урок внеклассного чтения 9 класс
план-конспект урока (литература, 9 класс) на тему

Козаева Галина Феликсовна

урок внелассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_9_klasse.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок внеклассного чтения в 9 классе

Тема: Человек и природа. (По повествованию в рассказах Виктора Астафьева «Царь-рыба»).

Цель урока: углубить знания обучающихся о личности и творчестве

                      В.П. Астафьева, помочь воссоздать общие впечатления о    

                       произведении в целом, настроить обучающихся на откровенный,

                       вдумчивый разговор о нём; привести обучающихся к выводу о

                       том, что человек-это часть природы, человек и природа-единое    

                       целое, воспитывая в них добрые чувства, любовь к природе;

                        развивать речь обучающихся, воспитывать художественный      

                        вкус.

Эпиграфы к уроку:

        Не то, что мните вы, природа:

                                               Не слепок, не бездушный лик-

                                               В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                               В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                                                                                           Ф.И. Тютчев

                          Природа-друг.

                          И Всевышнего глаз

                          Видит каждый наш шаг

                          На тернистой дороге.

                          Наступает момент,

                          Когда каждый из нас

                         У последней черты вспоминает о Боге.

                                                                                           И.Тальков

                                                     Ход урока.

1.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения «Человек и природа».(По повествованию в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба»). Вы должны были самостоятельно прочитать это произведение. И сейчас перед вами стоит задача восоздать общие впечатления о произведении в целом, настроиться на откровенный и вдумчивый разговор о нём и постепенно прийти к выводу о том, что человек-это часть природы, человек и природа-единое целое. И вы поймёте, что прав был певец русской природы Ф.И. Тютчев, сказав слова, ставшие эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку (зачитывается эпиграф).  Отныне, я думаю, они запомнятся вам навсегда.

                      Вдумчивый читатель прежде чем возьмётся читать любое произведение, старается хоть что-то узнать об авторе этого произведения.

-Что вы интересного нашли, узнали о жизни и творчестве В.П. Астафьева?

2. Знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева.

3.Воссоздание уч-ся общих читательских впечатлений о произведении в целом.

Учитель:        Большой публицистической заряжённостью отличается «Царь-рыба» В.П. Астафьева. Книга эта оказалась своего рода возмутителем литературного спокойствия: вокруг неё завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью «специалисты по охране природы. «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа».

-Что же вас взволновало, когда вы читали эту книгу? (Ответы обучающихся).

4.Анализ рассказа «Уха на Боганиде».

Рассказ «Уха на Боганиде»-начало истории главного героя произведения, Акима. Эту главу сам Астафьев определяет как центральную в книге.

-О чём же она? Почему эта глава, по мнению автора, центральная?

5. Словарная работа.

-Вы можете дать толкование слов «добро», «доброта», «человечность», «чуткость»?

Учитель:        «Уха на Боганиде»-глава центральная в произведении потому, что в ней начинается история главного героя, потому что она, как вы отметили, о доброте, об отзывчивости, о стремлении делать добро другим, о благе, что честно и полезно, что требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. И ещё глава важна для понимания произведения, потому что она о том, что человек в суровых условиях жизни (рыбаки, мать, Аким, Киряга-деревяга, Касьянка) сохраняет тонкость чувств (чуткость), остаётся человечным, милосердным.

-Какие моменты в этой главе вам особенно запомнились?

-В чём особенность астафьевского видения мира?

Учитель:        Среди явлений окружающего мира автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры.

-В чём же смысл столь настойчивого обращения писателя к образу цветка?

6.Анализ рассказа «Сон о белых горах».

Учитель:        Следующий рассказ Астафьева «Сон о белых горах». Я  давала некоторым из вас  индивидуальное задание по этой главе: подготовить сообщение «Что я думаю об этом герое Астафьева» (об Акиме и Гоге Герцеве).

  Сообщения обучающихся.

-Как вы относитесь к каждому из этих героев?

-Как вы понимаете значение слова «цинизм»?

-Почему Элечка вначале полюбила Гогу, а Акима, столько сделавшего для неё, она не смогла полюбить?

7. Размышления о повести «Царь-рыба».

          Ещё один тип людей, широко представленный в книге Астафьева –это браконьеры.

-Что же сказал о них писатель?

-Почему так много внимания уделил им автор?

Учитель:        Запомните, пожалуйста, навсегда слова знакомого уже вам певца, композитора, поэта Игоря Талькова (эпиграф).

        Откровенно неприязненное отношение автора вызывают разные люди. С одной стороны, это образованный человек Гога Герцев, никогда не нарушающий законов, не уничтожающий рвачески природу, с другой-откровенные хищники, рвачи, люди невежественные.

-Что определяет особую неприязнь к ним писателя?

8. Размышления над образом автора-повествователя.

-Как автор определяет своё назначение? (Ответы обучающихся)

Учитель:        Автор чувствует себя листом, прикреплённым стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает прошлое и будущее и выходит куда-то к звёздам в мироздание, частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество, «красоту земной природы».

9. Подведение итогов.

Учитель:        Итак, подводя итоги урока, я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: как решает В.Астафьев проблему «Человек и природа»?

-В чём смысл конца книги?

-Как ответить на вопрос писателя: «Отчего мучаюсь? Почему?» (Ответы обучающихся).

Учитель:        Ответ на эти вопросы диктует нам позиция автора: «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети-счастье, дети-радость, дети-свет в окошке. Но дети-это ещё и мука наша. Дети – это наш суд миру, наше зеркало, в

котором совесть, ум, честность, опрятность нашу-всё наголо видать».

        Открыто неприязненно, беспощадно его отношение к рвачеству, жестокости, бездуховности.

        Мир для него-это мир людей и природы, которых он рассматривает только в единстве, неразрывном, противоречивом, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика вера Астафьева в торжество добра. Необходимо только, чтобы каждый познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы общество совершенствовалось, чтобы каждый из нас познавал себя как человека.

10. Домашнее  задание: Прочитать роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Читается роман тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Сам Астафьев говорил о том, что он устал от напряжения духовных сил, которых потребовала работа над романом. И читателю нет пощады!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...