Анализ литературного произведения
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит. М. Цветаева
Федеральный компонент государственного стандарта (2004 год) «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы» (основная школа), «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний» (старшая школа, базовый уровень).
«Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя».
Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?». «Что?» - это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте. «Как?» - это художественная система произведения.
Истины - в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ; - то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами всеми происходит каждый день; - любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация; - непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено.
Виды анализа Историко-литературный Проблемный Сравнительный Целостный В школьной практике «Вслед за автором» «По образам» Смешанный
Историко-литературный анализ Предполагает соотношение художественной реальности, изображённой в произведении, и действительной реальности. Целью этого анализа является уяснение отношения писателя к проблемам его времени и выражение их в художественных образах, их системе, в сюжетных коллизиях, во всём , что выводит читателя на идейное содержание произведения. Статьи В.Г.Белинского
Проблемный анализ предполагает возникновение вопросов при чтении, которые сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция- вопрос, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций. Такой анализ призван уяснить те или иные стороны содержания и формы литературного произведения, понимание мастерства писателя, своеобразие его художественной манеры.
Сравнительный анализ один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.
Виды сравнительного анализа сопоставление разных текстов одного автора, аналогичных по тематике текстов разных художников слова, обращение к черновым редакциям того или иного произведения.
Целостный анализ Чаще всего под ним понимается многостороннее последовательное рассмотрение аспектов литературного произведения: его языка (лексики ,синтаксиса ,ИВСЯ), особенностей построения сюжета и композиции произведения в целом, его тематики и идейного содержания.
«Вслед за автором» В основе данного анализа - сюжет произведения. Достоинства: естественный порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, опасность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) - реализует потребность школьников к активному сопереживанию, в старших классах, когда низкий интеллектуальный фон и произведение требует целостного анализа.
«По образам» предлагает деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Название черт и иллюстрирование их цитатами. Чтобы он был эффективным, надо: разрушить замкнутость анализа характеров, связать героя со всей сюжетной линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеобразную структуру анализа каждого характера.
Этапы анализа литературного произведения Анализ литературного произведения в исторически культурном контексте, в контексте творчества писателя. Тема (исторически конкретная , «вечная», главная и побочная) Идея Проблема (проблематика)
Композиция это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Типы композиций линейная (Тургенев "Отцы и дети") параллельная (Толстой "Война и мир") кольцевая (Гоголь "Мёртвые души") рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека") тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи. монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.
Сюжет система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении. это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка, пролог, эпилог, экспозиция, апофеоз
Анализ художественного произведения в аспекте рода и жанра. Эпос(роман,повесть,рассаз,новелла…) Лирика (элегия,ода,поэма,стансы…) Драма(комедия,трагедия,драма…)
Специфика художественного образа. Способы создания образа ( биография, портрет, поступки, мировоззрение,речевая характеристика, авторская характеристика и характеристика персонажами, самооценка Виды образов (образы животных, людей, фантастические персонажи, пейзаж, интерьер, лирический герой , образы-символы и аллегории) Виды образов по содержанию (героический, трагический, комический , гротескный) Виды образов по композиции (динамичные, статичные)
Художественные детали Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение, портрет – впечатление, психологический портрет. Пейзаж. Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж. Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи.
Художественная речь Тропы и их разновидности Лексика Синтаксис Поэтическая фонетика
Рефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ литературного произведение через театральное искусство
Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....
Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"
Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"
В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем)....
Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"
Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...
Теория и практика анализа литературного произведения
О роли пейзажа в раскрытии фабулы произведения...