"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого
материал по литературе (10 класс) по теме
Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Удомельская гимназия №3 им. О.Г. Макарова»
Литературная игра,
посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого
(среди обучающихся 10-11 классов)
Разработка учителей
русского языка и литературы
МБОУ УГ №3 им. О.Г. Макарова
Крыловой Надежды Евгеньевны и
Пенкиной Светланы Анатольевны
г. Удомля
Цели игры:
способствовать развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н.Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда.
Аппаратное обеспечение:
- Компьютер
- Электронная презентация, подготовленная в программе Power Point
- Видеохроника
- Музыкальное сопровождение: "Лунная соната", Шопен. Вальс №7
Сценарий игры:
- вступительное слово ведущего, представление команд и членов жюри
- первая номинация конкурса "Встреча с писателем"
- вторая номинация конкурса "Мы с вами встречались"
- третья номинация конкурса "Самый внимательный читатель" - викторина по роману.
- четвёртая номинация - конкурс капитанов "В мире мудрых мыслей"
- пятая номинация "Литературные пазлы "
- шестая номинация "Дела семейные"
- седьмая номинация "Серебряный ящик"
- восьмая номинация "Коронация писателя"
- подведение итогов игры
На фоне "Лунной сонаты" звучат слова ведущего (http://zaycev.net/pages/381/38179.shtml)
"Не зная Толстого, - писал М. Горький, - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни. (слайд 1)
Его произведения – романы, повести, рассказы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.
Сегодня в нашей импровизированной литературной гостиной собрались на игру "Нет человека более достойного имени гения…"
знатоки и почитатели творчества великого писателя. (слайд 2)
(Игру будет оценивать строгое, но справедливое жюри;
представление членов жюри)
Первая номинация конкурса "Встреча с писателем"
(слайд 3)
(Жеребьевка)
В течение 30 секунд необходимо ответить на 8 вопросов,
если группа не знает правильного ответа, то говорит: "Дальше!"
(Вопросы для групп)
Первая группа
1. В каком университете учился Толстой? /в Казанском/
2. Толстые вели свою родословную от Петра Андреевича Толстого. Сподвижником какого царя он был?/Петра первого/
3. Когда Толстой написал роман "Война и мир"? /1863-1869/
4. Героиней какого произведения Толстого является Катюша Маслова? /"Воскресение"/
5. Писал ли Толстой драматургические произведения? /да/
6. В каком году Толстой покинул Ясную Поляну? /1910/
7. Во время Крымской войны Толстого представляли к награде, которую он так и не получил. Что это за награда? /Георгиевский крест/
8. Какой роман Л.Н.Толстой назвал словами-антонимами? /"Война и мир"/
Вторая группа
1. В каком журнале было опубликовано первое произведение Толстого? /"Современник"/
2. Был ли Толстой участником Отечественной войны 1812 года? /нет/
3. Были ли у Толстого братья? /да/
4. Кому принадлежат слова: "Люди как реки"? /Л. Толстому/
5. В какой войне принимал участие отец Льва Николаевича? /1812 года/
6. Какой русский император был участником Аустерлицкого сражения? /Александр 1/
7. «Казаки» писались долго,10 лет, менялись названия, герои, сюжеты. Первое название повторяло название лермонтовской поэмы. Какой? /"Беглец"/
8. Как шутливо прозвали маленького Лёву за слезливость? /Лёварёва/
Третья группа
1. Первоначальное название романа "Война и мир".../"Три поры"/1805 год. "Всё хорошо, что хорошо кончается"
2. "В романе ... я любил мысль семейную"... Что это за роман? /"Анна Каренина"/
3. Фамилия Нехлюдов трижды встречается в произведениях Толстого. В каких?/ "Юность", "Утро помещика", "Воскресение"/
4. Жанр произведения "Война и мир"... /роман-эпопея/
5. Кто ввел термин "диалектика души" в науку о творчестве Толстого? /Н.Г. Чернышевский
6. Как звали жену Л.Н.Толстого? /Софья Андреевна /
7. Назовите город на юге Франции, где впервые прославился Наполеон. /Тулон/
8. Как назывался педагогический журнал, который издавал Толстой? /"Ясная поляна"/
Четвёртая группа
1. Имение, где родился Толстой... /Ясная Поляна/
2. Эпизод, который является кульминацией романа "Война и мир".../Бородинский бой/
3. Бывал ли Толстой за границей? /да/
4. Какое сражение называли сражением 3 императоров? /Аустерлицкое/
5. Верно ли, что Толстой был отлучен от церкви? /да/
6. О ком Толстой сказал: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"? /о Наполеоне/
7. Что сделал Толстой для осуществления своей мечты о новой системе воспитания человека?/ Организовал школу для крестьянских детей, издавал педагогический журнал "Ясная поляна", написал "Азбуку"/
8. Назовите имя отца Толстого /Николай/
Пятая группа (запасной вариант)
1. Как называлось первое опубликованное произведение Толстого? /"Детство"/
2. Был ли Толстой знаком с Тургеневым? /да/
3. "Война и мир" - роман, где Толстой любил мысль ... /народную/
4. В обороне какого города принимал участие Толстой? /Севастополь/
5. Какой полководец был во главе авангарда русских в Шенграбенском сражении? /Багратион/
6. Назовите режиссера, который поставил в России в середине 20 века фильм "Война и мир" /С. Бондарчук/
7. В названии какого произведения Толстого содержится оксюморон? /"Живой труп"/
8. Писал ли Толстой рассказы для детей? /да/
Пока жюри подводит итоги, перелистаем семейный альбом писателя. (слайд 4)
Вторая номинация конкурса "Мы с вами встречались"
(слайд 5)
Вам предстоит угадать произведение по его началу.
Задание адресовано всем, право ответа той команде, которая первая узнает произведение.
- "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Всё смешалось в доме Облонских". (слайд 6, "Анна Каренина ")
- "Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней… - весна была весною даже в городе". (слайд 7, "Воскресенье ")
- "Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собрались косить рожь". (слайд 8, "Хаджи-Мурат")
- "12 августа 18… ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в 7 часов утра – Карл Иванович разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой … " (слайд 9, "Детство ")
- "Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя расскажу " (слайд 10, "После бала")
- "Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, Её цели и отношения. Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно…" (слайд 11, "Юность ")
- Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами…. (слайд 12, "Севастополь в декабре месяце ")
(Слайды с иллюстрациями к произведениям Толстого – "Анна Каренина ", "Воскресенье ", "Хаджи-Мурат ", "Детство ", "После бала ", "Юность ", "Севастополь в декабре месяце " или обложки к произведениям - слайд 13)
Звучит текст на французском языке. (Эпизод "В салоне А.П. Шерер")
Ведущий сообщает: "А так начинается культовое произведение Л.Н.Толстого "Война и мир "
Третья номинация конкурса
«Самый внимательный читатель»-
викторина по роману
(слайд 14)
Викторина по роману состоит из 15 вопросов.
Вопрос адресуется каждой команде по порядку. Если команда не знает правильного ответа, право ответа переходит к другой команде по цепочке.
Время на размышление 2 секунды.
Вопросы викторины:
1. В какой стране была расположена крепость Браунау? /Австрия/
2. Кого в романе "Война и мир" называли беспокойным дураком? /Анатоля/
3. Кто из героев романа "Война и мир" "...был самым полезным человеком в партизанском отряде Денисова"? /Тихон Щербатый/
4. Как называлось имение, где жила княжна Марья с отцом? /Лысые горы/
5. В каком году начинаются события, изображенные в романе "Война и мир"? /1805/
6. Какое слово повторяется в описании Платона Каратаева? /круглый/
7. С чего начинается роман "Война и мир "? /С описания вечера у А.П. Шерер/
8. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве? /Идея единения и братства людей/
9. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу? /Любовь к Наташе/
10. Чьими глазами мы увидели Бородинское сражение? /Глазами Пьера Безухова/
11. Какими орденами обменивались Наполеон и Александр I в Тильзисе? /Александр I получил Почётного легиона, Наполеон – Андрея 1-й степени
12. Что послужило предлогом к дуэли Долохова и Пьера? /Кантата Кутузова/
13. На каком музыкальном инструменте играла Наташа, который потом променяла... На какой? /Сначала на арфе, потом на гитаре/
14. Какой книгой завлекал Борис Жюли? / "Бедная Лиза "/
15. Назовите поговорки, которые Каратаев произносил каждое утро и вечер? / " Положи, господи, камушком, подними калачиком " и "Лёг – свернулся, встал - встряхнулся "
(Итоги жюри). Переместимся в эпоху Толстого. Видеохроника
http://www.people.su/youtube_video-dokumentalnyjj-film-o-tolstom
Пришло время традиционного конкурса капитанов
Четвёртая номинация - конкурс капитанов
"В мире мудрых мыслей"
(слайд 15)
На 16слайде высказывания о Толстом
Афоризмы Толстого учат гуманизму и нравственности, способствуют духовному обогащению.
Перед вами начало афоризма Толстого. Завершите фразу…
(На подготовку – 5 секунд)
Афоризмы Толстого:
1. Благо людей в жизни. А жизнь… (в работе)
2. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его… (ко лжи)
3. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы… (соединение того и другого)
4. В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов… (отдать её)
5. Власть над собой – самая высшая власть, порабощённость своими страстями – самое страшное… (рабство)
6. Говори о том только, что тебе ясно, иначе… (молчи)
7. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо… (не иметь своих)
8. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, … (чего не должно делать)
9. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное,…(как стремление к добру)
10. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, … (лучше совсем не делай)
11. Человек – это дробь, в числителе которого стоит то, чего он действительно стоит, а в знаменателе то,… (что он о себе думает)
Пятая номинация "Литературные пазлы "
(слайд 17)
(Каждая команда получает задание, на выполнение которой отводится 5 минут. По истечении времени результаты работы представить жюри, а жюри определяет, насколько точны были капитаны в предыдущем конкурсе.)
Звучит «Октябрь» "Времена года" http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/VremenaGoda_Pletnev.html
ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВО, связанное с романом "Война и мир". (Время - 5 минут).
Количество баллов определяется по количеству угаданных букв плюс 3 балла за составленное слово. Максимум -12 баллов.)
1. Князь, который отказался приехать на военный совет перед Аустерлицким сражением /взять первую букву/.
2. Имя сына Андрея Болконского /взять первую букву/.
3. Населенный пункт, неподалеку от которого проходил смотр войск /взять пятую букву/.
4. Сражение, которое считается кульминацией романа /взять третью букву/
5. Должность, которую занимал Андрей Болконский при Кутузове /взять первую букву/
6. Поручик, у которого Николай Ростов купил лошадь /взять вторую букву/.
7. Фамилия светской дамы, которая собирала у себя всю знать Петербурга /взять первую букву/
8. Фамилия Веры Ростовой в замужестве/взять четвертую букву/
9. Имя человека, который становится мужем Наташи Ростовой/взять третью букву/
ОТВЕТЫ
1. Багратион
2. Николай
3. Браунау
4. Бородинское
5. Адъютант
6. Телянин
7. Шерер
8. Берг
9. Пьер
Ответ: ШЕНГРАБЕН (слайд 18)
Шестая номинация "Дела семейные "
(слайд 19)
Мысль семейную Толстой "любил " в романе "Анна Каренина ". Мысль народную – в "Войне и мире ".
В номинации же «Дела семейные» предлагается составить семейные пары.
Результат работы представить жюри. (Время – 3 минуты).
(Задание на слайде 20)
(Ответы на слайде 21)
Седьмая номинация
"Серебряный ящик"
(слайд 22)
В ящике спрятаны предметы, по описанию которых надо угадать, о чём идёт речь. Угадать можно с трёх попыток. Если команда не знает правильного ответа, право ответа переходит к другой команде.
1.Сладкий продукт, нередко использующийся в кондитерском деле.
2.В свежем виде растет гроздьями.
3.Петя Ростов им угощал боевых товарищей в партизанском отряде Денисова. /ИЗЮМ/
1.Это предмет чаще носят женщины.
2.Николай Ростов использовал его по совету жены вместо успокоительного.
3.Николай Ростов носил его на пальце / ПЕРСТЕНЬ/
1.Это небольшой предмет продолговатой формы цвета травы, имеющий отношение к жизни Толстого.
2.У одного из братьев Толстого была легенда, связанная с этим зеленым предметом.
3.Недалеко от оврага, где будто бы этот предмет зарыт, находится могила Толстого. /ЗЕЛЕНАЯ ПАЛОЧКА/
1.Военные очень ценят этот предмет, хотя им нельзя сражаться.
2.Ланжерону было обидно, что не ему поручили придумать это.
3.Автору этот предмет казался гениальным, а сражение по нему было проиграно. /ПЛАН АУСТЕРЛИЦКОГО СРАЖЕНИЯ/
1.Этот предмет принадлежал участнику Шенграбенского сражения, одному из любимых героев писателя.
2.Даже во время сражения, как пишет Толстой, "он требовал себе беспрестанно у денщика " этот предмет.
3.Только людям, которые вредят своему здоровью посредством курения, нужен этот предмет. /ТРУБКА/
1.Этот предмет бывает обычно только у девочек, хотя иногда им увлекаются и мальчики.
2.С этим предметом в руках мы впервые встречаем Наташу Ростову.
3. Именно этот предмет предлагает Наташа поцеловать Борису Друбецкому. /КУКЛА/
1.Этот предмет дает своему сыну Николай Андреевич Болконский в1805 году.
2. Его передают счастливые Ростовы из рук в руки.
3.В нем Жюли Карагина сообщает княжне Марье последние новости.
ПИСЬМО/
1. Этот предмет даже в качестве игрушки – мечта каждого мальчишки.
2. Он был у Николая Ростова во время Шенграбенского сражения.
3. Он бросил этот предмет в подбегавших французов и побежал сквозь кусты /ПИСТОЛЕТ/
1.Этот предмет был очень важен для князя Василия Курагина. Но не только для него.
2. Он находился в мозаиковом портфеле.
3. Этот предмет сделал Пьера Безухова миллионером. /ЗАВЕЩАНИЕ/
1. Это маленький металлический предмет с отверстием .
2. На вечере у Анны Павловны он был в руках жены князя Андрея.
3. В 1812 году он был в руках Платона Каратаева. /ИГЛА/
Восьмая номинация "Коронация писателя "
(слайд 23)
В финале игры – творческое задание.
Звучит Шопен. Вальс №7
http://muzofon.com/search/Chopin%20Waltz%20C%20Sharp%20Minor%20Op%2064%20No%202
Придумать хвалебную фразу Толстому. (Время 4 минуты).
Представители каждой команды продемонстрируйте плод своего творчества.
Подведение итогов игры
Игра закончена, но не закончены встречи с великим человеком, ведь мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким.
Пока жюри подводит итоги, видео (на http://youtu.be/F-Q-e7wKgNM Песню в формате mp3 можно скачать на www.nekij.info.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворды по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"
Кроссворды для уроков литературы. Используются при изучении творчества Л.Н. Толстого в 10 классе....
Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.
Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал: в нём представлены все значительные произведения великого сказочника. Это мероприятие мас...
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Подробно рассказывается о жизни и творчестве писателя. Использованы фотографии и иллюстрации....
УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и сообщений, коментариев к фотографиям, характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр...
УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению...
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Презентация к уроку по теме: "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого"...
Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»
28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...