поэтическое изображение осени
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Воинов-интернационалистов»
План-конспект урока по литературе:
«Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.С.Пушкина»
Учитель русского языка и литературы
Ондар Аида Васильевна
«Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.С.Пушкина.
Цели: знакомство с лирическим произведением, особенностью построения стихотворения, с новыми литературными понятиями, позволяющими автору передать всю полноту чувств;
- воспитание умения видеть красоту художественного произведения, желания беречь красоту окружающего мира;
- развитие умения определять тему текста, формировать основную мысль.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.А.Пушкина.
- Откройте тетради и запишите тему урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком стихотворения А.С.Пушкина «Осень», изучим новые литературные понятия, чтобы увидеть насколько мастерски автор рисует картины осени, и надеюсь, что вас увлечет поэтический талант Пушкина.
- Осень… При слове «осень» возникает у каждого свой образ. Ранняя осень – появляются первые разноцветные листья на деревьях, поздняя осень – завершается листопад и жизнь замирает, готовясь облачиться в белый наряд.
- Но согласитесь, ребята, что больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками: от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
- Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников.
- Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какой видел художник одно из самых прекрасных времен года- расскажет…
- Рассказ ученицы:
«На картине Левитана «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем наряде. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света».
- Спасибо, садись.
- Какие краски использует художник?
- Посмотрите, сколько различных цветов, оттенков осени мы увидели благодаря художнику.
- Левитан говорит не только о календарном времени года, но и передает свое настроение. Какое оно?
- Картина Левитана созвучна стихотворению Пушкина «Осень».
- Давайте послушаем … , которая прочитает нам отрывок из этого стихотворения.
- Чтение учеником отрывка.
- Хорошо, садись.
- Согласитесь, красивое стихотворение. Всего восемь строк, а сколько чувств.
- Произведение, которое передает настроение, различные чувства и мысли автора называется лирическим произведением.
- Откройте учебники на 198 странице.
- Еще раз внимательно прочитайте стихотворение.
- Перед нами не целое произведение, а его часть, отрывок. Стихотворение «Осень» состоит из 12 строф. Это знаменитая седьмая строфа «Унылая пора! Очей очарованье!
- Ребята, как понимаете значение слова «строфа»?
- Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое содержанием, рифмой, ритмом.
- Запишите в тетради определение слова «строфа».
- Обратите внимание на то, что звуки в конце строк созвучны. А созвучие звуков в конце строк называется рифмой.
- Рифма – созвучие звуков в конце строк.
- Запишите.
- А теперь еще раз внимательно посмотрите на стихотворение. Какие строки созвучны?
- Да, рифмуются первая, третья, пятая строка, а также вторая, четвертая, шестая; последние две строки тоже созвучны.
- Давайте выпишем последние слова каждой строки. Вот первая строка оканчивается словом очарованье. Нумеруем строку, ставим многоточие, так как пропускаем слова, и выписываем только последнее слово.
1… очарованье а
2… краса б
3… увяданье а
4… леса б перекрестная рифма
5… дыханье а
6… небеса б
7… морозы в
8… угрозы в парная рифма
- Обозначим созвучие строк – очарованье, увяданье, дыханье – буквой «а», а созвучие – краса, леса, небеса – буквой «б». Получилась рифма аб аб аб. Такая рифма называется перекрестной. Обратите внимание на непроизносимый согласный в слове «перекрестная».
- Последние две строки обозначим буквой «в». Это парная или смежная рифма.
- Такая последовательность рифм проведена через все стихотворение. Строфа такого строения называется октава.
- Запишите в тетради.
- Октава (от лат. «okto» - восемь) – восьмистрочная строфа с порядком рифм аб аб аб вв.
- О чем говорится в этих восьми строках? Определим тему.
- Пушкин не просто описывает осень, а признается, что он любит это время года.
- Перечислите, пожалуйста, что любит поэт в осени.
Люблю – «пышное природы увяданье»
«багрец и в золото одетые леса»
« и ветра шум»
« и свежее дыханье»
«и небеса»
« и солнца луч»
«и первые морозы»
« и седой зимы угрозы»
- Пушкин признается, что ему все нравится в осени: «ветра шум», «свежее дыханье», и даже то, что иногда не нравится другим: «небеса», покрытые «мглой волнистою», и «редкий солнца луч» и «первые морозы».
- А вы, ребята, что любите в осени, а что не любите?
- «Осень чудная, - сообщал Александр Сергеевич в письме одному из друзей, - и дождь, и снег, и по колено грязь». Может поэтому в начале стихотворения он называет осень «унылой порой».
- Какое чувство выражает прилагательное «унылая»?
- Перед нами необычное прилагательное. Подобные прилагательные выражают чувства, настроения, отношение автора к изображаемому. Такие прилагательные являются эпитетами, или художественными определениями.
- Эпитет – художественное определение.
- Запишите, ребята.
- Прилагательное-определение может стать эпитетом только тогда, когда оно употребляется в сочетании со словом, обозначающим предмет или явление. Например, прилагательные унылая, прощальная, пышное, свежее, седой – из стихотворения Пушкина без существительных, к которым они относятся, эпитетами быть не могут.
- Но не во всяком словосочетании прилагательное может быть эпитетом. Например, в следующих словосочетаниях:
унылый человек
пышный пирог
свежий хлеб
седой старик – прилагательные эпитетами не являются.
- Как вы думаете, ребята, почему?
- Эти прилагательные указывают на конкретные признаки, вызывают конкретные представления.
- А какие слова подобрал Пушкин к данным прилагательным в своем стихотворении?
«унылая пора»
«прощальная краса»
«пышное увяданье»
«свежее дыханье»
«седой зимы»
- Теперь эти прилагательные превращаются в эпитеты, так как они усиливают яркость, точность поэтического языка лирического произведения.
- Часто литературу называют искусством слова. Музыкант, чтобы создать произведение искусства, пользуется звуками разной высоты, скульптор – глиной, мрамором, художник – цветом, а писатель и поэт – словом.
- В поэтическом тексте значение каждого слова чрезвычайно ёмко, потому что в нескольких строках автору надо вместить целые картины, затронуть глубинные струны души человека. Поэтому Пушкин использовал много слов в переносном значении.
- Дома вы составляли справочную статью по непонятным вам словам.
- Для того чтобы показать наряд осеннего леса, какие слова использовал автор?
- Что обозначает устаревшее слово «багрец»?
- Хорошо.
- Дополнительную информацию о слове «багрец» даст …., которая приготовила небольшую справку. Внимательно послушайте.
- Справка ученика: «Слово «багрец» образовано от старославянского слова «багръ» - красная краска, красный цвет. В этимологическом словаре говорится, что данное слово, вероятнее всего, того же корня, что и диалектное слово «богатье» - огонь, пламя. Следовательно, дословно данное слово можно перевести – «цвета пламени». В словаре Даля отмечается, что слово «багряный» – самый яркий и самый чистый красный оттенок».
- Какой цвет передает слово «золото»?
- Слово «золото» Пушкин употребляет вместо словосочетания «желтые листья». Поэт любуется осенним нарядом леса, и яркие желто-красные листья он называет золотом, то есть употребляет это слово в переносном значении.
- Здесь признак одного предмета переносится на другой на основе их сходства по цвету. Такой художественный прием называется метафорой.
- Метафора – перенос значения по сходству.
- Метафора «в багрец и в золото одетые леса» позволяет автору более ярко, образно описать осенний лес, а нам, читателям, точно, зримо представить его себе.
- Какие еще слова употреблены в переносном значении?
- Ребята, к сожалению, на этом уроке познакомиться со всеми художественными приемами, которые использовал автор для того, чтобы описать осеннюю природу, невозможно. Это знакомство продолжим на следующем уроке.
- Какие литературные понятия вы узнали на этом уроке?
- В начале урока мы отметили, что картина Левитана созвучна стихотворению Пушкина. Что общего можно отметить в этих произведениях?
- Стихотворение Пушкина было написано в 1833 году, а картина Левитана – в 1895 году.
- И поэт и художник воспевают «прощальную красу» осенней природы. Хотя они пользуются разными приемами, мы почувствовали красоту осенней природы.
- Ребята, а сегодняшняя наша «золотая осень» отличается от осени Пушкина и Левитана?
- Что нам нужно делать, чтобы сохранить красоту природы?
- Ребята, дома еще раз подумайте, пожалуйста, о том, что мы можем сделать для сохранения нашей природы. Свои мысли можете выразить:
1) написав небольшое сочинение;
2) сочинив стихотворение;
3) нарисовав плакат.
А также нужно подготовить выразительное чтение отрывка «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Выставление оценок за урок.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства "Уж небо осенью дышало" А.С. Пушкин", "Изображение осенних листьев различной формы"
интегрированный урок чтения и изобразительного искусства для учащихся 3 класса...
Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...