Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок в виде литературной игры закрепляет и обобщает знания по прочитанной повести Пушкина А.С. "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnoy_igry_.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»
Цели : обобщить и закрепить знания по тексту .
Задачи : научить понимать идейно- художественное богатство повести , учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте ; развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся ; привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению .
Предварительная подготовка : три команды по 7 – 8 человек , возможны названия команд, выбран капитан команды , определён состав жюри , оформлен кабинет.
Эпиграф : « В « Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)
Ход игры :
1. Организационный момент. Слово учителя.
Здравствуйте ребята , уважаемые гости ! Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина , которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная , притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя , на которой присутствовал Пушкин.
Сегодня мы проверим , кто лучше всех разобрался в тексте , кто лучше запомнил, кто увидел то , что другие не заметили.
2. Вопросы игры .
№1 . Разминка. Блицопрос.
- Давайте вспомним страницы романа и постараемся быстро и правильно ответить на вопросы ( вопросы задаются попеременно каждой команде , в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )
А) Как зовут главного героя? ( Пётр Андреевич )
Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? ( Савельич)
А) Для Петруши был нанят француз …( мосье Бопре)
Б) Кем был Бопре в своём отечестве ? ( парикмахер)
А) Батюшка вошёл на урок …( географии)
Б) В это время Гринёв …( прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
А) А Бопре…( спал на кровати сном невинности)
Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? ( капитану Зурину)
А) Имя офицера , разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? ( Швабрин )
Б) Кем провозгласил себя Пугачёв ? ( царём Петром 3 )
№ 2 . Угадай портрет .
- Мы привыкли к тому , что слово портрет больше относится к изобразительному искусству или фотографии , но литература своего рода тоже искусство , искусство слова . Вот и попытаемся угадать словесный портрет героев романа ( зачитывается портрет попеременно каждой команде, в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )
- Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока , росту среднего , худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. ( вожатый – Пугачёв)
- Дверь отворилась , и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен.
( Швабрин)
- Увидел я высокого барина , лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. ( ротмистр Зурин)
- Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло- русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши , которые у ней так и горели. С первого взгляда она мне не очень понравилась.
- Ему казалось лет за семьдесят . У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту , тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. ( Башкирец)
- Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье , в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её , полное и румяное, выражало важность и спокойствие , а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. ( императрица)
№3. Фанты .
- Все вы знаете детскую игру « Фанты» . Вот я тоже хочу с вами провести эту мини – игру. Я называю предмет , а вы должны ответить , кому принадлежит этот предмет, как связан этот предмет с событиями и героями повести ?
- Придворный календарь ( отцу Андрею Петровичу)
- Бильярдный кий ( Зурину)
- Заячий тулуп ( Петру ,а потом Пугачёву )
- Китайчатый халат ( капитану Ивану Кузьмичу Миронову )
- Тетрадка со стихами ( Петру )
- Белая собачка английской породы ( императрице)
№4. Сон в руку или ассоциация ( задание командам на время ).
- Наверное, многие из вас иногда пытались разгадать значение сна или понять смысл сказки или притчи . Сейчас мы проверим , как вы умеете это делать .Команды по жребию выбирают задание. Через 2-3 минуты один участник команды отвечает на вопрос , оценивается правильность и подробность ответа .
- Вспомните сон Петруши . Почему этот сон считается пророческим ? Докажите.
- Вспомните калмыцкую сказку , рассказанную Пугачёвым . Как вы понимаете её иносказательный смысл ?
№5 .Конкурс капитанов . Интервью.
- Капитанам предлагается выбрать по жребию одного из героев.( Пётр Гринёв , Маша Миронова , комендант крепости Иван Кузьмич , Швабрин , Пугачёв , Василиса Егоровна )
Примерные вопросы :
Пётр Гринёв :
- Кто были вашими учителями и как проходило ваше обучение ?
- Какие напутственные слова сказал вам ваш отец , отправляя вас на службу ?
- Как вы отблагодарили вожатого ?
- Из-за чего и с кем произошёл поединок ?
- Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой , после какого события вы это поняли ?
- Как вы думаете , почему Пугачёв вас пощадил ? Только ли из-за заячьего тулупа ?
- За что вас арестовали ?
- Какова ваша дальнейшая судьба ?
- Каково ваше отношение к Пугачёву ?
Маша Миронова :
- Какой вы были до того , как известные события перевернули всю вашу жизнь ?
- Как вы думаете , почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи ?
- Как вы относились к Петру Гринёву ?
- Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения ?
- По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве ?
- Благодаря кому вы остались живы ?
- Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв ?
-Для чего вы отправились в Петербург ?
- Какова ваша дальнейшая судьба ?
Иван Кузьмич :
- Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв ?
- Признайтесь честно , кто же всем заправлял в крепости ?
- За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду» ?
- Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва ?
- Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу , удалось ли это ?
- Ваши действия при осаде крепости ?
- Как с вами поступил Пугачёв и за что ?
Швабрин :
- Как вы появились в Белогорской крепости ?
- Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым ?
- Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра ?
- Как вы отнеслись к стихам Петра ? Что за этим последовало ?
- Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке ?
- Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва ?
- Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни ?
Василиса Егоровна :
- Как вы встретили Петра Гринёва ?
- У всех сложилось мнение , что именно вы управляете всем в крепости , согласны вы с этим мнением ?
- Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным ?
- Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия ?
- Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем , как её захватит Пугачёв ? Если бы это было возможно , оставили бы вы Ивана Кузьмича ?
- Ваша судьба после захвата Белогорской крепости войсками Пугачёва ?
Пугачёв :
- При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с Петром Гринёвым ?
- Как отблагодарил вас Гринёв ?
- Кем вас представляет правительство ? А кем вы себя провозгласили ?
- Как вас встретили в Белогорской крепости ?
- Вы жестоко обошлись с комендантом , помощником коменданта , его женой , почему же помиловали Петра Гринёва ? Только ли из-за заячьего тулупа , который вам был к тому же мал ?
- Для чего вы рассказали Петру калмыцкую сказку . что этим хотели сказать ?
- Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны ?
- Ваша дальнейшая судьба ?
№6 .Допиши словечко ( командная игра ).
- Вы хорошо справились с прошлыми заданиями , подробно устно отвечали на вопросы . Теперь предстоит проверить , как вы помните отдельные моменты повести . Вам нужно дописать недостающие слова .
1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне ………… лет .Тут судьба моя переменилась.
2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».
3) « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………
5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………
6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты !»
Текст для проверки :
1) Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками ,между тем минуло мне 17 лет .Тут судьба моя переменилась.
2) « Любезный Пётр Андреевич , пожалуйста , пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».
3) « Хорошо , -сказал я хлоднокровно , - если не хочешь дать полтину , то вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп .»
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь , чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей колечко.
5) Никогда не забуду этого человека. У него не было ни ушей , ни носа ,но узенькие глаза его сверкали еще огнем .
6) Комендант , изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты вор и самозванец , слышь ты !»
- Пока команды думают над ответом , проводится игра с болельщиками . Ответы зачисляются в копилку команд .
№7. Конкурс болельщиков .
- Назвать эпизод по иллюстрациям ( иллюстрации к повести проецируются на доску или показывает ведущий в бумажном варианте )
3. Заключительное слово учителя
- Это было последнее испытание для команд и болельщиков . Мы сейчас подведем итоги ( или это делает жюри , если оно предварительно выбрано ) . Все команды хорошо подготовились к этому мероприятию , сейчас мы узнаем , кто же стал лучшим . Я надеюсь, что мероприятие вам понравилось
4. Подведение итогов , награждение победителей
Использованная литература и интернет-ресурсы :
А.С.Пушкин « Капитанская дочка»
Иллюстрации к повести :
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49564d0e.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428623ca.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a604d.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428c8cae.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=49565c03.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=495762d5.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"
Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....
Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Автор разработки: Исмагулова Алима Абдугалиевна, учитель русского языка и литературы ВК...
Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока – обобщение знанийФорма урока – литературная игра по повести ...
литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Внеурочное занятие...
Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
урок разработан для обучающихся 8 класса...
Литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Цели: Образовательные: знать сюжет повести, историческую основу повести; углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться ...