Есть ли формула учительской удачи, или Как подготовить олимпионика?
статья по литературе на тему
Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Работа с одаренными детьми». В ней нашел отражение опыт по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, включающий как работу на уроке, так внеурочную и внеклассную деятельность. Работа содержит конкретные рекомендации, что может быть полезным для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_li_formula_uchitelskoy_udachi.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Есть ли формула учительской удачи, или
Как подготовить олимпионика?
Вера Александровна Иванова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 85
Сормовского района, г. Нижнего Новгорода
Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Работа с одаренными детьми». В ней нашел отражение опыт по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, включающий как работу на уроке, так внеурочную и внеклассную деятельность. Работа содержит конкретные рекомендации, что может быть полезным для учителей русского языка и литературы.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» вопросу работе с одаренными детьми посвящен специальный раздел: необходимость построения системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых ребят является одной из стратегических задач, стоящих сегодня перед работниками образования. Важное звено этой системы представляет собой олимпиадное движение, интерес к которому неуклонно растет год от года.
Учителю, приступающему к работе по подготовке «олимпиадных бойцов», следует помнить о том, что дело это не из легких, оно требует полной самоотдачи как от педагога, так и от его воспитанников. Очень важно суметь увлечь, «заразить» ребят самим духом этой деятельности, и тогда она даст прекрасные результаты не только в плане их интеллектуального, но и личностного развития.
А начало всему – кропотливое и вдумчивое изучение класса, выявление в нем единомышленников, которые живут и дышат в унисон с преподавателем. В каждом классе я ищу прежде всего таких ребят, для которых литература не просто учебный предмет из числа многих прочих - это образ жизни, это особый, очень яркий и очень интересный мир, это возможность постижения себя и других… Именно из интереса к предмету, из неравнодушно-личностного отношения к произведениям литературы и их создателям вырастает стремление к освоению всего того арсенала научных понятий и терминов, которыми обладает литературоведение как наука.
Однако было бы ошибкой полагать, что если в классе есть учащиеся, обладающие способностями к вашему предмету, помноженными на интерес, то успех вам обеспечен. Настоящие олимпионики должны иметь и определенный набор психологических характеристик, без которых участие в олимпиадном марафоне не принесет желаемого результата. Как и в спорте, здесь важно уметь рассчитывать свои силы и возможности, учиться принимать успехи и неудачи, проявлять бойцовские качества даже тогда, когда кажется, что ситуация заведомо обречена на провал, и верить в себя до последнего. И вот здесь учителю нужно быть хорошим психологом, проявить максимум внимания и участия к ребятам, особенно к тем, кто в этом нуждается.
Как показывает опыт, для эффективной подготовки к олимпиаде важно cоздать разновозрастную творческую группу, команду школьников. Это поможет обеспечить взаимопомощь, взаимообогащение, реализовать передачу знаний, умений, алгоритмов начинающим олимпиадникам, а также оказать им психологическую поддержку со стороны старших. Работа с такой командой оказывается особенно успешной на первых этапах, когда осуществляется повторение базовых теоретических сведений и отработка практических навыков с ребятами, имеющими опыт участия в олимпиадах, и параллельно закладывается фундамент в подготовке новичков. Вполне логично, что через некоторое время эту команду придется разбить на группы, ведь олимпиадные задания готовятся для определенного возраста и определенной параллели, а значит, возникнет необходимость тщательного анализа художественных произведений, включенных в программу этого года обучения.
Олимпиадный марафон состоит из нескольких туров: школьного, районного, городского, регионального и финального – Всероссийского, которые проходят в течение всего учебного года. Поэтому и работа с олимпиадниками должна вестись в течение всего учебного года. Я бы даже сказала, что это работа ежедневная, требующая огромной силы воли, усидчивости, организованности. Убеждена, что количество затраченных при этом усилий и времени обязательно переходит в качество подготовленности учащихся к олимпиадам разного уровня.
С 2000 года мои ученики являются постоянными участниками районных и областных олимпиад, трем ученицам посчастливилось в разное время принимать участие в финальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. За эти годы я пришла к пониманию того, что только продуманная, гибкая комплексная система, связывающая воедино урок, факультатив, кружок, научно-исследовательскую и творческую деятельность, может дать полновесный образовательный и воспитательный эффект, способствовать успешному продвижению ребят по индивидуальному образовательному маршруту.
Помня о том, что олимпиада по литературе – это конкурс на лучшую творческую работу, в своей каждодневной работе я стремлюсь к разнообразию видов деятельности учащихся на уроке, подбору нестандартных заданий, побуждающих ребят к собственному творчеству. Это - создание, а затем презентация собственных или коллективных сборников стихотворений и рассказов, составление писем автору или его героям, создание страничек из их дневников, дописывание сцен, эпизодов, диалогов, монологов, которые могли бы существовать в тексте (например, «Мой ответ автору письма из Бедлама» при изучении произведения Филдинга, продолжение «Ревизора» - как будет развиваться ситуация после того, как участники «немой сцены» выйдут из оцепенения, или написать о дальнейшей судьбе Нади Шуминой, героини чеховского рассказа «Невеста» от лица одного из героев и др.). А при изучении в 9 классе стихотворения Н. Гумилева «Озеро Чад» на этапе рефлексии ребятам предлагаю выбрать роль художника или поэта и выразить свои впечатления от знакомства с художественным миром Гумилева в виде наброска рисунка или в форме акростиха.
Одним из способов создания развивающей образовательной среды является введение новых предметов, в том числе элективных курсов. Мною разработан краеведческий курс, объектом изучения которого являются художественные произведения, написанные А.С. Пушкиным в Болдине, что значительно дополняет и углубляет базовый курс литературы XIX века. Данный электив предполагает и знакомство с основами теории литературы, без чего невозможна актуализация философских вопросов, связанных с проблемой интерпретации художественных текстов. Так, при изучении болдинской лирики мы впервые обращаемся к таким понятиям, как антологические стихи, эпиграмма, жанр «маленьких трагедий». Вопросы сюжетосложения и композиции, использования разных видов комического, художественные средства создания характеров, отличительные черты пушкинского стиля – эти и другие вопросы оказываются в центре нашего внимания. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Особое внимание в процессе освоения курса я уделяю заданиям творческого практикума. Разные виды предлагаемых работ: художественная зарисовка (этюд), анализ лирического текста, литературоведческое эссе по проблематике изучаемого произведения, сочинение – рассуждение по предложенной теме, развернутый ответ на вопрос и т.п. – предполагают развитие навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
Важнейшим каналом освоения литературы школьниками является внеклассная работа, в частности, кружковая. Когда мне предложили разработать программу кружка и стать его руководителем, согласилась, не раздумывая, потому что идея его давно созрела во мне. Поясню, почему.
Темы школьного курса литературы, посвящённые анализу поэтических произведений, справедливо считают труднейшими. Эти трудности усугубляются недостаточным опытом юных читателей и ограниченностью времени, отведённого учебным планом для теории литературы. Ограничиться лекционным методом, при котором урок вмещает большой объём материала, невозможно: необходимо участие самих школьников в работе как чтецов, докладчиков, комментаторов, исследователей. Иначе урокам в школе с их неизбежной фрагментарностью грозит опасность поспешного и поверхностного подхода к поэзии, от которого всегда недалеко до невольной утраты художественных ценностей. Примитивизация же художественной мысли ведёт к потерям и в обучении, и в развитии, и в воспитании учащихся. Вот поэтому – то необходимо и дать школьникам сумму знаний по теории стиха, тем более что почти половина изучаемого на уроках литературы – это стихи.
Так родился кружок «Творческая мастерская ,,Легкое перо”» для учащихся 7-9 классов, в процессе работы которого ребята знакомятся с основами метрики, ритмики и строфики русского стиха, учатся делать стиховедческий анализ и развивают умение определять значимость поэтического текста. Кружок дает возможность организовать индивидуальную творческую работу или работу в микрогруппах, в процессе которой дети смогут реализовать свои замыслы и довести до совершенства собственные начинания, используя освоенные теоретические сведения и практические навыки. Среди кружковцев много олимпиадников, их творческие работы традиционно оказываются в числе лучших в районных и городских конкурсах.
Думаю, выражу общее мнение: каждому учителю необходимо выстраивать личную систему работы с одаренными детьми, вырабатывать индивидуальный стиль в общении с ними, а это значит – искать новые технологии.
Для меня такой технологией стал учебный диалог, считающийся одной из наиболее перспективных форм педагогического общения и относящийся к ведущим технологиям личностно – ориентированного образования. Как особая дидактико – коммуникативная среда, он обеспечивает субъектно – смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.
В учебном диалоге, на мой взгляд, находит отражение идея равноправия, значимости личности учащегося в рамках педагогического взаимодействия. Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог — это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нем главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.
Общение на уроке и вне урока организуется как своеобразная встреча «моего, твоего, вашего», как обмен личным опытом учителя и ученика. Причем учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального). Диалог изменяет привычные формы общения: вместо преобладающего монолога — полилог, причем при активном участии всех школьников. Но это возможно лишь при серьезном, уважительном отношении к учащемуся.
Возвращаясь к одному из вопросов, обозначенному в заглавии данной статьи, скажу: совокупность перечисленных выше факторов дает результат в моей работе с одаренными детьми, позволяет растить из олимпиадников настоящих олимпиоников. Около 80 ребят в разные годы становились победителями и призерами районных олимпиад, 22 ученика оказывались на пьедестале почета по итогам областных олимпиад. Хотя, если говорить об учительской удаче, есть еще нереализованная мечта: хотелось бы, чтобы среди призеров Всероссийской олимпиады были когда-нибудь и мои ученики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....
А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило Формула Словесная формулировка (а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 квадрат суммы двух выражений Квадрат сум
Тема урока: Формулы сокращённого умноженияЦель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.Задачи урока:Образова...
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....
Интервью. Как подготовиться, провести, подготовить к публикации
презентация к дистанционному занятию по программе "Основы журналистики". Интервью. Как подготовиться, провести, подготовить к публикации...