Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Лобанцева Юлия Александровна

Урок в виде литературной игры закрепляет и обобщает знания по прочитанной повести Пушкина А.С. "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoy_igry_.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

Цели : обобщить и закрепить знания по тексту .

 Задачи : научить  понимать  идейно- художественное богатство повести , учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте ; развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся ; привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению .

Предварительная подготовка : три  команды  по 7 – 8  человек , возможны названия команд, выбран капитан команды , определён состав жюри , оформлен кабинет.

Эпиграф : « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

Ход игры :

1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте ребята , уважаемые гости ! Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина , которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная , притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя , на которой присутствовал Пушкин.

Сегодня мы проверим , кто лучше всех разобрался в тексте , кто лучше запомнил, кто увидел то , что другие не заметили.

2.  Вопросы игры .

№1 . Разминка. Блицопрос.

- Давайте вспомним страницы романа и постараемся быстро и правильно ответить на вопросы ( вопросы задаются попеременно каждой команде ,  в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )

А) Как зовут главного героя? ( Пётр Андреевич )

Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? ( Савельич)

А) Для Петруши был нанят француз …( мосье Бопре)

Б) Кем был Бопре в своём отечестве ? ( парикмахер)

А) Батюшка вошёл на урок …( географии)

Б) В это время Гринёв …( прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

А) А Бопре…( спал на кровати сном невинности)

Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? ( капитану Зурину)

А) Имя офицера , разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? ( Швабрин )

Б) Кем провозгласил себя Пугачёв ? ( царём Петром 3 )

№ 2 . Угадай портрет .

-   Мы привыкли к тому , что слово портрет больше относится к изобразительному искусству или фотографии , но литература своего рода тоже искусство , искусство слова . Вот и попытаемся угадать словесный портрет героев романа ( зачитывается портрет попеременно каждой команде,  в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )

  1. Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока , росту среднего , худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. ( вожатый – Пугачёв)
  2. Дверь отворилась , и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен.

( Швабрин)

  1. Увидел я высокого барина , лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. ( ротмистр Зурин)
  2. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло- русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши , которые у ней так и горели. С первого взгляда она мне не очень понравилась.
  3. Ему казалось лет за семьдесят . У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту , тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. ( Башкирец)
  4. Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье , в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её , полное и румяное, выражало важность и спокойствие , а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. ( императрица)

№3. Фанты .

-  Все вы знаете детскую игру « Фанты» . Вот я тоже хочу с вами провести эту мини – игру. Я называю предмет , а вы должны ответить , кому принадлежит этот  предмет,  как связан этот предмет с событиями и героями повести ?

  1. Придворный календарь ( отцу Андрею Петровичу)
  2. Бильярдный кий ( Зурину)
  3. Заячий тулуп ( Петру ,а  потом Пугачёву )
  4. Китайчатый халат ( капитану Ивану Кузьмичу Миронову )
  5. Тетрадка со стихами ( Петру )
  6. Белая собачка английской породы ( императрице)

№4. Сон в руку или ассоциация ( задание командам на время ).

- Наверное, многие из вас иногда пытались разгадать значение сна или понять смысл сказки или притчи . Сейчас мы проверим , как вы умеете это делать .Команды по жребию выбирают задание. Через 2-3 минуты один участник команды отвечает на вопрос , оценивается правильность и подробность ответа .

  1. Вспомните сон Петруши . Почему этот сон считается пророческим ? Докажите.
  2. Вспомните калмыцкую сказку , рассказанную Пугачёвым . Как вы понимаете её иносказательный смысл ?

№5 .Конкурс капитанов . Интервью.

- Капитанам предлагается выбрать по жребию одного из героев.( Пётр Гринёв , Маша Миронова , комендант крепости Иван Кузьмич , Швабрин , Пугачёв , Василиса Егоровна )

Примерные вопросы :

Пётр Гринёв :

- Кто были вашими учителями и как проходило ваше обучение ?

- Какие напутственные слова сказал вам ваш отец , отправляя вас на службу ?

- Как вы отблагодарили вожатого ?

- Из-за чего и с кем произошёл поединок ?

- Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой , после какого события вы это поняли ?

- Как вы думаете , почему Пугачёв вас пощадил ? Только ли из-за заячьего тулупа ?

- За что вас арестовали ?

- Какова ваша дальнейшая судьба ?

- Каково ваше отношение к Пугачёву ?

Маша Миронова :

- Какой вы были до того , как известные события перевернули всю вашу жизнь ?

- Как вы думаете , почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи ?

- Как вы относились к Петру Гринёву ?

- Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения ?

- По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве  ?

- Благодаря кому вы остались живы ?

- Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв ?

-Для чего вы отправились в Петербург ?

- Какова ваша дальнейшая судьба ?

Иван Кузьмич :

- Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв ?

- Признайтесь честно , кто же всем заправлял в крепости ?

- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду» ?

- Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва ?

- Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу , удалось ли это ?

- Ваши действия при осаде крепости ?

- Как с вами поступил Пугачёв и за что ?

Швабрин :

- Как вы появились в Белогорской крепости ?

- Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым ?

- Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра ?

- Как вы отнеслись к стихам Петра ? Что за этим последовало ?

- Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке ?

- Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва ?

- Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни ?

Василиса Егоровна :

- Как вы встретили Петра Гринёва ?

- У всех сложилось мнение , что именно вы управляете всем в крепости , согласны вы с этим мнением ?

- Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным ?

- Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия ?

- Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем , как её захватит Пугачёв ? Если бы это было возможно , оставили бы вы Ивана Кузьмича ?

 - Ваша судьба после захвата Белогорской крепости войсками Пугачёва ?

Пугачёв :

- При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с Петром Гринёвым ?

- Как отблагодарил вас Гринёв ?

- Кем вас представляет правительство ? А кем вы себя провозгласили ?

- Как вас встретили в Белогорской крепости ?

- Вы жестоко обошлись с комендантом , помощником коменданта , его женой , почему же помиловали Петра Гринёва ? Только ли из-за заячьего тулупа , который вам был к тому же мал ?

- Для чего вы рассказали Петру калмыцкую сказку . что этим хотели сказать ?

- Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны ?

- Ваша дальнейшая судьба ?

№6 .Допиши словечко  ( командная игра ).

- Вы хорошо справились с прошлыми заданиями , подробно устно отвечали на вопросы . Теперь предстоит проверить , как вы помните отдельные моменты повести . Вам  нужно дописать недостающие слова .

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась.

2)  « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3)  « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………

6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты !»

Текст для проверки :

1) Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне  17  лет .Тут судьба моя переменилась.

2)  « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3)  « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп .»

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей колечко.

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было ни ушей , ни носа ,но узенькие глаза его сверкали еще огнем .

6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты вор и самозванец , слышь ты !»

- Пока команды думают над ответом , проводится игра с болельщиками . Ответы зачисляются в копилку команд .

№7. Конкурс болельщиков .

- Назвать эпизод по иллюстрациям ( иллюстрации к повести проецируются на доску или показывает ведущий в бумажном варианте )

3. Заключительное слово учителя

- Это было последнее испытание для команд и болельщиков . Мы сейчас подведем итоги ( или это делает жюри , если оно предварительно выбрано ) . Все команды хорошо подготовились к этому мероприятию , сейчас мы узнаем , кто же стал лучшим . Я надеюсь, что  мероприятие вам понравилось

 

4.  Подведение итогов , награждение победителей

Использованная литература и интернет-ресурсы :

А.С.Пушкин « Капитанская дочка»

Иллюстрации к повести :

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49564d0e.jpg 

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428623ca.jpg 

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a604d.jpg 

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428c8cae.jpg 

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49565c03.jpg 

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=495762d5.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор разработки: Исмагулова Алима Абдугалиевна, учитель русского языка и литературы ВК...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...

Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

урок разработан для обучающихся 8 класса...

Литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Цели: Образовательные: знать сюжет повести, историческую основу повести; углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться ...