Викторина по литературе "Своя игра"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Челнокова Наталия Алексеевна

Игра проводится для учащихся 11-го класса. “Своя игра” состоит из 3 раундов и финала. В каждом раунде участники выбирают область и сложность вопроса для проверки своих знаний. Сложность вопроса зависит от количества баллов. За каждый правильный ответ прибавляются баллы, за неправильный – вычитаются. После того, как зачитан выбранный вопрос, учитывается скорость мыслительной деятельности. Следующую область и вопрос выбирает тот, кто ответил правильно на предыдущий вопрос. В каждом раунде – 3 области, каждая из которых состоит из 5 вопросов по мере нарастания сложности вопроса: 1 задание – 10 баллов, 2 задание – 20 баллов, 3 задание – 30 баллов, 4 задание – 40 баллов, 5 задание – 50 баллов. Кто выберет вопрос “Кот в мешке”, сам не отвечает на него, а назначает любого участника игры, чтобы ответить на этот вопрос. “Вопрос-аукцион” обозначает, что сами участники делают ставки на него, но не более количества своих набранных баллов. Отвечает на него тот, у кого больше баллов.

В финале участвуют те, у кого положительное количество баллов. Участники финала по очереди отсеивают ту тему или область, на которую они не желают отвечать до тех пор, пока не останется одна тема. Все финалисты делают ставки, и все отвечают на этот вопрос одновременно письменно. Победителем становится тот, кто набрал большее количество баллов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина "Своя игра" по литературе

Челнокова Наталия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Ульянковская ООШ»

Разделы: Преподавание литературы, Внеклассная работа 

Цели: 

  • закрепить пройденный материал по литературе; выявить, как выпускники умеют оценивать действия героев, аргументировать свои мысли;
  • упрочить представления школьников о творчестве поэтов и писателей, изучаемых подробно в старших классах;
  • расширить кругозор учащихся, дать возможность познать новое, интересное.

Условия игры:

Игра проводится для учащихся 11-го класса. “Своя игра” состоит из 3 раундов и финала. В каждом раунде участники выбирают область и сложность вопроса для проверки своих знаний. Сложность вопроса зависит от количества баллов. За каждый правильный ответ прибавляются баллы, за неправильный – вычитаются. После того, как зачитан выбранный вопрос, учитывается скорость мыслительной деятельности. Следующую область и вопрос выбирает тот, кто ответил правильно на предыдущий вопрос. В каждом раунде – 3 области, каждая из которых состоит из 5 вопросов по мере нарастания сложности вопроса: 1 задание – 10 баллов, 2 задание – 20 баллов, 3 задание – 30 баллов, 4 задание – 40 баллов, 5 задание – 50 баллов. Кто выберет вопрос “Кот в мешке”, сам не отвечает на него, а назначает любого участника игры, чтобы ответить на этот вопрос. “Вопрос-аукцион” обозначает, что сами участники делают ставки на него, но не более количества своих набранных баллов. Отвечает на него тот, у кого больше баллов.

В финале участвуют те, у кого положительное количество баллов. Участники финала по очереди отсеивают ту тему или область, на которую они не желают отвечать до тех пор, пока не останется одна тема. Все финалисты делают ставки, и все отвечают на этот вопрос одновременно письменно. Победителем становится тот, кто набрал большее количество баллов.

Приложение 1, Приложение 2

1 раунд – Литература XVIII века
Творчество А.С. Пушкина

10) Определите, кому из героев романа в стихах “Евгений Онегин” соответствует следующая характеристика: “молодой повеса”; “он умён и очень мил”; “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”; “мог он лицемерить”; “как женщин, он оставил книги”; “ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил”; “русская хандра им овладела понемногу”. (Евгений Онегин)

20) “Кот в мешке”: о ком идёт речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”: “певец таинственный и милый”? (В. Ленский.)

30) Укажите временные границы действия, происходящего в романе в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. (1812–1824 гг.)

40) Что такое “онегинская строфа”? (Строфа из 14 стихов 4-стопного ямба: 3 четверостиший и завершающих двух строк с определённой рифменной схемой.)

50) “Я классицизму отдал честь:/Хоть поздно, а вступленье есть”, – замечает автор в пародийном вступлении к роману, помещённом в конце 7 главы. Какие черты классицистской поэтики становятся в романе объектом пародии? (Классицистская жёсткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность пафоса противоречат пушкинской “свободной” композиции и установке на эффект болтовни.)

Творчество М.Ю. Лермонтова

10) Годы жизни М.Ю.Лермонтова. (1814–1841 гг.)

20) Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова: “Мцыри”, “Демон”, “Что толку жить?”. (Романтический.)

30) “Вопрос-аукцион”: к какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман “Герой нашего времени”? (Критический реализм.)

40) В чём трагедия Печорина? (В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом.)

50) Психологичность пейзажа романа “Герой нашего времени” предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж: “…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенные грозою и временем, ожидали своей добычи”. (Дуэль Печорина и Грушницкого.)

Творчество А.С. Грибоедова

10) А.С.Грибоедов писал: “В моей комедии “Горе от ума” 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим”. Кого имел в виду писатель? (Чацкого.)

20) К какому идейно-эстетическому направлению можно отнести комедию А.С.Грибоедова “Горе от ума”? (Критический реализм.)

30) Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “А судьи кто?” (Чацкому.)

40) Какие приёмы создания комического эффекта использует А.С.Грибоедов в комедии “Горе от ума”? (Использование говорящих имён и фамилий, введение пародийных героев-двойников, разговоры “глухих”.)

50) Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? (Минерва – богиня мудрости, Нестор – учитель и наставник героев, Амур – бог любви, Зефир – образ ветра.)

2 раунд – Литература XIX века
Творчество И.С. Тургенева

10) Имение семьи Тургеневых. (Спасское-Лутовиново.)

20) За какое произведение был арестован И.С.Тургенев? (“Записки охотника”.)

30) Кому адресовано посвящение романа “Отцы и дети”? (В.Г.Белинскому.)

40) “Кот в мешке”: что является основой конфликта романа “Отцы и дети”? (Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.)

50) Кому из героев романа “Отцы и дети” соответствует следующая характеристика: противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет? (Павел Петрович.)

Творчество А.Н. Островского

10) Кого из героев пьесы “Гроза” Н.А.Добролюбов назвал “лучом света в тёмном царстве”? (Катерину.)

20) Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Кому из действующих лиц пьесы принадлежат слова: “Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный”? (Феклуше.)

30) Кто автор статьи “Тёмное царство”? (Н.А.Добролюбов.)

40) Финал пьесы “Гроза” трагичен. Проявлением чего, по мнению Н.А.Добролюбова, является самоубийство Катерины? (Духовной силы и смелости.)

50) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды. Какой именно? (Купеческой.)

Творчество Ф.М. Достоевского

10) Ради чего герой романа “Преступление и наказание” совершает убийство старухи-процентщицы? (Ради оправдания своей теории.)

20) С какого момента начинается преступление Раскольникова? (До убийства.)

30) С какого момента начинается наказание Раскольникова? (После признания Соне.)

40) “Вопрос-аукцион”: что несёт миру теория, созданная Раскольниковым? (Индивидуализм и преступную философию вседозволенности.)

50) Какую часть в романе занимает подготовка “преступления” Раскольникова, а какую – наказание его? (Преступление – 1 часть, наказание – 5 частей.)

3 раунд – Литература XX века
Творчество М.И. Цветаевой

10) Лирический герой М.И.Цветаевой тождествен личности поэта? (Да.)

20) Что послужило импульсом к созданию сборника “Лебединый стан”? (Любовь к мужу Сергею Эфрону.)

30) В связи с чем Марина Цветаева оказалась в эмиграции? (В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.)

40) Отстаивание чего считала М.Цветаева высшим предназначением поэта? (Отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.)

50) “Кот в мешке”: кому из поэтов посвящены следующие строки:

“В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
..! – и сердце своё в придачу”?
(А.А. Ахматовой.)

Творчество А.М. Горького

10) Кому А.М.Горький бросает своим произведением “На дне” главное обвинение? (Обитателям ночлежки, социальному устройству общества.)

20) В чём проявляется драматический конфликт в пьесе А.М.Горького “На дне”? (В столкновении правды и лжи.)

30) Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений М.Горького не соответствует этому положению? (“На дне”.)

40) Что является главным предметом изображения в пьесе М.Горького “На дне”? (Сознание и психология обитателей “дна” во всей их противоречивости.)

50) “Маленькая драма” в пьесе “На дне” становится большой комедией. В чём её суть? (В развенчании мифа о возможности социального равенства.)

Творчество С.А.Есенина

10) Какому литературному течению был близок С.А.Есенин? (Имажинизму.)

20) Наиболее важную роль в художественном мире С.Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим всё его восприятие мира? (Образ пути, дороги.)

30) “Вопрос-аукцион”: определите художественное средство выразительности, используемое поэтом для создания образа в следующей строке: “Как серёжки, зазвенит девичий смех”. (Метафорическое сравнение.)

40) Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, её щенят в стихотворении “Песнь о собаке”? (Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.)

50) Определите размер стихосложения приведённого отрывка: “Нищету твою видеть больно и берёзам, и тополям” (Анапест.)

Финал

1. Теория литературы.
Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие.
(Ода.)

2. Поэзия серебряного века.
К какому литературному направлению относились следующие писатели и поэты: Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский?
(Футуризм.)

3. Стихотворные размеры стихосложения.
Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
(Дактиль.)

4. Лауреаты Нобелевской премии.
Назовите русских писателей, которые стали лауреатами Нобелевской премии.
(И.Бунин, Б.Пастернак.)

5. Литературные критики.
Кому из критиков революционно-демократического направления посвящены эти строки: “Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать”?
(Н.А.Добролюбову.)

Литература

  1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 2002.
  2. Лермонтов М.Ю. Стихи. – М., 2002.
  3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М., 2002.
  4. Грибоедов А.С. Горе от ума. – М., 2002.
  5. Островский А.Н. Пьесы. – М., 2002.
  6. Цветаева М.И. Стихи. – М., 2002.
  7. Есенин С.А. Стихи. – М., 2002.
  8. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/Автор-составитель И.М.Михайлова. – М.:Дрофа, 1997.



Предварительный просмотр:

                                                                                     Раунд 1 «Литература XVIII века»:

А.С. Пушкин

10

20 «Кот в мешке»

30

40

50

М.Ю. Лермонтов

10

20

30 «Вопрос-аукцион»

40

50

А.С.Грибоедов

10

20

30

40

50

Раунд 2 «Литература XIX века»

И.С. Тургенев

10

20

30

40 «Кот в мешке»

50

А.Н. Островский

10

20

30

40

50

Ф.М.Достоевский

10

20

30

40 Вопрос-аукцион

50

Раунд 3 «Литература XX века»

М.И.Цветаева

10

20

30

40

50 «Кот в мешке»

А.М.Горький

10

20

30

40

50

С.А.Есенин

10

20

30 «Вопрос-аукцион»

40

50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: "Зимние Олимпийские игры"

Вопросы и ответы викториныспортивной состязание олимпийские паралимпийские игрыИз истории Игр Древней ГрецииНазовите место, где проводились Олимпийские игры в древности? (Древняя Греция, Олимпия...

Сценарий логопедической викторины "Вместе учимся, играем".

Материал предназначен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида....

Викторина по географии -игра " Последний герой"

Страна " Сообразилия", После каждого конкурса победитель будет получать тотем ( покровитель) и будет проводиться голосование, после которого один участник выбывает из игры. Кто заработал тотем, против...

Викторина к математической игре

Вопросы по математике разного типа...

Игра-викторина "Зимние олимпийские игры. Сочи-2014"

Цель:- формирование всесторонне развитой личности.Задачи:- познакомить учащихся с интересным материалом по Зимним Олимпийским играм.- организовать соревнование команд, способствующее сплочению детског...

Викторина на тему: «Играй честно»

проверить  на знание антидопинговых правил....

Викторина, посвящённая Олимпийским играм в Сочи

Викторина, посвящённая Олимпийским играм в Сочи...