"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого
материал по литературе (10 класс) по теме

Крылова Надежда Евгеньевна

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 им. О.Г. Макарова»

Литературная игра,

посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого

(среди обучающихся 10-11 классов)

Разработка учителей

русского языка и литературы

МБОУ УГ №3 им. О.Г. Макарова

Крыловой Надежды Евгеньевны и

Пенкиной Светланы Анатольевны

г. Удомля


Цели игры: 

способствовать развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н.Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда.

Аппаратное обеспечение:

  • Компьютер
  • Электронная презентация, подготовленная в программе Power Point
  • Видеохроника
  • Музыкальное сопровождение: "Лунная соната",  Шопен. Вальс №7

Сценарий игры:

  • вступительное слово ведущего, представление команд и членов жюри
  • первая  номинация конкурса "Встреча с писателем"
  • вторая номинация конкурса "Мы с вами встречались"
  • третья номинация конкурса "Самый внимательный читатель" - викторина по роману.
  • четвёртая номинация - конкурс капитанов "В мире мудрых мыслей"
  • пятая номинация "Литературные пазлы "
  • шестая номинация "Дела семейные"
  • седьмая номинация "Серебряный ящик"
  • восьмая номинация "Коронация писателя"
  • подведение итогов игры

На фоне "Лунной сонаты" звучат слова ведущего (http://zaycev.net/pages/381/38179.shtml)

"Не зная Толстого, - писал М. Горький, - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".

Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни. (слайд  1)

Его произведения – романы, повести, рассказы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

Сегодня в нашей импровизированной литературной гостиной собрались на  игру "Нет человека более достойного имени гения…"

знатоки и почитатели творчества великого писателя. (слайд 2)

(Игру будет оценивать  строгое, но справедливое жюри;

представление членов жюри)

Первая  номинация конкурса  "Встреча с писателем"

(слайд 3)

(Жеребьевка)

В течение 30 секунд необходимо ответить на 8 вопросов,

если группа не знает правильного ответа, то говорит: "Дальше!"

(Вопросы для групп)

Первая группа
1. В каком университете учился Толстой? /в Казанском/
2. Толстые вели свою родословную от Петра Андреевича Толстого. Сподвижником какого царя он был?/Петра первого/
3. Когда Толстой написал роман "Война и мир"? /1863-1869/
4. Героиней какого произведения Толстого является Катюша Маслова? /"Воскресение"/
5. Писал ли Толстой драматургические произведения? /да/
6. В каком году Толстой покинул Ясную Поляну? /1910/

7. Во время Крымской войны Толстого представляли к награде, которую он так и не получил. Что это за награда? /Георгиевский крест/

8. Какой роман Л.Н.Толстой назвал словами-антонимами? /"Война и мир"/
Вторая группа
1. В каком журнале было опубликовано первое произведение Толстого? /"Современник"/
2. Был ли Толстой участником Отечественной войны 1812 года? /нет/
3. Были ли у Толстого братья? /да/
4. Кому принадлежат слова: "Люди как реки"? /Л. Толстому/

5. В какой войне принимал участие отец Льва Николаевича? /1812 года/

6. Какой русский император был участником Аустерлицкого сражения? /Александр 1/
7. «Казаки» писались долго,10 лет, менялись названия, герои, сюжеты. Первое название повторяло название лермонтовской поэмы. Какой? /"Беглец"/

8. Как шутливо прозвали маленького Лёву за слезливость? /Лёварёва/
Третья группа
1. Первоначальное название романа "Война и мир".../"Три поры"/1805 год.  "Всё хорошо, что хорошо кончается"
2. "В романе ... я любил мысль семейную"... Что это за роман? /"Анна Каренина"/
3. Фамилия Нехлюдов трижды встречается в произведениях Толстого. В каких?/ "Юность", "Утро помещика", "Воскресение"/
4. Жанр произведения "Война и мир"... /роман-эпопея/
5. Кто ввел термин "диалектика души" в науку о творчестве Толстого? /Н.Г. Чернышевский

6. Как звали жену Л.Н.Толстого? /Софья Андреевна /
7. Назовите город на юге Франции, где впервые прославился Наполеон. /Тулон/

8. Как назывался педагогический журнал, который издавал Толстой? /"Ясная поляна"/
Четвёртая группа
1. Имение, где родился Толстой... /Ясная Поляна/
2. Эпизод, который является кульминацией романа "Война и мир".../Бородинский бой/
3. Бывал ли Толстой за границей? /да/
4. Какое сражение называли сражением 3 императоров? /Аустерлицкое/
5. Верно ли, что Толстой был отлучен от церкви? /да/

6. О ком Толстой сказал: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"? /о Наполеоне/

7. Что сделал Толстой для осуществления своей мечты о новой системе воспитания человека?/ Организовал школу для крестьянских детей, издавал педагогический журнал "Ясная поляна", написал "Азбуку"/

8. Назовите имя отца Толстого /Николай/

Пятая группа (запасной вариант)
1. Как называлось первое опубликованное произведение Толстого? /"Детство"/

2. Был ли Толстой знаком с Тургеневым? /да/
3. "Война и мир" - роман, где Толстой любил мысль ... /народную/
4. В обороне какого города принимал участие Толстой? /Севастополь/
5. Какой полководец был во главе авангарда русских в Шенграбенском сражении? /Багратион/

6. Назовите режиссера, который поставил в России в середине 20 века фильм "Война и мир" /С. Бондарчук/
7. В названии какого произведения Толстого содержится оксюморон? /"Живой труп"/

8. Писал ли Толстой рассказы для детей? /да/

Пока жюри подводит итоги, перелистаем семейный альбом писателя. (слайд 4)

Вторая номинация конкурса "Мы с вами встречались"

(слайд 5)

Вам предстоит угадать произведение по его началу.

Задание адресовано всем, право ответа той команде, которая первая узнает произведение.

  1. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Всё смешалось в доме Облонских".  (слайд  6, "Анна Каренина ")
  2. "Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней… - весна была весною даже в городе". (слайд 7, "Воскресенье ") 
  3. "Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собрались косить рожь".  (слайд  8, "Хаджи-Мурат")
  4. "12 августа 18… ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в 7 часов утра – Карл Иванович разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой … " (слайд 9, "Детство ")
  5. "Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя расскажу " (слайд 10, "После бала")
  6. "Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, Её цели и отношения. Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно…" (слайд  11, "Юность ")
  7. Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет -  всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами…. (слайд 12, "Севастополь в декабре месяце ")

 (Слайды с иллюстрациями к произведениям Толстого – "Анна Каренина ", "Воскресенье ",  "Хаджи-Мурат ", "Детство ", "После бала ", "Юность ", "Севастополь в декабре месяце " или обложки к произведениям - слайд 13)

Звучит текст на французском языке. (Эпизод "В салоне А.П. Шерер")

Ведущий сообщает: "А так начинается культовое произведение Л.Н.Толстого "Война и мир "

Третья номинация конкурса 

«Самый внимательный читатель»- 

викторина по роману

(слайд  14)

Викторина по роману состоит из 15 вопросов.

Вопрос адресуется каждой команде по порядку. Если команда не знает правильного ответа, право ответа переходит к другой команде по цепочке.

Время на размышление 2 секунды.

Вопросы викторины:

1. В какой стране была расположена крепость Браунау? /Австрия/
2. Кого в романе "Война и мир" называли беспокойным дураком? /Анатоля/
3. Кто из героев романа "Война и мир" "...был самым полезным человеком в партизанском отряде Денисова"? /Тихон Щербатый/
4. Как называлось имение, где жила княжна Марья с отцом? /Лысые горы/
5. В каком году начинаются события, изображенные в романе "Война и мир"? /1805/
6. Какое слово повторяется в описании Платона Каратаева? /круглый/

7. С чего начинается роман "Война и мир "? /С описания вечера у А.П. Шерер/

8. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве? /Идея единения и братства людей/

9. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу? /Любовь к Наташе/

10. Чьими глазами мы увидели Бородинское сражение? /Глазами Пьера Безухова/

11. Какими орденами обменивались Наполеон и Александр I в Тильзисе? /Александр I получил Почётного легиона, Наполеон – Андрея 1-й степени

12. Что послужило предлогом к дуэли Долохова и Пьера? /Кантата Кутузова/

13. На каком музыкальном инструменте играла Наташа, который потом променяла... На какой? /Сначала на арфе, потом на гитаре/

14. Какой книгой завлекал Борис Жюли? / "Бедная Лиза "/

15. Назовите поговорки, которые Каратаев произносил каждое утро и вечер? / " Положи, господи, камушком, подними калачиком " и "Лёг – свернулся, встал - встряхнулся "

(Итоги жюри). Переместимся в эпоху Толстого. Видеохроника

http://www.people.su/youtube_video-dokumentalnyjj-film-o-tolstom

Пришло время традиционного  конкурса капитанов

Четвёртая номинация - конкурс капитанов

"В мире мудрых мыслей"

(слайд 15)

На 16слайде  высказывания о Толстом

Афоризмы Толстого учат гуманизму и нравственности, способствуют духовному обогащению.

Перед вами начало афоризма Толстого. Завершите фразу…

(На подготовку – 5 секунд)

Афоризмы Толстого:

1. Благо людей в жизни. А жизнь… (в работе)

2. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его… (ко лжи)

3. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы… (соединение того и другого)

4. В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов… (отдать её)

5. Власть над собой – самая высшая власть, порабощённость своими страстями – самое страшное… (рабство)

6. Говори о том только, что тебе ясно, иначе… (молчи)

7. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо… (не иметь своих)

8. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, … (чего не должно делать)

9. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное,…(как стремление к добру)

10. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, … (лучше совсем не делай)

11. Человек – это дробь, в числителе которого стоит то, чего он действительно стоит, а в знаменателе то,… (что он о себе думает)

Пятая номинация "Литературные пазлы "

(слайд 17)

(Каждая команда получает задание, на выполнение которой отводится 5 минут. По истечении времени результаты работы представить жюри, а жюри определяет, насколько точны были капитаны в предыдущем конкурсе.)

Звучит  «Октябрь»   "Времена года"  http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/VremenaGoda_Pletnev.html

ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВО, связанное с романом "Война и мир". (Время - 5 минут).

Количество баллов определяется по количеству угаданных букв плюс 3 балла за составленное слово.  Максимум  -12 баллов.)

1. Князь, который отказался приехать на военный совет перед Аустерлицким сражением /взять первую букву/.
2. Имя сына Андрея Болконского /взять
первую букву/.
3. Населенный пункт, неподалеку от которого проходил смотр войск /взять
пятую букву/.
4. Сражение, которое считается кульминацией романа /взять
третью букву/
5. Должность, которую занимал Андрей Болконский при Кутузове /взять
первую букву/
6. Поручик, у которого Николай Ростов купил лошадь /взять
вторую букву/.
7. Фамилия светской дамы, которая собирала у себя всю знать Петербурга /взять
первую букву/

8. Фамилия Веры Ростовой в замужестве/взять четвертую букву/
9. Имя человека, который становится мужем Наташи Ростовой/взять
третью букву/

ОТВЕТЫ
1.
Багратион
2.
Николай
3. Брау
нау
4. Бо
родинское
5.
Адъютант
6. Т
елянин
7.
Шерер
8. Бер
г 
9. Пь
ер

Ответ: ШЕНГРАБЕН (слайд 18)

Шестая номинация "Дела семейные "

(слайд 19)

Мысль семейную Толстой "любил " в романе "Анна Каренина ". Мысль народную – в "Войне и мире ".

В номинации же  «Дела семейные» предлагается составить семейные пары.

Результат работы представить жюри. (Время – 3 минуты).
(Задание на слайде 20)

(Ответы на слайде 21)


Седьмая номинация 

"Серебряный ящик"

(слайд  22)

В ящике спрятаны предметы, по описанию которых надо угадать, о чём идёт речь. Угадать можно с трёх попыток.  Если команда не знает правильного ответа, право ответа переходит к другой команде.

1.Сладкий продукт, нередко использующийся в кондитерском деле.
2.В свежем виде растет гроздьями.
3.Петя Ростов им угощал боевых товарищей в партизанском отряде Денисова.  /ИЗЮМ/

1.Это предмет чаще носят женщины.
2.Николай Ростов использовал его по совету жены вместо успокоительного.
3.Николай Ростов носил его на пальце   / ПЕРСТЕНЬ/

1.Это небольшой предмет продолговатой формы цвета травы, имеющий отношение к жизни Толстого.
2.У одного из братьев Толстого была легенда, связанная с этим зеленым предметом.
3.Недалеко от оврага, где будто бы этот предмет зарыт, находится могила Толстого.   /ЗЕЛЕНАЯ ПАЛОЧКА/

1.Военные очень ценят этот предмет, хотя им нельзя сражаться.
2.Ланжерону было обидно, что не ему поручили придумать это.
3.Автору этот предмет казался гениальным, а сражение по нему было проиграно.   /ПЛАН АУСТЕРЛИЦКОГО СРАЖЕНИЯ/

1.Этот предмет принадлежал участнику Шенграбенского сражения, одному из любимых героев писателя.
2.Даже во время сражения, как пишет Толстой, "он требовал себе беспрестанно у денщика " этот предмет.
3.Только людям, которые вредят своему здоровью посредством курения, нужен этот предмет.   /ТРУБКА/

1.Этот предмет бывает обычно только у девочек, хотя иногда им увлекаются и мальчики.
2.С этим предметом в руках мы впервые встречаем Наташу Ростову.
3. Именно этот предмет предлагает Наташа поцеловать Борису Друбецкому.   /КУКЛА/

1.Этот предмет дает своему сыну Николай Андреевич Болконский в1805 году.
2. Его передают счастливые Ростовы из рук в руки.
3.В нем Жюли Карагина сообщает княжне Марье последние новости.
ПИСЬМО/

1. Этот предмет даже в качестве игрушки – мечта каждого мальчишки.
2. Он был у Николая Ростова во время Шенграбенского сражения.
3. Он бросил этот предмет в подбегавших французов и побежал сквозь кусты   /ПИСТОЛЕТ/

1.Этот предмет был очень важен для князя Василия Курагина. Но не только для него.
2. Он находился в мозаиковом портфеле.
3. Этот предмет сделал Пьера Безухова миллионером.  /ЗАВЕЩАНИЕ/

1. Это маленький металлический предмет с отверстием .
2. На вечере у Анны Павловны он был в руках жены князя Андрея.
3. В 1812 году он был в руках Платона Каратаева.   /ИГЛА/

Восьмая номинация  "Коронация писателя "

(слайд  23)

В финале игры – творческое задание.

Звучит  Шопен. Вальс №7

http://muzofon.com/search/Chopin%20Waltz%20C%20Sharp%20Minor%20Op%2064%20No%202

Придумать хвалебную фразу Толстому. (Время 4 минуты).

Представители каждой команды продемонстрируйте плод своего творчества.

Подведение итогов игры

Игра закончена, но не закончены встречи с великим человеком, ведь мир Толстого -  это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким.

Пока жюри подводит итоги, видео  (на http://youtu.be/F-Q-e7wKgNM Песню в формате mp3 можно скачать на www.nekij.info.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"

Кроссворды для уроков литературы. Используются при изучении творчества Л.Н. Толстого в 10 классе....

Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.

Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал:   в нём представлены  все значительные произведения великого сказочника.  Это мероприятие мас...

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Подробно рассказывается о жизни и творчестве писателя. Использованы фотографии и иллюстрации....

УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и  сообщений, коментариев к фотографиям,  характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр...

УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению...

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Презентация к уроку по теме: "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого"...

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...