Работа с одаренными детьми
статья по литературе на тему
Личный опыт работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_i_kultina_n.p.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двадцать девять лет назад я, еще молодой учитель, ввела в свою практику уроки «Проба пера». Сколько удивительных работ создали мои ученики, сколько замечательных стихотворений было написано ими.
Не каждый станет Рафаэлем, но каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность развиваться. Для меня одной из главных задач стало выявление творческих способностей у каждого школьника. Решение этой задачи помогает высвободить лучшие, созидательные силы ученика, обеспечить духовный рост личности.
Всегда стремлюсь воспитать в ученике художника по мироощущению, увлечь радостью творчества.
Я взялась за разработку программы «Развитие поэтических способностей учащихся» (программа литературной студии «Вдохновение»). Немного об этой программе. В основу её положена «концепция литературного образования на основе творческой деятельности учащихся». В соответствии с этим целью дополнительного образования становится развитие творческих способностей литературно одаренных детей. Предлагаю ознакомиться с его фрагментами.
1 Лирическое Я и его воплощение в художественном тексте.
2 Творческий практикум «Как я пишу стихи (из личного опыта студийца)».
3 Поэтическое самоопределение.
4 Творческий практикум Анализ собственного стихотворения.
5 Лирика. Оригинальность и самобытность.
6 Творческий практикум «Дискуссия по одному из стихотворений».
11 Ритм и интонация в стихе.
12 Творческий практикум «Сочиняем стихи вместе».
23 Метафоричность и образность языка.
24 Творческий практикум Выразительное чтение стихотворения.
31 Картины природы и их художественные функции.
32 Творческий практикум «Создание мини-стиха по картинке».
51 Автор лирического произведения и лирический герой.
52 Творческий практикум «Презентация стихотворения».
59 Сценарий литературного концерта.
60 Литературный концерт «Сам пишу и сам читаю».
62 Подготовка презентации « Творчество ребят литературной студии «Вдохновение».
Каждое занятие должно быть познавательно-развивающим. Обязательно теория, ненавязчивая, непринуждающая. Теория на ярких, близких детям образцах. Здорово сегодня помогают ИКТ. Объясняешь не на пальцах, как раньше.
Групповые практические занятия детям нравятся. Здесь они не только обучающиеся, но и уже коллеги «по цеху». Читают свои произведения, высказывают собственное мнение, дают советы.
Направления работы с одарёнными детьми
- «рождение поэта». Многие учащиеся школы (Ревякин Б., Кузьмин Р., Осинина Е., Макарова А., Калашников В., Культин Д.и др.) создают стихи. У некоторых из них есть публикации в газетах и сборниках. Задача учителя – помочь отредактировать стихотворение, сделать его благозвучным.
В 2009 – 2010 учебном году Ревякин Богдан стал лауреатом областного литературного конкурса «Молодые – молодым», его стихи вошли в литературный журнал Молодёжная волна» молодёжного отделения Самарской областной писательской организации.
- участие одарённых детей в областных, городских, школьных конкурсах.
Задача учителя – дать грамотную консультацию учащимся при написании работы, помочь отредактировать и оформить работу.
В 2009 – 2012 годах учащиеся приняли участие в следующих городских, окружных и областных конкурсах:
•Городской конкурс детского литературного творчества и самодеятельной авторской песни «Волшебное перо»
- Ревякин Богдан (1 место 2009год)
- Гадалин Денис (2 место 2011 год)
- Гадалин Денис (1 место 2012 год)
- Культин Данила ( 1 место 2012 год)
- Кузьмин Роман (3 место 2012 год)
- Шуваткин Максим (3 место 2012 год)
•Городской этап областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Символы великой России» в номинации им. А.Н.Толстого (литературное творчество)
- Гадалин Денис (2 место 2011 год)
- Гадалин Денис (1 место 2012 год)
- Культин Данила ( 2 место 2012 год)
- Областной фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Символы великой России» в номинации им. А.Н.Толстого (литературное творчество)
- Гадалин Денис (лауреат 3 степени 2011год)
- Гадалин Денис (дипломант 2012год)
- Культин Данила (лауреат 2 степени 2012 год)
- Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
- Ревякин Богдан (3 место 2009год)
- Окружной этап Кирилло-Мефодиевских чтений
1.Гадалин Денис, Шуваткин Максим (2 место 2012 год)
- Окружной конкурс творческих работ воспитанников и учащихся образовательных учреждений «Русь моя родная» (номинация «Сочинения»)
1. 1. Гадалин Денис (лауреат 1 степени 2012год)
- «Гениями не рождаются». Это работа по подготовке учащихся к олимпиаде.
- Результаты участия детей школы в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников:
1.Иванова Анна (2 место 2010 год русский язык)
2. Уютова Виктория (2 место 2011 год русский язык )
3. Гадалин Денис (2 место 2011 год русский язык )
- Всероссийский «Молодёжный филологический чемпионат»
- Уютова Виктория (диплом регионального победителя 3 степени 2009 год)
- Макарова Анна (диплом регионального победителя 3 степени 2009 год)
- Григоршева Ольга (диплом регионального победителя 3 степени 2009 год)
- 3. Культин Данила (диплом регионального победителя 2 степени 2012год)
- Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» (в номинации «Лингвистическая археология» Гадалин Денис 3 место 2010 год)
- Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» (в номинации «Тайны русского языка» Гадалин Денис лауреат 2010 год)
- Всероссийский заочный конкурс «Восхождение к образу» (в номинации «И божество и вдохновенье» Культин Данила лауреат 2012 год)
- Окружной конкурс «Скажем терроризму – нет!» (в номинациии «Авторское стихотворение» Хорев Игорь 1 место 2012 год)
Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образование сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
Обратимся к урочной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности.
Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных и творческих способностей. (примеры проектов, демонстрация материалов)
Технологическая карта проекта:
Подготовительный этап
этап мотивации и целеполагания ( определение темы, выявление проблем, уточнение целей конечных результатов, формирование групп)
этап планирования (выдвижение проблем, определение источников информации, распределение функций при работе в группе)
этап принятия решения.
Основной этап – этап выполнения проекта.
Заключительный этап - защита.
Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
Одной из основных целей филологического образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности».
Метод проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования по русскому языку и литературе.
Мы выделяем следующие основные направления проектной деятельности:
- образовательные проекты, включенные в программу курса русского языка и литературы;
- творческие проекты
- исследовательские проекты, разрабатываемые в НОУ.
Образовательные проекты
Проекты, включенные в традиционный учебный курс русского языка и литературы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний (наглядный) результат, но и реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
Образовательные проекты по русскому языку и литературе помогают решать следующие педагогические задачи:
- органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении творческой задачи;
- использовать групповые формы обучения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии;
- предоставлять учащимся возможность самим выбирать способы реализации целей;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся;
- способствовать возрастанию интереса в ходе работы над проектом с целью интеллектуального и духовного становления личности учащихся, обогащения их внутреннего мира.
Исследовательский проект - это огромный интеллектуальный труд, развивающий личностные качества ученика: самостоятельность, креативность, коммуникабельность, организованность. Опыт защиты НИР для учеников является стимулом дальнейшего роста и развития.
Ученики 10 класса 2012 году работали над темой «Война 1812 года в «Дневнике партизанских действий 1812 года» Дениса Давыдова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...