Литературно-музыкальная композиция "Пушкин - наше всё"
материал по литературе (10 класс) на тему

Мощева Марина Алексеевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой памяти А.С.Пушкина

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого А.С.Пушкину «Пушкин – наше всё»

   1-ый ведущий: 1837 год 10 февраля 2 ч. 45 мин. (пауза)…

В этот день перестало биться сердце великого русского поэта. (Звучат удары метронома).

   Чтец:

Погиб поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

   Увял торжественный венок.

   2-ой ведущий: Всем с детства знакомо звонкое имя – Пушкин. При этом имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

   1-ый ведущий: Сегодня мы перелистаем страницы великой биографии поэта, чтобы понять, что для него всегда было дорого: честь, верность, дружба, любовь.

   2-ой ведущий: Он не был любимым ребенком в семье. Матери и отцу было не до него. Они были заняты собой. Няня заменила ему мать. (В это  время ставят скамейку-постельку для маленького Пушкина, стул, свечу, вязание). Она возилась с ним, заботилась о нем, утешала и баловала.

Сцена.

   Вечер. Горит свеча. Няня Арина Родионовна вяжет. Маленький Пушкин прилёг, накрыт одеялом, дремлет.

   Няня (тихо напевает):

За морем синичка не слышно жила,

Не слышно жила, пиво варила.

Не слышно жила, пиво варила.

Солодку купила, хмель взаймы взяла.

   Охти, господи, десять уже, верно… Десять… Спать надо, батенька!

   Пушкин: Еще спой…

   Няня: Спи, батюшко, Александр Сергеевич, спи, ангел мой! Спою, спою…

   У одного царя жена была. Красивая, добрая. Да ушёл царь на войну, а царица одна осталась. И всё мужа ждала. Прошло девять месяцев. Родилась у царицы дочка, а тут и царь-отец вернулся.

   Но вдруг умерла царица, и остался царь с дочкой один. Что делать? Через год женился он на другой…

   Уснул, наконец, спи-спи, мой ангел!

Чтец:

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеяньи

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужасов не шелохнусь, бывало,

Едва прижмусь под одеялом,

Не чувствуя ни ног, ни головы…

  1-ый ведущий: Пушкин-поэт вспоминал нянины сказки и на их основе создавал свои.

Показ сказок Пушкина (слайды).

   (В это время уносят скамейку, ставят столы и стулья для сценки, доску  и мел)

   2-ой ведущий:  19 октября 1811 состоялось торжественное открытие Царскосельского Лицея. Лицей находился в здании флигеля Екатерининского дворца. В разные годы Царскосельский Лицей закончили выдающиеся литераторы, историки, ученые, государственные деятели. Лицей находился под особым покровительством Александра I.                                     Пушкина в лицее называли  Егоза, Француз. Ивана Пущина - Иван Великий, Большой Жанно.  

   Первый курс вошел в историю лицея как пушкинский

Сценка. Классная комната в лицее. Пушкин и друзья. Урок     математики.

 Рассказ о себе друзей Пушкина (Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин).

(После ухода Пущина Пушкин снимает пиджак, вешает на стул, няня приносит самовар, ставит свечу.)

 1-ый ведущий: Когда Пущин узнал, что поэт в изгнании, он решил непременно навестить его. Это свидание осталось в памяти друзей как самое дорогое воспоминание их жизни.

Звенит колокольчик.

Сценка «Пущин у Пушкина в Михайловском».

  2-ой ведущий: В 1825 году, после поражения декабристов, Пущин был арестован и сослан в Сибирь. Пушкин передает ему стихотворение с женой декабриста, Александрой Муравьевой. Образ Пущина навсегда остался в сердце поэта.

   Чтец:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

1-ый ведущий: Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которыми восхищался поэт. (Показ слайдов с портретами женщин, которым Пушкин в разные годы жизни посвящал свои стихи).

  2-ой ведущий: Екатерина Бакунина. Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе: она жила там летом 1815 года и часто бывала на лицейских праздниках. Бакунина – первая юношеская любовь поэта. К ней обращены многие стихи и элегии 1815-1817 годов. Вспоминая свою юность, поэт писал:

  Чтец:

В те дни…в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь,

И я, тоскуя безмятежно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал ее следов,

О ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье тайных мук узнал…

   1-ый ведущий: Впервые 19-летний Пушкин встретил Анну Керн на одном из вечеров в Петербурге в 1819 году. Вторая встреча произошла в 1825 году в Тригорском, а при расставании поэт преподнес ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина» и ставшие знаменитыми стихи:

  Чтец:

…В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

  2-ой ведущий: Елизавета Воронцова – одна из самых богатых и очаровательных женщин своего времени. Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень – талисман с сердоликовой печаткой, которым поэт дорожил. Перстень был на нем и в день его последней дуэли.

   Чтец:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

 Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи-

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

  1-ый ведущий: Анна Оленина. А. С. Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну еще ребенком. В 1828 году он был глубоко увлечен Олениной. Она явилась вдохновительницей большого цикла любовной лирики поэта:

  Чтец:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

(На сцену ставят маленький столик и подсвечник, книги, листочки для письма.)

1-ый ведущий: Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию – это черты, которые присущи и его любимым героиням.

(Звучит мелодия из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»)

                                                                             Сценка.

На сцене Татьяна Ларина сидит, читает письмо, плачет. Входит Онегин.

Онегин (подходит):        

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел…

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Татьяна:        Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? Одну суровость…

Онегин:        Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я.

Татьяна:        Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад.

Онегин:        Я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Татьяна:         А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

   2-ой ведущий: Самой большой любовью в жизни Пушкина стала Наталья Гончарова.

Чтец:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Она с величием, он с разумом в очаг-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Сцена бала.

На сцену под музыку выходят дамы, рассаживаются, разговаривают.

В исполнении ученицы звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча…»

Вальс. Дамы танцуют.

Дамы обсуждают женитьбу Пушкина.

   1-я дама: Слыхали новость: Пушкин женится.

   2-я дама: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

   3-я дама: Но кто ж она?

   4-я дама: Мадемуазель Натали, самая младшая из трёх сестер Гончаровых.

   5-я дама: Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

   6-я дама: Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.

   8-я дама: Но, слышно, там появилась холера!

   9-я дама: Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастию.

   10-я дама: Брак для поэта – это такая проза!

   11-я дама: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

   12-я дама: Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором ещё в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали.

   13-я дама: Да, да, я помню. Учила с маменькой:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Всё тихо, просто было в ней.

   14-я дама: И совсем ещё юна. Только в свет вывела её маменька.

   15-я дама: Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

   16-я дама: Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблён.

Появление Пушкина с Натали.

Все уходят, кроме Пушкина и Натали, он садится за маленький столик, на столе портрет Натали, перо.

                                                    (Пишут и проговаривают письма).

Пушкин: Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Именем неба молю, дорогая Наталья Николаевна, пишите мне, несмотря на то, что вам не хочется писать. Скажите, где вы? Оставили ли вы Москву? Нет ли окольного пути, который мог бы меня привести к вашим ногам?

Гончарова: Милый Пушкин, я тоже жду того дня, что сделает нас счастливыми. Но сейчас это невозможно, вчера я немного всплакнула…

Пушкин: Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко.

(Звучит песня «Родное имя Натали…» на стихи А.Дементьева. Пушкин в творческих раздумьях, пишет стихи. Появляется Натали, танцует, потом они танцуют вместе. Пушкин уходит со сцены. Слышен выстрел. Пушкина заносят и кладут на скамейку. Натали склоняется над ним.)

  1-ый ведущй: У великих людей только одна дата – дата их рождения, потому что великие поэты не умирают…

И нерукотворным памятником Пушкину остается народная любовь.

(Звучит музыка. Все участники вечера выходят на сцену).

  Чтец:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит-

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Улицы нашего города"

Литературно-музыкальная композиция посвящена топонимам улиц Колпина, связанными с героями Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальный устный журнал «Наша гордость – Шипов лес»

Данная разработка направлена на достижения цели пропагандирования необходимых для цивилизованного человека знаний о лесе.Цель очень многогранна, она достигается путем сочетания познавательного аспекта...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Песни наших отцов"

Лучшие традиции русского народа сохранябтся в хороших книгах, фильмах, песнях. Знакомясь с ними, ученики смогут понять и почувствовать, что такое дружба, любовь, патриотизм. На примере песен о Великой...

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - наша память и боль

Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских  войск в Афганистан, ходом войны, определение исторического значения Афганской войны.Задачи:1Расширить кругозор учащихся2Воспитывать чувство ...