Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Гороховик Татьяна Алексеевна

Рабочая программа по литературе для 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klassa_programma_po_literature.doc72 КБ
Microsoft Office document icon uroka_litry_5_klass.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

                   5 класс

 Пояснительная записка.

     Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы. 2-е издание, доработанное, М. «Просвещение», 2011) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение», 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Учебник: В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях: М. «Просвещение», 2010

    Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и      общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

      Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

   Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

  Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

    Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, следовательно всех – 70 часов.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

      Содержание программы

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

              Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» -  народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления)

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).  (Обзор)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте ( детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима», А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся)

 Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями»…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

          «Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; 

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». 

           Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

          Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость. Несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

             Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов / Под редакцией Я. Коровиной – М. «Просвещение», 2008 .
  2. Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
  6. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.
  8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».



Предварительный просмотр:

№ урока

   

                                    Тема урока.

                           Основное содержание

        Должен знать, уметь

   

Дата планируемая

Дата фактическая

                                Введение

           Основные виды учебной деятельности. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Базовый: Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Продвинутый: Уметь создавать связный текст на необходимую тему.

                      Устное народное творчество

          Основные виды учебной деятельности. Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: Загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Базовый: знать малые фольклорные жанры. Их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение.

          Русские народные сказки

         Основные виды учебной деятельности. Различать сказки волшебные. Бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки.  Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки.  Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа.

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

Базовый: знать особенности сказок о животных и бытовых сказок.

Продвинутый: уметь отличать бытовые сказки от других сказок

7

Обучение сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать русские народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

            Из древнерусской литературы

          Основные виды учебной деятельности. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

8

 Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

Базовый: знать жанры древнерусской  литературы, уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы.

Продвинутый: знать особенности связи в летописном тексте отдельных предложений

             Из литературы 18 века

          Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать наизусть фрагменты произведений русской литературы 18 в. Находить в тексте незнакомые слова и определять их  значение. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М. В. Ломоносова.

9

Из русской литературы XVIII века.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

Базовый: иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Продвинутый: первоначальные, базовые знания о лингвистическом анализе текста

           Из литературы 19 века

            Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века. Характеризовать героя русской литературы первой половины 19 века. Выявлять характерные для произведений русской литературы  первой половины 19 века темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных  письменных работ. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве

И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

10

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы  XVIII века)

Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами 18 века.

Продвинутый: знать фрагменты из жизни Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена

11

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали

Базовый: знать специфику жанра басни. Понимать аллегорию, уметь определять мораль.

Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали

12

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

Базовый: знать понятие об аллегории и морали в басне.

Продвинутый: уметь находить аллегорию в басне, объяснять мораль басни

13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

Базовый: уметь выразительно читать басню.

Продвинутый: знать об эзоповом языке, уметь инсценировать басню

14

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

Базовый: знать отличие литературной сказки от народной.

Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы.

15

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

Базовый: знать особенности жанра баллады.

Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В.А. Жуковского

16

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности.

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Базовый: уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила».

18

Письменные ответы или тестирование по творчеству И. А. Крылова, В.А. Жуковского,

А. С. Пушкина

Знать изученное по творчеству И. А. Крылова,

В.А. Жуковского, А. С. Пушкина. Уметь ответить на поставленные вопросы

19

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

Базовый: Знать содержание сказки. Уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм

Продвинутый: уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить «бродячие» сюжеты

20

Обучение сочинению «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

Базовый: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям. Продвинутый: знать особенности художественного мира Погорельского

22

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

Базовый: знать содержание произведения; уметь характеризовать центральные образы.

 Продвинутый: уметь находить аналогии между темой, образами данной сказки и другими произведениями

23

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

Базовый: знать историческую основу произведения.

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения.

24

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику героям.

Продвинутый: показать мастерство поэта в создании батальных сцен.

25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя.

 Продвинутый: показать поэтизацию народной жизни.

26

 Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».  Понятие о фантастике. Юмор

       Базовый: знать понятие о фантастике, юморе.

Продвинутый: уметь доказывать, что «Заколдованное место» - это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

          Русская литература 19 века (вторая половина)

        Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы второй  половины 19 века. Характеризовать героя русской литературы второй  половины 19 века. Выявлять характерные для произведений русской литературы  второй половины 19 века темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй  половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных  письменных работ. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова

27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете

Базовый: уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты и сравнения.

Продвинутый:  учить сопоставлять стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге» с картиной художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

28

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях»

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Базовый: уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты и сравнения.

Продвинутый: объяснить смысл названия поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение.

29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Базовый: знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет».

Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, сопоставлять поступки героев рассказа.

30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Базовый: знать содержание рассказа, уметь пересказывать .

Продвинутый: уметь характеризовать литературного героя, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа.

31

Подготовка к контрольному сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму». «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

32

Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

33

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.
Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

34

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Базовый: знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление о теме и идее.

Продвинутый: аргументировано представлять свою позицию.

35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

Базовый:  знать содержание рассказа, уметь пересказывать.

Продвинутый: уметь  давать сравнительную характеристику литературных героев.

36

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.  Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Базовый: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Продвинутый: уметь составлять киносценарий по рассказу

37

Рассказы Антоши Чехонте

Базовый: знать особенности художественного мира Чехова.

Продвинутый: уметь выбирать какое-либо произведение для чтения; аргументировано защищать свою позицию.

            Поэты 19 века о Родине и родной природе

           Основные виды учебной деятельности.    Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно произведения о родной природе. Анализировать различные формы выражения авторской позиции  в произведении. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов 19 века. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы). Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении.

38

Русские поэты XIX века о родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

39

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева,

А. Н. Майкова, И. З. Сурикова,

А. В. Кольцова

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

          Из литературы 20 века

        Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героя русской литературы 20 века. Выявлять характерные для произведений русской литературы  20 века темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных  письменных работ. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, В.Г. Короленко, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского,

С. Я Маршака, В. П. Астафьева

40

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы».  Восприятие прекрасного героями рассказа

Базовый: воспринять и осмыслить особый мир произведения Бунина.

Продвинутый:  уметь сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей.

41

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

Базовый: знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

42

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

Базовый: знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

43

Обучение сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».

«Два отца: Тыбурций и судья». «Маруся и Соня: два детства»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

44

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений

Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь сопоставлять поэтические произведения разных поэтов; знать и отличать особенности художественного мира есенина

45

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

Базовый:  знать особенности прозы Бажова;  уметь составлять характеристику героев.

Продвинутый:  владеть первичными навыками лингвистического анализа текста.

46

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

Базовый: знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героев.

Продвинутый: владеть первичными навыками лингвистического анализа текста

47

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Тёплый хлеб»

Базовый: знать содержание сказки К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Продвинутый: знать и уметь находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях.

48

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

Базовый: знать содержание сказки К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Продвинутый: знать и уметь находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях.

49

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Базовый: знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения

Продвинутый: уметь давать оценку действий героев, представлять аргументированное собственное мнение.

50

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака

Базовый: знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения

Продвинутый: уметь давать оценку действий героев, представлять аргументированное собственное мнение.

51

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика

Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев.

Продвинутый: уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

52

Контрольная работа по творчеству

А. П. Чехова, П.П. Бажова, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, А.П. Платонова

Уметь ответить но вопросы по творчеству А.П.Чехова, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского. С. Я. Маршака,

А. П. Платонова

53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева.

Продвинутый: знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

Базовый: знать содержание рассказа «Васюткино озеро», уметь пересказывать эпизоды.

Продвинутый: уметь анализировать рассказ, высказывать своё мнение о герое, приводя примеры из текста

55

Подготовка к контрольному сочинению «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

56

Написание контрольного сочинения «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)»

Базовый:  владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

         Произведения о Родине и родной природе

         Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно произведения о родной природе. Анализировать различные формы выражения авторской позиции  в произведении. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов 20 века. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы). Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении.

57

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

58

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

          Писатели улыбаются

          Основные виды учебной деятельности.  Воспринимать текст литературного произведения. Пересказывать отдельные фрагменты. Характеризовать героя юмористического рассказа. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Составлять план литературного произведения.

59

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Базовый: знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения.

Продвинутый:  уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники

        «Ради жизни на Земле»

Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно произведения о войне.   Анализировать различные формы выражения авторской позиции  в произведении. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ родины). Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении.

60

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста

          Из зарубежной литературы

Основные виды учебной деятельности. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной  литературы . Читать выразительно наизусть  фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной  литературы  темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по  тексту произведения. Давать устный или письменный вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из  текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать отзывы, аннотации и рецензии на литературные произведения или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена  главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

61

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер

Базовый: знать жанровые особенности баллады и уметь находить их в тексте; владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь проводить сопоставительный анализ разных по жанру, но близких по тематике произведений.

62

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

Базовый: знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове;  уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения.

Продвинутый: знать, что в наше время обозначают слова «робинзон»  и «робинзонада»,  уметь объяснять их, приводя примеры из разных произведений

63

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанного бабушкой в конце сказки «Снежная королева»

64

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанного бабушкой в конце сказки «Снежная королева»

65

Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Базовый: знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы.

Продвинутый: уметь сопоставлять различные произведения, сходные по теме.

66

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев

Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности  М.Твена; уметь составлять словесный портрет героев.

Продвинутый: оценивать и анализировать поступки героев.

67

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера

Базовый: знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра « сказание», уметь охарактеризовать образ героя.

Продвинутый: понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе.

68

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Базовый: знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

69

Резервный урок

70

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....