урок по повести П.Санаева "Похороните меня за плинтусом"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Цель: показать учащимся,как в повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" решается проблема детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavel_sanaev_otkrytyy_urok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

        

Учитель русского языка и литературы

РФМЛИ Джиоева Л.О.

                            Владикавказ,

                               2014г.

Тема детства   в повести Павла Санаева   «Похороните меня за плинтусом»

Участники: 10 «Б» класс  

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

Предварительное задание: отзыв на повесть «Похороните меня за плинтусом»

 Эпиграф:

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность,

потребность любви и силы веры, которыми обладаешь

в детстве? Какое время может быть лучше того, когда

 две лучшие добродетели - невинная веселость и

беспредельная  потребность любви –

были единственными побуждениями в жизни?

Л.Н.Толстой

        Ход урока

1. Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.

2. Вопрос классу: О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

3. Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой темеС.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).

4. Учитель.

  • Детство – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная. Я просила Вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.
  • Детство есть та великолепная пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Шелдунов Н.А.)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества, фантазии. (В.А. Сухомлинский).

5. Вопрос классу: Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Ответы учащихся)

Учитель: История создания повести.  

Первые главы написал в 10 классе в 1982-83 году. В 25 лет закончил книгу. В 1996 году была напечатана в журнале «Октябрь». Критики отнеслись к ней благосклонно, но она была почти не замечена читательскими массами. Повесть была удостоена премии журнала "Октябрь" за 1996 год, номинировалась на премию "Букер" и в начале 2003 года вышла самостоятельным изданием в серии "Современная библиотека для чтения" издательства "МК-периодика" и произошел настоящий бум на произведения Павла Санаева. Его книга выходила большими тиражами более пятнадцати раз. В 2005 году автор был удостоен премии «Триумф-2005».

6.Обмен впечатлениями от прочитанного.

(Чтение  отзывов).

П. Санаев опубликовал книгу только после смерти дедушки и бабушки, хотя она была написана на несколько лет раньше.

- Зачем Санаев написал эту повесть? На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока.

7. Анализ повести.

     1)Актуализация исследования:

- У Вас сейчас интересная жизненная пора: с одной стороны  - детство только уходит и в вашей памяти свежи впечатления от этого времени, это позволит разобраться с идеей повести; с другой стороны – Вы стоите на пороге взрослой жизни, возможно, скоро сами станете родителями. Какие уроки вы вынесете из этого произведения, какими будете родителями? Будете ли Вы помнить особенности детского восприятия мира?

2)- Какие ассоциации у Вас возникают со словом «детство»? Давайте напишем на доске. (Игрушки, куклы, прятки, мороженое, ситро, счастье, беззаботность,  бабушка…)

-  А каким детство предстает в повести? Как эта тема воплощена в этом произведении? Наша цель - анализ художественного текста.

3) – От чьего лица ведется повествование? Чьими глазами даны картины детства?

4) - Удалось ли Санаеву передать ощущения ребенка

 5) - В какой же обстановке проходит детство Саши

6) - Как мальчик относится к маме?

7) - А к бабушке

8)- А бабушка любила ли внука?

Учитель:

Ребенок боится ее, даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична

 Фрагмент из фильма 

Учитель: Данный отрывок из разговора бабушки со своей знакомой как нельзя лучше характеризует ее отношение к внуку.)

9)-  Можем ли мы теперь, после разговора с Верой Петровной, оправдать бабушку?

10) - Зачем Санаев дает пояснения, обращаясь непосредственно  к читателям? Что придают повествованию некоторые пояснения, которые автор находит возможным дать, обращаясь к читателям?

11) - Другой близкий человек Саши - дедушка. Что мы узнаем о дедушке? Как он смог жить рядом с таким деспотом? Каким его воспринимает ребенок? Как дедушка относится к бабушке? Находит ли он оправдание жене?

- И читатели вроде бы успокаиваются, но дальше рассказ о парке культуры, о дне рождения и мы понимаем, что это простить невозможно.

12) - Какая мечта у Саши? Верит ли он в осуществление этой мечты?

13) - Почему же повесть так называется? Какая идея появляется у Саши? Тогда у мальчика возникает странная идея - он думает, что хорошо бы было, чтобы, когда он умрет, его бы похоронили «за плинтусом» в квартире мамы:

Прочитать отрывок: «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»

«- Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

- Что?

- Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?

Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала»

Когда в семье конфликты и ссоры, больше всех страдает, конечно, ребенок. Саша Савельев живет в тяжелой атмосфере, он уже в раннем возрасте сталкивается с ненавистью, черствостью, - все это отражается на его психике. Поэтому не приходится удивляться тому, что мальчику приходят в голову такие странные мысли. Таким образом,  и возникло название повести.

14) - Какие главы произвели на Вас особое впечатление? Почему?

15) - Как заканчивается повесть? Можно ли считать финал счастливым? (Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство.)

16) - Почему Санаев придумал эпизод с монологом бабушки около двери Чумочки, ведь этого в реальной жизни не было?

 (Пусти к нему… — Бабушка стала колотить в дверь ногами. — Закрыла, чтоб тебя плитой закрыли могильной! Проклинаю тебя! Проклинаю и буду проклинать! Змеей вьюсь, чтоб ты дверь эту открыла, так ты ж ею сердце перещемила мне! Не надо мне прощения твоего, сволочь, но боль мою пойми! Пойми, что лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная, от меня как от чумной бежали, плевками отплевывались! Что ты, что отец, что твой калека несчастный. Алешенька любил меня, так он крохой из жизни ушел. Какая у крохи любовь? А чтоб так, как тебя, за всю жизнь не было! Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит. Хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как смириться с этим, когда сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей, радостной.) Помочь найти оправдание бабушке. Сам Санаев в интервью в программе «Школа злословия» ответил, что в основе композиции повести - эмоциональный зигзаг.

17) - Без чего невозможно счастье для Саши?

( Без покаяния и маминого прощения) 

…Я проснулся среди ночи, увидел, что лежу в темной комнате, и почувствовал, как меня гладят по голове. Гладила мама. Я сразу понял это — бабушка не могла гладить так приятно. И еще я понял, что, пока спал, мое ожидание свершилось. Я был уверен, что навсегда остался у мамы и никогда не вернусь больше к бабушке. Неужели теперь я буду засыпать, зная, что мама рядом, и просыпаться, встречая ее рядом вновь? Неужели счастье становится жизнью? Нет, чего-то недостает. Жизнь по-прежнему внутри меня, и счастье не решается занять ее место.

— Мама, — спросил я, — а ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

— Что ты? Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтоб мы не ругались.

— Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Но прости меня.  Знаешь, за что — за то, что я смеялся, когда бабушка облила тебя супом. Мне не смешно было, но я смеялся. Ты простишь меня за это?

И, увидев, что мама простила, я стал просить прощения за все. Я вспоминал, как смеялся над бабушкиными выражениями, как передразнивал моменты их ссор, плакал и просил извинить меня. Я не думал, что очень виноват, понимал, что мама не сердится и даже не понимает, о чем речь, но плакал и просил прощения, потому что только так можно было пустить на место жизни счастье. И оно вошло. Невидимые руки обняли маму раз и навсегда, и я понял, что жизнь у бабушки стала прошлым.

18) -Я думаю, что вы в задумчивости остановились на последнем абзаце повести.

Снег падал на кресты старого кладбища. Могильщики привычно валили лопатами землю, и было удивительно, как быстро зарастает казавшаяся такой глубокой яма. Плакала мама, плакал дедушка, испуганно жался к маме я — хоронили бабушку»)

Почему заканчивается именно так, хотя в реальной жизни бабушка Павла прожила до 1995 года, все-таки приняла Ролана Быкова после выхода фильма «Чучело», фактически он продлил ей жизнь на несколько месяцев. Произошло и примирение с мамой.  Почему же изменен финал истории жизни целой семьи?

Бабушка умерла, тихо падает снег – спокойствие, но не облегчение. Предстоит привыкнуть к новой жизни. Он столько лет был похоронен под плинтусом.

19)- Жалко ли вам бабушку? В чем ее трагедия? (Желание любви)

20)- Как  Вы думаете, с какой целью была написана повесть?

 ( Из интервью автора: «Цель написания – простить и оправдать».)

-Как вы думаете, какой глагол нужно сюда добавить? (понять)

-Да, «понять, простить и оправдать».

21)-Подумайте, может быть, Вам тоже стоит кого-то понять, простить, оправдать? Найти силы простить друг друга.

А может быть, вам тоже нужно попросить у кого-то прощения, чтобы в жизнь вернулось счастье?

22)-Почему Павел Санаев отказался от участия в постановке фильма по своей повести?

 (2 раз рассказать об этом очень сложно, да и вряд ли получится лучше)

7.  Итоги урока.

           Все мы родом из детства.

Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям бытия, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры. Общность позиций художников слова в оценке детства является свидетельством глубины понимания его как главного нравственного ориентира, точки опоры в судьбе отдельного человека и целого народа.

8. Рефлексия

9.Домашнее задание: написать оправдательную речь для адвоката на суде о любом герое повести.

10. Оценки за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Трагическое и комическое в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Предмет исследования - повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом". Объект - трагическое и комическое в повести. Цель - в ходе анализа произведения выявить специфику звучания этой повести на фон...

Тамара Михеева Повесть «Не предавай меня!» ( – М: Аквилегия-М, 2013)

Живешь-живешь, и всё вроде бы нормально, и вдруг звучит как приговор. Приговор без права обжалования: АУТСАЙДЕР! Как же это случается: обыкновенная девчонка, имеющая множество друзей, становится аутса...

П.Санаев "Похороните меня за плинтусом"

Презентация поможет разобраться в неоднозначном произведении Санаева, понять идею  его и позицию автора....

Автор: Зализко Н.А. Литературоведческая статья "Произведение П.Санаева "Похороните меня за плинтусом""

Публикуемый материал может быть полезен учителю в работе и быть использован на элективных курсах в старших классах школы...

ЭМОТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТЕЙ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И Н. ТРЕМАСОВА «НЕЖНОСТИ ВОЛЧИЦЫ»)

Представленная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу двух повестей современных авторов: П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы&r...

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....

ЭМОТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТЕЙ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И Н. ТРЕМАСОВА «НЕЖНОСТИ ВОЛЧИЦЫ»)

Представленная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу двух повестей современных авторов: П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы». При исследовании ...