Доклад "Влияние русской литературы на творчество тувинских писателей"
проект по литературе на тему
Доклад "Влияние русской литературы на творчество тувинских писателей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Влияние русской литературы на творчество тувинских писателей" | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние русской литературы на творчество тувинских писателей.
Наиболее значительным событием тувинской литературы, как бы завершающим этап зарождения поэзии, является создание поэтом С. Пюрбю первой реалистической поэмы «Чечек» (1938—1939 гг.). Рождение этой поэмы знаменует переход тувинской поэзии на новый период своего развития. В этой связи уместно вспомнить известное высказывание советского литературоведа К. Зелинского о том, что в национальных литературах сначала появляются «...стихи риторико-публицистические или риторико-нравоучительные и описательные, как начальное звено в цепи...; затем идет поэма на фольклорно- исторические мотивы; затем рождение национальной пьесы или драмы». Появление эпических форм поэзии, безусловно, рассматривается К. Зелинским как определенный симптом перехода процесса становления и развития жанра поэзии в новую стадию.
Условия для создания произведения эпического жанра были подготовлены всем предшествующим ходом развития тувинской поэтической практики, а также влиянием на нее русской классической и советской литературы. К тому времени тувинские поэты уже прошли серьезную стихотворческую и переводческую школу, выпустили в свет две поэтические антологии, осуществили качественные переводы ряда весьма, крупных по объему, сложных по синтаксису произведений, таких, как «Сказка о попе и его работнике Балде», «Капитанская дочка», А. С. Пушкина; «Конек-горбунок» П. П. Ершова, «Заповедь», «Сон» Т. Г. Шевченко; «На смерть поэта», «Поэт», «Родина», «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтова.
Особенно большое воздействие на тувинскую литературу оказал Пушкин, что ярко проявилось в творчестве С. Пюрбю. Любовь Пюрбю к Пушкину всегда активна, он постоянно стремится творчески переосмыслить идеи и образы произведений великого поэта применительно к тувинской действительности. В поэме «Чечек» наиболее чувствуется влияние бессмертного творения Пушкина «Евгений Онегин». Об этом говорят такие ее особенности, как попытка автора приблизить строфическое построение стиха к «онегинской строфе», манера обращения автора к читателю, использование приема умолчания, обозначение глав римскими цифрами. В поэме мы найдем также много других поэтических деталей, напоминающих нам «Евгения Онегина». Так, например, героиня ее Чечек, подобно пушкинской Татьяне, верит в народные приметы, в чудеса. Она так же решительна в выражении своих чувств и т. д. В поэме три главных героя: Чечек, Мер ген, Монзууле. Автор стремится как можно больше охватить жизненных пластов и создать широкое полотно . дореволюционной тувинской действительности. Все это иновь и вновь напоминает пушкинское творение.
Однако, сходство двух произведений — это не столько подражание великому поэту, сколько проявление могучего пушкинского влияния на молодую тувинскую поэзию.
Поэма «Чечек» является лиро-эпическим и реалистическим произведением, ибо характеры главных героев раскрываются в ходе определенных историко-революционных событий, происходящих в конкретных, географически очерченных рамках Тувы недавнего прошлого. Предреволюционная тяжелая жизнь народа, эволюция его классового самосознания, приход на тувинскую землю Октябрьской революции изображаются в поэме в диалектической последовательности. Осуждение феодального прошлого, утверждение нового строя, революционных свершений — эти общие для литературы 30-х гг. задачи автор разрешил в произведении крупного плана.
Вслед за вступлением и авторским обращением к читателю воссоздается картина тяжелого прошлого Тувы. Героиня с детства попадает в русло социальных бедствий: от эпидемической болезни умирают родители маленькой Чечек, и девочка попадает в «сословие» сирот. Она терпит всевозможные унижения и оскорбления со стороны местных феодалов-самодуров, переживает смерть своей приемной матери Кара-Кадай, разлуку с Мергеном. Счастье Чечек приносит только победа национально-освободительной революции, в свершении которой участвует Мерген.
Хая и Кара-Кадай, заменившие Чечек родителей, изображены как носители лучших помыслов и идеалов тувинцев. Они наделены неугасимым оптимизмом, жизненным опытом, природной мудростью. Мерген и Чечек — представители молодого поколения. Им противостоят феодал Дурзун-Мейрен и его сын Монзууле, олицетворяющие зло и насилие. Противоборство этих социальных сил и составляет конфликтную основу поэмы.
Основным сюжетным стержнем поэмы служит любовь красавицы Чечек к удалому, смелому, но бедному юноше Мергену. Борьба молодых людей за свою любовь сливается с классовой борьбой трудовых аратов. Постепенное пробуждение классовых интересов героев создает динамику сюжетного развития поэмы, служит источником острых коллизий.
Поэма двухпланова. Любовь Чечек и Мергена и их борьба за свое высокое чувство против Монзууле со
ставляет одну сквозную линию произведения. Монзууле. воспитанный на традициях феодалов, свыкшийся с феодальными обычаями отбирать у тружеников все самое лучшее, на этот раз посягает на самое священное у людей и получает отпор от Чечек и Мергена. За своего сына заступается мейрен, а за влюбленных — народ всего сумона.
Вторая линия развивается на базе конфликта вольнодумца Хая с Дурзун-Мейреном. Испытав на себе зверский нрав и произвол чиновников, Хая вступает с ними в единоборство. Он пока одинок, феодал берет верх в «поединке». Но на сторону охотника становятся десятки таких же, как он, обобранных Дурзун-Мейреном. И начинается борьба за справедливость.
Так две сюжетные линии сливаются в одно русло. Частные конфликты, стихийные протесты, бунтарство против феодальных властей постепенно перерастают в борьбу за революционное переустройство основ жизни. Поэма заканчивается победой отряда красных партизан над объединенными силами феодалов и китайских оккупантов, что символизирует завершение национально-освободительной революции в Туве. В эпилоге автор вдохновенно говорит, что к той жизни, ужасы которой видела Чечек, возврата не будет никогда. Исторически правдивый показ развития революционной борьбы тувинского народа — это главное достижение поэта.
Поэма «Чечек» в художественном отношении является самым значительным произведением тувинской поэзии 30-х годов. При создании ее С. Пюрбю опирался на лучшие эстетические традиции устнопоэтического творчества народа. Композиционная целостность, компактность, подчинение сюжетных линий единой художественной цели удались автору, по нашему убеждению, благодаря знанию законов построения эпических повествований. В поэме преобладают свойственные фольклору художественные приемы: замедленность повествования, троекрат- ность однотипных коллизий, афористичность языка, особое аллегоричное толкование природных явлений и многое другое. По правдивому и вместе с тем образному воссозданию недавнего прошлого тувинского народа, по изображению богатства его духовной жизни, опять-таки благодаря умелому обращению автора к устной поэзии, «Чечек» по сей день остается одним из лучших произведений тувинской литературы.
Поэма «Чечек» для С. Пюрбю явилась пробой его творческих возможностей в создании большого эпического полотна, в обрисовке живых образов, индивидуальных характеров. Большой удачей автора явился образ Чечек. Умелое использование традиционных образно-изобразительных средств устнопоэтического творчества, в частности, ярких сказочных эпитетов вроде «волосы цвета спелой черемухи», «стан ее стройнее пихты», «лицо ее светло, как зеркало» и т. д. делает образ выразительным и запоминающимся. Одновременно героиня характеризуется как мужественный человек, активно борющийся за свои права. Это сочетание «сказочности» внешнего облика Чечек с ее совершенно «земным», духовным обликом, данным в реалистических тонах, очень необычно и оригинально. Поэт рисует портрет героини не торопливо, не скомканно, как это часто бывает у молодых авторов, а путем нанесения на протяжении всего повествования отдельных штрихов, из совокупности которых возникает цельный образ.
Тяжелое горе, сиротская судьба закаляют волю, укрепляют жизнелюбие Чечек. Она умеет постоять за себя. Создание активного, самостоятельного женского характера является одним из главных достоинств поэмы «Чечек».
Реалистичны также образы Хая и Мергена, которые из одиноких вольнодумцев вырастают в борцов за свободу народа. Чечек и Мерген являются первыми конкретными положительными героями в тувинской поэзии.
Феодалы Дурзун-Мейрен, Монзууле обрисованы как жестокие, безжалостные эксплуататоры, надменные, тупые блюстители законов и обычаев отживающего строя. Такое социально обостренное изображение врагов народа соответствовало духу поэзии 30-х гг., отвечало задачам осуждения прошлого, утверждения нового.
Уже в первой своей поэме С. Пюрбю выступил новатором в области творческого использования фольклора. Народные песни, пословицы он применяет в целях усиления эмоциональной выразительности произведения, переосмысливая их в соответствии с духом той обстановки, в которой действуют герои поэмы. Философский смысл пословицы «Шаг шаа-биле турбас, чавылдак когу-
биле турбас»1 («История на месте не стоит, траве вечно не зеленеть»), вложенной в уста старушки Кара-Кадай, вдохновляет Мергена на поиск социальной справедливости.
Поэтика контраста делает поэму особенно выразительной. Поэт соразмерно накладывает светлые и темные краски на многообразные картины действительности. Например, когда яркое весеннее солнце залило долину речки Арыскан и земля пробудилась от зимнего сна, когда наступила пора буйного цветения, на маленькую Чечек надвигаются черные тучи: охотника Хая связали и увезли чиновники Дурзун-Мейрена, умирает заменявшая ей мать Кара-Кадай, и Чечек снова оказывается в полном одиночестве. Такое чередование контрастно окрашенных картин производит сильное впечатление на читателя.
Как в своих стихотворениях, так и в поэме С. Пюрбю метафорически изображает Октябрьскую революцию в образах северного сияния, долгожданной, освежающей мир бури, могучих, очищающих берега волн Енисея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы. Тема любви в творчестве русских писателей.
Тема любви в творчестве русских писателей. Социологический опрос....
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
Урок литературы в 7 классе. "Природа родного края в творчестве ставропольского писателя И.В. Кашпурова".
Цели урока:1....
ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева)
Проанализированы детские рассказы сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева....
Урок внеклассного чтения по татарской литературе по творчеству первого сибирскотатарского писателя Якуба Занкиева
Урок внеклассного чтения по татарской литературе по творчеству первого сибирскотатарского писателя Якуба Занкиева...
Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»
Самоанализ урока Чтения в 5 классе, проведенного Монгуш Миланой Николаевной Тема урока: Священное (великое) слово Труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Тасп...
Русская литература и творчество писателей Югры (интегрированный курс)
Настоящая программа интегрированного курса предназначена для общеобразовательных учреждений и входит в образовательную область «Филология», предметом изучения являются произведения русской литературы ...