Обучение студентов навыкам проектной деятельности на уроках литературы.
статья по литературе (10 класс) на тему

Мухаметзянова Розалия Махмутовна

Статья знакомит с формированием основ проектной деятельности у студентов на уроках литературы и обучением навыкам пректировать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch_proekt_deyat.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение студентов навыкам проектной деятельности

 на уроках литературы.

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех сферах и социальных институтах, требуется и новый уровень образования, что подразумевает построение процесса обучения на основе максимальной активизации форм познавательной деятельности, развития познавательных потребностей, умений творчески применять усвоенные знания, умения, навыки в своей практической деятельности. Учебный процесс должен быть ориентирован на развитие продуктивного мышления обучающихся, на развитие у них умения самостоятельно получать информацию и работать с ней. Для организации такого учебного процесса необходимо применение одного из эффективных методов обучения, который соответствует вышеперечисленным задачам, является высокотехнологичным, обладает гибкостью в возможности корректировки и трансформации к конкретным условиям. На сегодняшний день, как отмечают ученые, такими характеристиками обладают проектные технологии. Формирование у учащихся основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования. Проблема проектной деятельности является новой для современного отечественного педагогического знания.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо предполагает преобразование реальности, что соответствует современным требованиям образования.

Рассмотрим, к примеру, возможность применения проектных технологий на уроках литературы. Приступая к работе, педагог должен найти единомышленников среди учащихся и учителей.

Нами предлагается использование метода проекта при изучении жизненного и творческого пути поэта К. Бальмонта на II курсе. Также были использованы компьютерные информационные технологии, в частности, компьютерная презентация.

Почему была выбрана именно эта тема? О Константине Бальмонте современный читатель сравнительно мало знает или знает понаслышке. Между тем без его произведений картина литературной и общественной жизни серебряного века русской поэзии была бы далеко не полной. На творчество Бальмонта по сей день нет устойчивой историко-литературной точки зрения.

Всякая технология предполагает структурирование деятельности. Проект как технология включает следующие этапы: начинание, планирование, принятие решение, выполнение, рефлексия (оценка деятельности), защита.

1 этап, подготовительный, или начинание. Цель: определение проблемы и вытекающих из нее задач, обсуждение методов детальной проработки вопросов.

Класс разделился на 5 групп.

Первая группа – «биографы» работала с монографиями, посвященными жизненному пути поэта, обращала внимание на интересные моменты его биографии.

Эта группа должна была ответить на вопросы: «Кто он, Константин Бальмонт?», «Каков он, Константин Бальмонт?»

Вторая группа «литературоведы» поставила целью найти ответы на вопросы: «Лирическое «Я» поэта». «Образ солнца в лирике поэта». «К. Бальмонт и поэты-современники».

Третья группа – «искусствоведы». Их задача – ответить на вопросы:

        «Портреты Бальмонта»,

        «Бальмонт-символист»,

        «Бальмонт и импрессионизм».

Четвертая группа – «компьютерщики». Они находят материалы в сети Интернет и в прочих открытых источниках (фотографии, песни на стихи Бальмонта), создают компьютерную презентацию и записывают на диск результаты работы.

Пятая группа – «чтецы-декламаторы». Подбирают стихотворения поэта, готовят выразительное чтение наизусть, соотносят с тем или иным периодом жизни поэта его творчества.

2 этап, проектировочный, или принятие решения. Цель: планирование – это и выделение этапов выполнения проекта и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого проекта.

Отличительной особенностью проекта является то, что в нем делается большой упор на планировании деятельности и на самостоятельности действий проектантов. При этом качественно меняется роль учителя и учащихся: консультант и помощник – активные участники процесса проектирования.

3 этап, практический. Цель: получение продукта результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий. Продолжаем исследование, собираем воедино детали.

4 этап, контрольно-коррекционный. Цель: собственно выполнение проекта – самой важной части исследовательской деятельности.

5 этап, аналитический. Цель: рефлексия (оценка деятельности). Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

6 этап, заключительный. Цель: защита проекта. Урок-презентация с применением средств мультимедиа.

К защите проекта представляется лишь видимая часть айсберга – сам выполненный проект. Что же скрывается под верхушкой айсберга? – Совместная воспитательно-познавательная творческая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Такая деятельность поощряет личную инициативу каждого, стимулирует учащихся к самостоятельному принятию решений, а не ожиданию указаний «сверху». Эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и активизирует общение.

Учитывая деятельность работы над проектом, его межпредметный, исследовательский характер, можно применять этот метод во внеклассной работе студенческих научных обществах. В то же время частое применение проектных технологий на уроках невозможно, да и в этом нет необходимости.

Самое важное для учителя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать собственные наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к проектной деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации проектной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...

Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)

Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке (из опыта работы учителя ИЗО)

Внедрение новых способов работы на уроке позволяет развить у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний, решать с помощью полученных знаний задачи в различных областях жизни, формировать ...