СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по литературе на тему

Кулабухова Яна Евгеньевна

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sergiy_rodon._kulabukhova.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кулабухова Я.Е.,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «СОШ №1 с УИОП»

г. Губкин, Белгородская область

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий,

чистоту душевную и любовь нелицемерную…

(Завещание Сергия Радонежского)

Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым.

А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому. [1]

В 2014 году мы празднуем 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. У русских людей есть повод объединиться и достойно встретить эту важную дату.

Масштаб деяний этого великого человека трудно представить. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей, которые стали источниками просвещения для многих людей. Наставник русских князей, направлявший их политику на единение Руси. Неутомимый труженик, яркий пример духовного подвижничества.

   Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому  можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. [2]

   Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме  выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».

Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал, прежде всего, к отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают человеку верующему  сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», — говорил Сергий.

Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Он очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому сподвижники Сергия практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Более того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

 Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили «чистоту души». Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: «голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный». Страх Божий помогал оградиться от грехов.  Это начало подвига, начало всякой добродетели.

«Бесовских искушений» Сергий избегал не практикой «истязания плоти», но лишь строгим постом. Самое же главное средство в борьбе с искушениями — нравственный подвиг, та самая «чистота души», когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними «стрелами чистоты» способен преодолеть все соблазны.

Немаловажным условием «высокого жития» были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».

Необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Идея «внутренней свободы» получила свое яркое воплощение в жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.

 Примерами «внутренней свободы» преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.

Еще одно из условий «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца,  примиряя враждующих.

Нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».[3]

Вся жизнь Сергия Радонежского является примером для луховно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…», – так писал Рерих. 

Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «воспитателем русского народного духа». Хотя великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, но таким поучением стала вся его жизнь. Преподобный Сергий именно своей святой жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И он по праву считался всенародным учителем.

По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?

Список литературы

1. Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.

2. Зайцев Б., Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.

3. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 7. С. 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» Цели:- углубление знаний учащихся о жанре жития;- развитие навыков анализа текста;- развитие навыков выразительного ч...

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Система уроков по теме «Житие Сергия Радонежского» в 8 классе. Программа по литературе под редакцией Г.С.Меркина.

Материал включает разработку уроков с использованием иннновационных педагогических технологий....

Сергий Радонежский

Жизнь и деяния Сергия Радонежского....

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...