий, нет явных столкновений, он изнутри показывает
повседневное состояние человека, порождающее конфликт между ним и условиями его жизни. Чехов никого не обвиняет, никого не оправдывает, его герои просто люди, «как в жизни».
Своеобразны и диалоги в пьесах Чехова. Они имитируют разговорную речь. Персонажи просто не слушают и не слышат друг друга, отвечают невпопад. При помощи таких диалогов автор пытается донести до зрителя, что люди разобщены, не умеют понимать друг друга.
Чтобы передать сложный, «подводный» спектр движения и изменения в «сфере духа» героев, драматургу понадобился большой и эстетически выразительный арсенал художественных средств; таковыми явились прежде всего новый тип диалога, плотный символический фон в сценическом действии, игра пауз, безмолвие, которое в чеховских пьесах передаёт гораздо больше, чем диалог.
Новая драматургия Чехова не сразу была принята зрителями. Первая постановка «Чайки» в Александринском театре в Петербурге провалилась, но затем пьесы А. П. Чехова прочно утвердились на российской сцене. Последующие произведения Чехова – «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» - были тепло приняты и труппой Художественного театра, и зрителями.
Комедию «Вишнёвый сад» (1904) Чехов писал в Ялте, будучи уже тяжело больным. Он мечтал написать смешное, легкомысленное, весёлое произведение. Тема пьесы – продажа разорившимися дворянами, которые бездумно прожили своё состояние, имения с молотка всё более крепнущему третьему сословию.
8. Итоги урока. Выводы. Оценки.
9. Рефлексия. (Вопросы для рефлексии студенты обсуждают в группах, выступают представители от групп)
-Что было нового на уроке?
-Что для вас значимо? Какие трудности встречали? Ваши предложения по преодолению трудностей.
10. Домашнее задание. 1.Подготовка и защита презентации по теме: «Жизнь и творчество А.П. Чехова». 2. Сообщение по теме: «Старые и новые хозяева «Вишнёвого сада».
Литература:
1. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учеб. для 10 кл. сред.шк. / Под ред. Н. Н. Скатова. – 19-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1990.- 368 с.
2. Лукьяниченко О.А. Русские писатели. Биографический словарь –справочник для школьников / Серия «Большая перемена» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 512 с.
3. Литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 656 с.
4. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIXвека: 10 класс / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 222 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Разработка урока "Урок - исследование по творчеству А.П.Чехова"
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие носит не только познавател...
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....