Зачет №3-2 литература 9 класс 2015
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Темы сочинений и тестовые задания для подготовки к зачету по творчеству М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_no3_-_2_chast_9_klass_literatura.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачет № 3(часть 2). Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Темы сочинений
- Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (подробный план к сочинению см. ниже)
- "Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности" (В. Г. Белинский).
- Образ поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.
- Тема гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
- Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова.
- "Герой нашего времени" — нравственно-психологический роман.
- Особенности композиции романа "Герой нашего времени".
- Личность и общество в романе "Герой нашего времени".
- Жизнь и судьба Печорина.
- Женские образы в романе "Герой нашего времени".
Контрольный тест «М.Ю. Лермонтов»
Часть А
Выберите правильный ответ
Биография
1. Бросив учебу в Московском университете и получив отказ в Петербургском университете, Лермонтов получает образование:
а) в Царскосельском лицее; б) в Военно-инженерном училище в Петербурге; в) в Императорском Казанском университете; г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
2. Первая ссылка на Кавказ произошла из-за
а) нашумевшей любовной истории; б) дуэли; в) «непозволительных стихов»; г) участия в «кружке шестнадцати».
3. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству
а) К.Г. Чавчавадзе; б) А.Х. Бенкендорфа; в) В.А. Жуковского; г) А.П. Ермолова.
4. Назовите факт биографии, не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:
а) был арестован; б) дуэль с сыном французского посла;
в) представлен к награде за храбрость; г) сражался на бастионах Севастополя.
5. Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи - лирические исповеди («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем...» и др.) Кому они адресованы?
а) Е.А. Сушковой; б) Н.Ф. Ивановой; в) А.Г. Хомутовой; г) М.А. Щербатовой.
6. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:
а) в Москве; б) в Тарханах; в) в Петербурге; г) в Пятигорске.
Обзор творчества
7. Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:
а) «Демон»; б) «Мцыри»; в) «Дума»; г) «Смерть Поэта».
8. В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшествии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Медного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле
а) «Герой нашего времени»; б) «Мцыри»; в) «Маскарад»; г) «Демон».
9. Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение
а) «Герой нашего времени»; б) «Вадим»; в) «Княгиня Литовская»; г) «Ашик-Кериб».
10. Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал
а) Грибоедов; б) Жуковский; в) Пушкин; г) Одоевский.
11. Какое, из произведений Лермонтова написано «онегинской строфою»?
а) «Мцыри»; б) «Смерть Поэта»; в) «Дума»; г) «Тамбовская казначейша».
«Герой нашего времени»
12. Каждая повесть романа опиралась на определенную литературную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная новелла и т.д. Какая повесть соответствует романтической новелле на философскую тему?
а) «Тамань»; б) «Бэла»; в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».
13. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя
а) восхваляет; б) анализирует; в) защищает; г) осуждает.
14. Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?
а) Мери; б) Бэла; в) княгиня Лиговская; г) Вера.
15. Какая из географических реалий упоминается не в «Журнале Печорина»?
а) Тамань; б) Персия; в) Пятигорск; г) Москва.
Часть В
Напишите правильный ответ
1. Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначальное название которого было «Один из героев нашего века».
2. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?
3. Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Тамань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».
4. В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чьего лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?
5. Какая из глав, романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?
6. «В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело...Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?
7. Какая из повестей является последней в «собрании повестей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?
Часть С1
Дайте развернутый ответ на один из вопросов
1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
2. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?
3. Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
4. Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?
5. Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).
План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»
- Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
- Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.
Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто.
Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным сипам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.
- Заключение Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по прав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет №3 русский язык 12 класс 2015
Зачетные задания по материалу, изученному в 3 четверти: текст для осложненного списывания и тестовые задания в типологии ЕГЭ...
Зачет №4 Русский язык 12 класс 2015
Зачетные задания по русскому языку для проверки подготовки к выполнениюзаданий в типологии ЕГЭ...
Зачет №3 литература 9 класс 2015
Темы сочинений и тестовые задания для подготовки к зачету по творчеству А.С. Пушкина...
Зачет №3 русский язык 9 класс 2015
Материал для подготовки к зачету по теме "Сложноподчиненные предложения"...
Зачет №4 русский язык 9 класс 2015
Материал для подготовки к зачету по теме "Бессоюзные сложные предложения", "Сложные предложенияс разными видами связи"...
Зачет №2 литература 11 класс 2015
Темы сочинений и тестовые задания по творчеству Ф.М. Достоевского и роману "Преступление и наказание"...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ОУД.02 Литература ОУД. 15 Родная (русская) литература
Программа предназначена для оценки результатов освоения ОУД.02 Литература и ОУД. 15 Родная (русская) литература.Форма проведения оценочной процедуры: комплексный дифференцированный зачет.В соответстви...