Презентация по литературе "Кто он, господин Печорин, - палач или жертва?"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация подготовлена к итоговому уроку - спору по характеристике главного героя романа Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_nashego_vremeni.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Побудить задуматься о призвании человека, о трагизме бесцельного существования, об ответственности за свою судьбу и судьбы тех, с кем сталкивает нас жизнь.
Максим Максимыч Грушницкий Вера Печорин Вернер ? княжна Мери Бэла
Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха..
"С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий"
Между Вернером и Печориным царит полное взаимопонимание. Печорин осознает, что "к дружбе не способен"; "из двух друзей всегда один раб другого". Злоязычный Вернер такого же мнения.
Но разве она виновата, что молода и начиталась романов, ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Ищет-то она Печорина - как всякая женщина, она мечтает о том, чтобы ее полюбил человек сильный и одинокий, хочет стать для него целым миром, утешить его и обогреть, принести ему радость и покой. И в чем ее вина - разве что в молодости, искренности, вере в людей, но ведь за все это нельзя осудить. Остается только сочувствовать ей, а осуждать… Печорина.
Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души.
Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.
«Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», «одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!.. И то и другое будет ложно».
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта. 2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти. 3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча. 4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"
И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”.
Спасибо за искренность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"
Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...
Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению....
Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...
Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Презентация к уроку "Разгадка образа Печорина"
Презентация для урока литературы в 9 классе "Характкристика Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")....
Презентация "Печорин и "водяное общество", 9 класс
Презентация поможет провести урок по главе "Княжна Мери" романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"....