А.А.Фет. Загадки жизни и творчества.Радость,добытая из боли
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Рассказ о жизни и творчестве Фета. Судьба поэта, отраженная в его стихах. Загадка рождения и смерти поэта ,загадка первой любви и загадка взлета поэтического дарования на склоне лет. Двойственность личности:борьба Шеншина и Фета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.fet_._zagadki_zhizni_i_tvorchestva.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 10 классе
Загадки жизни и творчества А.А. Фета
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта и познакомить их с особенностями его творческой манеры; показать неординарность личности художника и противоречивость оценок его творчества деятелями литературы и искусства 19 века; связать творчество А.А. Фета с современностью
Тип урока: лекция с элементами беседы
Оформление доски
На левой стороне доски две цитаты:
«И откуда у этого добродушного офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов»
(Л.Н.Толстой)
«Со временем…продадут его пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей…»
(Д.И.Писарев)
Средняя часть доски
Краткая летопись жизни и творчества (из книги Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова «Литература. 10 класс. Методические советы)
Слово учителя
Мы закончили изучение творчества Н.А. Некрасова. Давайте вспомним, в каком стихотворении и как сформулировано поэтическое кредо Н.А. Некрасова («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). И это продуманная позиция автора, но в 60-е годя 19 века была и другая позиция, и другое направление в поэзии, связанное с эстетической красотой. Именно такой позиции придерживался Афанасий Фет.
Чтение стихов, заранее подготовленных учениками с объяснением, почему именно эти стихи они выбрали для заучивания из предложенных.
Вопросы:
Каким видит мир А.А. Фет?
Какие чувства вы испытываете, знакомясь с поэзией А.А. Фета?
Какие чувства он пытается разбудить своим творчеством?
Каким вы представляете его лирического героя ?
А каким вы представляете его самого ?
Слово учителя.
Сохранить свежесть, цельность, «ненадломленность» чувств художнику, живущему в России второй половины 19 века, было непросто. Однако А.А. Фету удается этого достичь, отключаясь от жизненных бурь.
Это «отключение» особенно странно, если узнать историю его жизни, потому что вся его жизнь ( бытовая, а не поэтическая) была историей борьбы за восстановление своих дворянских прав, своей дворянской фамилии – Шеншин…
Обратим внимание на высказывания Л.Н.Толстова и Д.И. Писарева. Почему такая разница суждений?
Они зависят от того, как Л.Н. Толстой и Д.И. Писарев относятся к искусству поэзии. Красота или гражданственность?
А, может быть, именно жизненные бури, душевные драмы и переживания А.А.Фета на протяжении жизни и заставили его уйти в «чистую поэзию», где нет бытовых бурь и драм, а цветет лишь одна красота?..
Биографическая лекция, где проводится мысль :стоило ли всю жизнь ломать себя, отказываясь от того, к чему тяготело сердце, чтобы получить фамилию Шеншин и избавиться от ненавистной Фет, которую поэт уже прославил.
Первая драма и загадка А.Фета связана с его рождением.
- 1820 (рождение поэта). Мать Шарлотта Фёт. В метрической книге отцом указан Афанасий Шеншин.
- 1834. Духовная консистория выясняет, что брак родителей был заключен лишь в 1822 г. Афанасий Фет – незаконнорожденный, а значит лишается всего: положения в обществе, дворянского звания, наследства.
- А. Фет на самом деле не сын богатого русского помещика, и он узнает об этом (письмо Марии Боткиной перед женитьбой на ней: «Читай одна. Положить со мною в гроб»).
- Около 40 лет понадобилось поэту для восстановления дворянской фамилии (1834-1873). А. Фет: «Всю жизнь во мне боролись два человека: Фет и Шеншин».
Учеба в Московском университете (1838-1844). Увлечение поэзией. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Первый поэтический сборник «Лирический пантеон» (1840), в основном, подражательный, но через 2 года чисто фетовское «Назаре ты ее не буди…» и знаменитое «Я пришел к тебе с приветом…»
Вопросы:
Какой глагол постоянно повторяется в этом стихотворении?
О чем хочет рассказать поэт?
Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения: «Что не знаю сам, что буду петь - но только песня зреет»?
Каким представляется вам лирический герой этого стихотворения?
«Я пришел к тебе с приветом можно назвать поэтической декларацией А. Фета. Он пишет о том, что хочет принести в поэзию – свет, радость, любовь, надежду, весеннее чувство… Поэзия поднимает человека над миром обыденной реальности. Но в это же самое время его близкий друг Аполлон Григорьев говорил: «Я не видел человека, которого так бы душила тоска, я боялся, что он совершит самоубийство, проводил ночи у его постели, стараясь рассеять трагедию, хандру…» Что же происходит? Чтобы приблизиться к этой загадке, рассмотрим позднее стихотворение поэта «Alter ego» (1878).
Это и есть вторая драма и загадка А. Фета. Драма таинственной первой любви поэта. В стихотворении он пишет: «Ты стояла над первою песней моей…» Первые песни были написаны еще в университете. Кто эта девушка, с которой невозможно быть рядом? Почему их «ожидает особенный суд»? Возможно, это история, похожая на историю любви В.А. Жуковского к Маше Протасовой?..
Мы знаем еще одну любовную трагедию, связанную с именем А. Фета, но она случилась позднее, в 1848 году, в Херсонской губернии, где поэт проходил военную службу трагически погибла Мария Лазич, дочь небогатого местного помещика. Предсмертные слова Марии: «Спасите письма, он не виноват, только я». А. Фет не мог позволить себе жениться на бесприданнице, ведь у него была цель – дворянство и имение. О любви забывают. Однако служба в армии не приносит желаемого (дворянского звания, которое давалось дослужившимся до первого офицерского чина). Указы императора о сроках достижения дворянского звания, следующие один за другим, срывают планы А. Фета.
Получается, что годы военной службы прошли впустую? Нет! Серые будни службы окрашивались творчеством. А. Фет продолжал творить. Он подружился с редакцией журнала «Современник», где было напечатано ставшее известным всей читающей публике России знаменитое безглагольное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (прочесть).
Вопросы:
Каковы ваши ощущения? Какие зрительные образы возникают?
Какие можно сделать выводы об особенностях лирики А. Фета по этому стихотворению?
Стихотворение воздушное, легкое, музыкальное…Душа летает… Это одна из отличительных особенностей лирики А. Фета. Чувственный мир человека существует помимо ума и умом не контролируются.
Подсознание – особая сфера лирики поэта. Еще в 1842 году в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» поэт признается, что не знает, что будет петь, но «только песня зреет». А. Фет – «поэт мига».
Чтение стихов «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я тебе ничего не скажу…»
Эти стихотворения по своей напевности, музыкальности напоминают песни. П.И. Чайковский говорил, что А. Фет «в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а поэт- музыкант». Великий композитор абсолютно прав в своем утверждении. У А. Фета есть целый поэтический цикл «Мелодии», каждое из стихотворений которого можно положить на музыку. И многие композиторы так и сделали (Танеев, Римский-Корсаков, Варламов, Чайковский). Романс Варламова на стихи Фета «На заре ты ее не буди…» стал почти народной песней, что дало право Салтыкову-Щедрину сказать, что романсы Фета распевает вся Россия.
В 1957 году А. Фет женился на богатой наследнице – Марии Боткиной, сестре критика В.П. Боткина. И новый поворот в его жизни. Он уходит в отставку, приобретает имение Степановк и полностью посвящает себя хозяйственной деятельности. Стихи он практически не пишет. В 1877 году он приобретает еще одно имение – Воробьевку.
В 1873 году исполняется его мечта: ему возвращают фамилию Шеншин и дворянство. За что? За заслуги в области поэзии. А ведь писание стихов А.Фет всю жизнь считал делом второстепенным.
И еще одна тайна – взлет поэтического творчества на склоне лет. Такое бывает только в молодости. Один за одним выходят 4 сборника его стихов «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891).
Казалось бы, чего еще ждать? Все в жизни поэта устроилось. Но нас ждет еще одна загадка – это смерть великого поэта. Когда-то давно он сказал своей жене Марии Боткиной, что она никогда не увидит его умирающим… В тот день он плохо себя чувствовал и услал жену по хозяйственным делам. После ее ухода он пытался покончить жизнь самоубийством, и лишь появление прислуги помешало ему в этом. Однако сердце не выдержало. Он умер от инфаркта, и жена действительно не увидела его умирающим, а уже мертвым. Что же заставило разорваться сердце поэта? Может быть вечная борьба между Фетом и Шеншиным…
Подведение итогов урока
О чем говорят основные вехи биографии поэта? О противоречивости его натуры. Жизнь, быт и искусство, поэзия. Мелочность, обыденность, отказ ото всего ради одной материальной цели и высокие взлеты духа. С возрастом поэт молодеет душой и еще больше, чем в юности восхищается красотой мира, но не отворачивается и от трагедий бытия. Духовное и материальное, быт и бытие неразрывно связаны в жизни поэта, но не в творчестве. В его поэзии навечно запечатлены мгновения прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки жизни.
Это урок комбинированного типа на тему "Приспобленностьорганизмов". На данном уроке сочетаются контроль знаний, формирование, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыко...
Лекция о жизни и творчестве А.А.Ахматовой «Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля»
Лекция может помочь учителю в проведении системы уроков литературы по творчеству А.А.Ахматовой в 11 классе,в проведении внеурочных мероприятий....
"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого
Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда....
Элективный курс «Главная загадка жизни»
Элективный курс «Главная загадка жизни» рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10 классе средней школы по авторской программе В. В. Асеева, «Программы элективных курсов» Биология. – М.: Дрофа, 2006г. ...
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
За Ваше мужество в бою-За Вашу боль, за Ваши раны-За жизнь счастливую мою-Земной поклон Вам,Ветераны!
Рассказ о маме-участнице Великой Отечественной войны, о родственниках отца,погибших на войне и соседяхпо даче....
Элективный курс "Главная загадка жизни"
Элективный курс "Главная загадка жизни"...