Умники и умницы
план-конспект занятия по литературе на тему
Сценарий игры разработан в полном соответствии с одноимённой телевизионной тередачей. Игра посвящена творчеству Н. В. Гоголя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 63 КБ |
umniki_i_umnitsy.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
(сценарий игры по произведениям Н. В. Гоголя)
Цели:
Повысить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
Развивать логическое мышление, кругозор учащихся.
Воспитывать интерес к русской литературе.
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости! Наша сегодняшняя встреча на VII научно-практической конференции посвящена очень важному событию в мире литературы – 200-летию со дня рождения великого писателя Н. В. Гоголя. Заседание секции литературы мы проведем в форме игры «Умники и умницы», темой которого станут произведения Н. В. Гоголя.
Участника нашей игры будут ребята, которые приняли участие в викторине, посвященной 200-летию Н. В. Гоголя.
Ими стали победители викторины по творчеству Н. В. Гоголя: (представление участников)
Для начала нашей игры нам необходимо жюри. Принять участие в этом важном деле мы пригласили: (учителя кафедры русского языка и литературы)
Ход игры
Наша игра начинается с ПРОЛОГА.
ПРОЛОГ состоит из двух этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – конкурс русского языка: участникам предлагается несколько слов на определенное правило, они должны в течение двух минут исправить ошибки, допущенные в этих словах. Итак, вам необходимо исправить ошибки в следующих словах:
КОСАНИЕ, РАСТЕНИЕ, РАСТОК, ЗАГАРАТЬ, ВЫРАЩЕННЫЙ, ЗОРНИЦА, ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, ВЫБЕРАТЬ, УМИРЕТЬ, БЛЕСТАТЬ.
Пока наши участники трудятся над первым заданием, хотелось бы напомнить правила игры для зрителей. Дорогие ребята, по правилам игры, вы называетесь ТЕОРЕТИКАМИ, у вас есть возможность также принять участие в игре. Если участники неправильно отвечают на какой-либо вопрос, вы можете ответить на него и получить ОРДЕН УМНИКА. Собирая ордены, вы можете в конце игры получить сертификат участника в нашей игре для своего портфолио и призы на память о нашей встрече. Желаем вам удачи!
Участники закончили работу. Мы обращаемся к жюри, просим проверить работы ребят и посчитать количество ошибок, допущенных ими.
(ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА)
ВТОРОЙ ЭТАП – конкурс красноречия. За несколько минут до начала нашего соревнования участники получили задание – составить короткое устное высказывание на тему «Что для меня значит имя Н. В. Гоголя?» Итак, мы готовы выслушать вас. На выступление вам дается одна минута.
(ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ)
А сейчас мы попросим жюри распределить места, которые заняли участники по итогам пролога. Это необходимо для выбора дорожек и продолжения игры.
(ИТОГИ ПРОЛОГА)
Внимание, мы переходим к ПЕРВОМУ ЭТАПУ игры. Для этого нам необходимо, чтобы участники заняли свои места на игровых дорожках. Дорожек всего три. Они различны по цвете и количеству шагов, которые можно сделать на них на пути к победе.
ЗЕЛЕНАЯ ЖОРОЖКА самая длинная, на ней 4 этапа, но на пути к победе можно сделать 2 ошибки, т.е., ответив неправильно на вопрос, вы можете перейти в следующий этап со штрафным очком.
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА короче, на ней 3 этапа, но и ошибиться можно только один раз.
И наконец, КРАСНАЯ ДОРОЖКА, на ней только 2 этапа и у вас, к сожалению, нет права на ошибку.
Прошу вас подумать и выбрать для себя дорожку.
(УЧАСТНИКИ ВЫБИРАЮТ ДОРОЖКИ, ЗАНИМАЮТ МЕСТА)
Итак, начинаем ПЕРВЫЙ ЭТАП.
По правилам нашей игры вы видите три ключевых слова. Они взяты из вопросов, приготовленных для вас. Вы выбираете любое ключевое слово, слушаете вопрос, обдумываете слой ответ в течение 20-30 секунд и даете ответ.
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ЭТАПЫ проходят по тем же правилам.
Если ошибается участник на КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ, у него есть возможность играть ВА-БАНК. Он получает три вопроса. На обдумывание каждого участнику дается по 10 секунд.
Вопрос: Продолжи высказывания Н. В. Гоголя:
- Обращаться со словами нужно ………(честно).
- Родник поэзии есть …………………...(красота).
- Есть еще порох ……………………….(в пороховницах).
Если участник отвечает правильно на все вопросы, он выигрывает. Если ошибается – занимает место в зрительном зале и имеет право принимать участие в игре в качестве теоретика. В случае, если участник на красной дорожке становится теоретиком, игра продолжается с остальными игроками до определения победителя.
Вопросы:
Ключевое слово | Вопрос | Ответ |
Святыня | Что, по словам Н. В. Гоголя, является святыней для современного человека? | «Ум для современного человека — святыня: во всем усомнится он — в сердце человека, которого несколько лет знал, в правде, в Боге усомнится — но не усомнится в своем уме». |
Подарок | Гоголь говорил, что обращаться со словом нужно честно. Почему? | Обращаться со словом нужно честно, ибо Слово есть «высший подарок Бога человеку» |
Успехи | В мае 1821 Гоголь поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Он не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам, он был очень слаб в языках и делал успехи только в двух предметах. Каких? | Н. В. Гоголь делал успехи только в рисовании и русской словесности. |
Друг | "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только его... Мне дорого было его вечное и непреложное слово". О ком из своих друзей Гоголь так говорил? | Об А. С. Пушкине, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ" |
Псевдоним | Ранние литературные опыты относятся ко времени пребывания его в гимназии. Под каким псевдонимом 1829-м году издает романтическую поэму "Ганц Кюхельгартен"? | Под псевдонимом В. Алов. |
Первая | В 1830-м году в журнале "Отечественные записки" публикуется первая повесть из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Как она называется? | Повесть "Вечер накануне Ивана Купала" |
Слава | Первым крупным литературным делом, положившим начало славе Н. В. Гоголя был сборник повестей, вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах. Как назывался этот сборник? | «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» |
Гоголь-историк | «События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637—1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского». О каком произведении Гоголя идет речь? | «Тарас Бульба» |
Вторая родина | Этот город чрезвычайно полюбился Гоголю и стал для него как бы второй родиной, там Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью. Здесь Гоголь работал над первым томом «Мертвых душ». О каком городе идет речь? | О Риме. |
Начало | “Звонкая песня лилась рекою по улицам села. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак”. Какое произведение Гоголя начинается такими словами? | «Майская ночь, или Утопленница» |
Мечта | Юный гимназист Гоголь мечтал о трех призваниях: о юриспруденции —он хотел стать адвокатом, о живописи — стать художником. Какое третье призвание? | Театр, он хотел стать актером. |
Фамилия | По некоторым “говорящим” фамилиям героев Гоголя можно догадаться о профессии и характере их владельцев: например, Ляпкин-Тяпкин был судьей, Держиморда - полицейским, Гибнер – лекарем. А чем занимается герой с фамилией Двоеточие? | Учитель русского языка |
Любовь | Для кого любовь важнее всего в жизни, а любимая заменила и мать и отца? “Я её так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить… Что мне до матери? Ты у меня мать и отец, и всё, что есть дорогого на свете”. | Для кузнеца Вакулы ,«Ночь перед Рождеством». |
Итоги игры
В заключение игры мы берем интервью у победителя и председателя жюри.
Итак, нашим победителем стал(а) _____________________________
Позволь задать тебе несколько вопросов:
- Кто твои родители?
- Чему ты учишься от своих родителей?
- Как ты думаешь, чему человека может научить школа?
- Есть ли у тебя любимый учитель?
- Чему ты от него научился, что станет для тебя правилом жизни?
- Кем хочешь стать в будущем? Почему?
- Что для тебя произведения Н. В. Гоголя?
А теперь позвольте задать несколько вопросом председателю нашего жюри ___________________________________________________________
- Скажите, а в какой семье родились вы?
- Кто ваши родители?
- Ваши родители гордятся вами?
- Какой поступок вы совершили, за который вам стыдно перед вашими родителями?
- Почему вы решили стать учителем?
- Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
- Скажите, у учителя должны быть «любимчики»?
- А у вас есть «любимчики» среди ваших учеников?
- Есть ли среди ваших учеников или выпускников такие люди, которыми вы гордитесь?
- У вас есть мечта?
- Что для вас произведения Н. В. Гоголя?
Все материалы для проведения игры представлены в презентации, созданной по данному сценарию, презентация прилагается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2009 год – 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Исправьте ошибки в словах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...