Пояснительная записка к рабочей программе и КТП по литературе для 5 класса ФГОС (авторы учебника Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rab_programma_i_ktp_5_klass_literatura_.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 340 часов (5-6-е классы по 102 часа в год, 3 часа в неделю, 7-8-е классы по 68 часов в год , 2 часа в неделю) в общеобразовательной школе
Преподавание предмета «Литература» планируется на основе учебников:
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
В учебники вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.
Цель учебников – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.
Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:
- развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
- формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
- учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.
В основу каждого этапа заложена определенная теоретико-литературная и методическая идея:
- класс — осознание природы художественного образа;
- класс — осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;
- класс — представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
- класс — наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.
Понятийный аппарат включает в себя:
- класс — искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
- класс — тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
- класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
- класс — система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;
В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определенными умениями в ходе изучения литературы.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.
Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:
Личностные результаты:
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
- воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:
- Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:
- восприятие;
- истолкование;
- оценку литературных произведений;
- различные типы речевых высказываний.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем | Количество часов | В том числе на: | |||
Аудиторные занятия | Аудиторные сочинения | Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
5 класс | ||||||
1 | Литература как искусство слова | 1 | 1 | |||
2 | Реальность и вымысел | 38 | ||||
2.1. | Фольклор | 10 | 7 | 1 | 2 | |
2.2. | Авторская сказка | 18 | 15 | 1 | 2 | |
2.3. | Басня | 10 | 6 | 1 | 2 | 1 |
3 | Этот необычный мир… | 59 | ||||
3.1. | Легенда | 12 | 10 | 1 | 1 | |
3.2. | Лирическое стихотворение | 20 | 18 | 1 | 1 | |
3.3. | Роман, повесть, рассказ | 27 | 22 | 1 | 3 | 1 |
4 | Резерв | 4 | ||||
ИТОГО: | 102 | 83 | 6 | 11 | 2 |
Содержание тем курса
5 класс ( 102 часа)
Литература как искусство слова — 1 час
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел. Фольклор.
Малые жанры фольклора — 2 часа
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки — 5 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
- «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
- «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
- «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 2 часа
Авторская и литературная сказка
Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа
В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» — 2 часа
Басня
И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» — 6 часов. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» — 2 часа
Этот необычный мир...
Легенда
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 2 часа Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 4 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» — 2 часа. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час
Лирическое стихотворение. Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 3 часа. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
Мир природы
А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 3 часа. Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —2 часа. Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 2 часа. Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 2 часа. Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час
Роман, повесть, рассказ
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 4 часа. Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 3 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 3 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 3 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Литература как искусство слова | 1 | Знакомство с учебником. Беседа. | Иметь более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства | ||
«Реальность и вымысел». Фольклор. Авторская и литературная сказка. Басня. | 38 | |||||
2-3 | Малые жанры фольклора | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки и поговорки в устных и письменных высказываниях. Понимать роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. | ||
4 | Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | Воспринимать сказку как выражение народного миропонимания и мироотношения, как явление фольклора. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы. Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку | ||
5 | Как строится сказка | 1 | Рассказ учителя. Работа в группах | |||
6 | «Как старик домовничал». Бытовая сказка. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
7 | «Лиса и тетерев». Сказка о животных. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | |||
8 | Р/р. Пересказ сказок (от лица одного из героев, для разной аудитории) | 1 | Работа в парах, работа в группах. Обучение устному рассказу | |||
9-10 | Вн/чт. «Пойди туда, не знаю куда…» | 2 | Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах | |||
11 | Р/р. Сочинение по пословице | 1 | Сочинение | Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
12-13 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах. | Воспринимать текст литературного произведения. Различать авторскую, литературную и народную сказку. Находить сходство и различия между авторскими, литературными и народными сказками. Выявлять характерные для сказок художественные приёмы. Пересказывать эпизод из прочитанной сказки. Сопоставлять сюжеты, персонажей сказок. Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений | ||
14-15 | Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в парах. | |||
16-18 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах | |||
19-21 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах | |||
22-23 | М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в парах. | |||
24-25 | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах. | |||
26 | В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах. | |||
27-28 | Вн/чт. В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» | 2 | Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах. | |||
29 | Р/р. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | 1 | Сочинение | Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
30-35 | И.А.Крылов. Басни. | 6 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. Работа в группах. | Знать специфику басни. Находить сходства и различия между баснями и сказками о животных. Сопоставлять образы и сюжеты. Выявлять характерные для басен художественные приёмы (аллегория и мораль). Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений | ||
36-37 | Вн/чт. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга | 2 | Рассказ учителя. Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. Работа в группах. | |||
38 | Р/р. Сочинение - басня | 1 | Сочинение | Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
39 | Контрольное тестирование по разделу «Реальность и вымысел» | 1 | Тест | Применяет полученные ранее знания на практике, выполняет тестовую работу (части А,В,С) | ||
«Этот необычный мир…» Легенда. Лирическое стихотворение. Роман, повесть, рассказ. | 59 | |||||
40 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. | Воспринимать текст литературного произведения. Различать легенду и сказку. Находить сходства и различия между легендами и сказками. Выявлять характерные для легенд художественные приёмы. Пересказывать самостоятельно прочитанную легенду. Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений | ||
41 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
42 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению | |||
43 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
44-47 | «Повесть временных лет» | 4 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в парах. Работа в группах. | |||
48-49 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах. | |||
50 | Вн/чт. «Легенда о Томасе Лермонте» | 1 | Беседа. Обучение устному рассказу | |||
51 | Р/р. Сочинение «Моя легенда» | 1 | Сочинение | Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
52-53 | А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах | Получить первоначальное понятие о лирике, о возможности передать в лирическом произведении мир души и чувств. Понимать жизненную основу душевных переживаний, стремление человека к гармонии с миром. Воспринимать лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния, образы природы в лирическом произведении. Определять сюжетность в лирике, композицию лирического произведения. Характеризовать поэтический мир стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные приёмы, языковые средства, использованные автором в лирическом произведении. Читать выразительно (в том числе наизусть) лирические стихотворения и фрагменты изученных произведений. | ||
54 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
55-56 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах | |||
57 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
58-59 | А.А.Фет. Стихотворения. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. | |||
60 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
61-62 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах | |||
63 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
64-65 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах. | |||
66 | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению | |||
67 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
68 | С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. | |||
69 | Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения | 1 | Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения. | |||
70 | Вн/чт. Г. Гейне. «На севере диком...». И.-В. Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» | 1 | Рассказ учителя. Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах | |||
71 | Р/р. Сочинение «Мир души и чувств» | 1 | Сочинение | Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
72-74 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» | 3 | Рассказ учителя. Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение устному рассказу | Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять жанровые признаки рассказа, повести, романа в изучаемом произведении. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Читать выразительно фрагменты произведений. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Пересказывать эпизод из самостоятельно прочитанных произведений. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | ||
75 | Р/р. Урок – дискуссия на тему «Жизнь Робинзона невероятна или обыденна?» | 1 | Работа в группах | |||
76-77 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
78-79 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
80 | Р/р. Урок – дискуссия на тему «Можно ли назвать историю, рассказанную Платоновым, легендой?» | 1 | Работа в группах | |||
81-82 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
83 | Р/р. Рассказ – описание понравившегося героя | 1 | Работа в группах. Обучение устному рассказу | |||
84-85 | Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
86-87 | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
88-89 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | |||
90 | Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения | 1 | Работа в группах. Обучение устному рассказу | |||
91-93 | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах. | |||
94-96 | Вн/чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) | 3 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах | |||
97 | Р/р. Сочинение – аннотация на прочитанное произведение | 1 | Сочинение | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой вариант своего сочинения | ||
98 | Контрольное тестирование по итогам года | 1 | Тест | Применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А,В,С) | ||
99-102 | Резерв | 4 | ||||
Итого | 102 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
- Мультимедийные презентации по изучаемым темам и произведениям.
- Диски. «Литература. Учебная хрестоматия. Средняя школа». 5-9 классы.
- Записи спектаклей и экранизации литературных произведений.
- Диски:
- «Литература. 9-11 класс. Экспресс – подготовка к экзамену. Новый диск»
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс»
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс»
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.
- Щедевры русского романса. МР3.
- AUDIOBOOK. Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения.
- AUDIOBOOK. Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы.
- AUDIOBOOK. Александр Блок. Стихотворения и поэмы.
- Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. Начитанные сокращённые тексты. Новый диск.
- Н.С. Гумилёв. Полное собрание сочинений.
- Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений.
- Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений.
- А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений.
- М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений.
- Н.С. Лесков. Великий русский писатель.
- М. Цветаева. Энциклопедическое собрание сочинений.
- В.В. Набоков. Энциклопедическое собрание сочинений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2012.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
- Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
- Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
- Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
- Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс./ Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. -М.:Вентана-Граф, 2012 г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5-9 классы. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов
Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.
Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса, ФГОС к учебнику Английский язык 2 класс ,автор Верещагина И.Н.
Рабочая программа ФГОС 2 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку 2-4 классы ФГОС НОО
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами....
Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник " Английский в фокусе")
Пояснителная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник "Английский в фокусе") соответствует ФГОС ООО....