Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по лезвию бритвы, постоянно рискуя не только своей жизнью, но и теми, кто был ему ближе всех на свете. Оправдан ли был этот риск? Кем он был при жизни: злым демоном Российской империи или локомотивом истории? Нужны ли были те драконовские методы, к которым он прибегал, и что сделало его таким жестким? Вопросы, вопросы…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolypin_p.a._2.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование, наука и культура "Положение об охране древностей" Было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб
Аграрная реформа П.А. Столыпина Основными целями реформы Столыпина были следующие: развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств; образование широкого рынка для промышленности; переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины. создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;
Принятие указа 9 ноября 1906г о переходе наделов в частную собственность Ликвидация чересполосицы Создание хуторов и отрубов Разрушение общины Создание крестьянского банка в 1912 году Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки Основные мероприятия:
Земельная реформа Крестьянский банк покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным образом происходило перераспределение земельного фонда.
Меры по разрушению общины: Земля была передана крестьянам в частную собственность, которую они могли передавать по наследству. Крестьянин мог потребовать свести все участки в единый — отруб. Крестьянин мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор, который Столыпин считал идеальной формой землевладения
В задачу переселенческого управления, входило разрешение вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов. были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество .
Земельная реформа Крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду.
Главным государственным актом реформы стал указ от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность. Поскольку Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи, то теперь крестьянин мог выйти из общины с землей бесплатно. Отвод земельных участков выходцам из общин производился на следующих условиях. 1. Крестьянин мог получить свои полевые участки в том же виде, в каком ими пользовался, т. е. 5–10–15 полос и более (иногда до 100). В этом случае он пользовался пастбищами, лесами, сенокосами и водопоями вместе с общинниками. 2. Крестьянин мог с согласия общины свести все эти полосы в один отруб, т. е. в один участок. Иногда к отрубу добавляли количество земли, равное его доли в сенокосных пастбищных угодьях. 3. Крестьянин мог с согласия общины получить хутор, который включал полный отруб с добавлением к нему усадебного участка и переноса туда дома и построек, тогда как в первых двух случаях усадьба оставалась в деревне. Отвод участков «выделенцам» назывался укреплением земли в личную собственность, а сами выделившиеся крестьяне — «укрепленцами». 4. Вместо земельного участка общество могло предложить выходящему из общины крестьянину за причитавшуюся ему землю деньги по ее рыночной стоимости . Детали… уточнения…
В первом случае нужно было получить разрешение простого большинства сельского схода, а во втором и третьем случаях — согласие двух третей крестьянского схода. За выходившими из общины укреплялись земельные участки, находившиеся в их пользовании со времени последнего передела. Если же выходившие из общины располагали излишками, появившимися в силу изменения численности и состава семьи, то за них вносилась плата, определявшаяся средними выкупными платежами сорокалетней давности. В течение месяца со дня подачи заявления «выделенца» о выходе общество должно было составить «приговор» с описанием укрепляемых участков. Если общество по каким-либо причинам отказывалось это сделать, «выдел» оформлялся постановлением земского начальника и утверждался уездным съездом земских начальников. Если в течение 30 дней не поступало отказа в регистрации с объяснением причин (отказ можно было обжаловать в суде), то считалось, что просьба «выделенца» удовлетворена .
Реформа, безусловно, была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Даже помощь Крестьянского банка, который давал большую ссуду на приобретение земли, не выравнивала положение. Крестьянин, взявший ссуду, зачастую разорялся и терял землю. Все же за период с 1907 по 1914 г. вышло из общины и взяло землю 26% крестьянских дворов, т. е. более четверти общинников. На отруба и хутора вышли 10,5% дворов, а 11,7% крестьян продали землю и ушли в город. Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам: Община была мощным средством социальной защиты; большинство крестьян не умело хозяйствовать единолично на свой страх и риск; разрушался патриархальный уклад жизни крестьян.
Итоги. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными орудиями. Около 500 тысяч переселенцев вернулись на прежнее место жительства из более, чем 3,5 млн. чел Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян. Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России. Реформа не решила основных противоречий в деревне.
Установка памятника П.А. Столыпину 13 июля 2011г., премьер-министр РФ Владимир Путин открыл закладной камень на месте будущего памятника российскому реформатору Петру Столыпину у Дома Правительства РФ на Краснопресненской набережной в Москве. Закладка камня состоялась в рамках заседания оргкомитета по подготовке к празднованию 150-летия со дня рождения Столыпина, которое будет отмечаться в 2012 году.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокупо теме "Третий закон Ньютона", 9 кл.
Презентация к уроку "Третий закон Ньютона",9 кл. Прогр. А.Пинского...
урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...
Урок истории в 11 классе "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Урок с использованием ЭОРЦели урока: образовательная: обобщение и углубление полученных знаний по теме, раскрытие ключевых вопросов истории России ХХ века на основе жизни и деятельност...
Приложения к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Качества исторической личности....
Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...
Классный час "П. А. Столыпин - нам нужна великая Россия!"
Знакомство с жизнью и деятельностью П. А. Столыпина....
Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...