Урок литературы в 7 классе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Урок по учебнику Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_18_tendryakov_khleb_dlya_sobaki.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Пятникова М.Г.

Цели:   

предметные: знакомство с произведение В.Ф.Тендрякова  «Хлеб для собаки»;

метапредметные: 

  • развитие ассоциативного мышления через  художественные образы С.Дали и П.Пикассо;
  • развитие устной речи учащихся;
  • научить сопоставлять произведения разных видов искусства и   постигать их художественную ценность;

личностные:  формирование нравственного понятия – совесть.

Форма урока:      Урок - диалог

Ход урока.

1) Аналитическая беседа по вопросам:

  • Как вы думаете, с какого момента человек может считать себя личностью?

(С того момента, когда стал осмысленно относиться к окружающему миру, своим поступкам).

Карточка:  «Каким меня видят люди».

                     «Какой я на самом деле».

                     «Каким я сам себя представляю».

                      «Я + Я»        

  • Какой из трёх «Я», живущих в каждом человека, для тебя важнее всего?
  • Всегда ли тебе удаётся разобраться в причинах своих поступков?
  • Как ты понимаешь выражение «жить по совести»?
  • Для чего дана человеку совесть? Какова её роль в становлении личности?
  • Что такое «совесть»?

(Совесть – чувство нравственной  ответственности за своё  поведение перед окружающими).

  •  Какие фразеологизмы со словом совесть вы знаете?

Карточка: «Люди с чистой совестью».

              «Совесть нечиста у кого-нибудь».

               «Со спокойной совестью делать  что-нибудь».

               «Угрызения совести».

               «Поступить по совести».

                «Этот поступок лежит на его совести».

                «По совести говоря».

                «И как у него только совести хватило!»)

Учитель: размышления над этими вопросами помогут  понять вам   рассказ Владимира Фёдоровича Тендрякова «Хлеб для собаки».

  • Подумайте, что заставило Тендрякова написать такое страшное произведение?  

(Хотел показать правду жизни).

  • Когда был написан этот рассказ?  (1969 – 1970)
  • А кто из вас знает, когда он был опубликован?  (в 1988году)
  • Почему 18 лет его не публиковали?     (Это закрытая тема в  обществе)
  • В какое время происходят события, описанные в рассказе?(Лето 1933).

2) Группа учеников подготовила историческую справку.

30-ые годы 20 века – страшное время в жизни нашей страны. Во главе государства стоит Сталин, который подвергает репрессиям народы. Лето 1932, 1933, 1934 – страшная засуха.

Работа со словарём.

Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.

Геноцид – политика истребления населения по расовому, национальному или религиозному мотивам.                                                    

3) Чтение с остановками. «Диалог с автором».

  • Почему рассказ начинается со страшного описания ссыльных?
  • Объясните значение выражений и слов:

«сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества», «лишенец», «адмовысланный»,  «раскулаченный»,  «куркуль».

  • Как вы думаете, какой нравственный урок получили дети, наблюдавшие за куркулями?

4) Работа в группах.

А) Выделение ключевых эпизодов  рассказа.

Составление линейной ассоциограммы

(объяснение порядка частей, содержащихся в тексте;

соответствие между частью текста и его общей идеей).

  1. История с разлитым молоком                       2.  Случай в школе.                  

  1.  Поиск самого  голодного.                        4.  Встреча с собакой.    

Аналитическая беседа по вопросам:

(формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им).

  • почему 1-й эпизод  оказал более сильное потрясение, чем смерть?
  • почему во 2-ом эпизоде одноклассники без благодарности отнеслись к попытке          

Володи накормить их?

  • почему Володя прогнал от дома голодных людей?
  • каков смысл фразы «Не облезлого пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»?

Б) Анализ литературных образов героев.

Составление  СЛС (структурно-логической схемы)

(нахождение необходимой информации,

сопоставление форм выражения информации)

Портрет

Речь. Диалог.

Внутренний

Диалог.

Художественные

детали

 

Начальник

станции

Оплывшее свинцовое лицо;

Воспалённо-тёмное лицо; глядел под ноги, не поднимая головы; бродил подолгу.

Молчал, не отвечал; наконец изрёк: «Что за мир?»

Красный верх фуражки

(«красная шапочка»)

Вовка Тенков

Отец

5) Аналитическая беседа. Вывод.

(формирование на основе текста системы аргументов (доводов)

 для обоснования определённой позиции).

  • О чем рассказ Тендрякова?
  • Какую нравственную проблему поднимает автор?

( Проблему пробуждения человеческой совести. Совесть не рождается вместе с нами, не даётся в наследство ).

  • Главный герой начинает осознавать, что жить надо по совести, т.е. …

(ответ продолжают учащиеся).

  • Какова же роль совести в становлении личности?

(Велика. Именно чувство нравственной ответственности говорит о том, что личность состоялась).

  • Должен ли человек, сделавший доброе дело, ждать благодарности или ответного доброго поступка?
  • Как вы думаете, почему В.Ф. Тендряков поместил в конце рассказа «Документальную реплику»?

 (Она передаёт отношение автора к описанным событиям).

  • Можно ли этот рассказ считать автобиографическим?

(Да. Описанные события автор наблюдал в детстве, когда в Вологодскую область целыми эшелонами вывозили голодных людей с Украины, их Поволжья).

  • Скажите, а легко ли стать личностью?

(Нет. Нужно много над собой трудиться).

6) Размышление в « картинной галерее».

(Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).

Обратимся к картине Сальвадора Дали «Рождение нового человека».

  • Как появляется человек на земле?(В муках).
  • Как рождается человек духовно? (В муках).
  • Кто является жертвами времени в рассказе Тендрякова? (Все люди).
  • Кто ещё является жертвой? (Собака).Какую важную деталь выделяет автор в её описании? (Глаза).
  • Связаны ли между собой рассказ Тендрякова и картина Пабло Пикассо «Мальчик с собакой»?  

(Да. Картина подчёркивает дисгармонию мира, в котором живёт главный герой).

  • Что объединяет рассказ Тендрякова, картины Дали и Пикассо?

          *тематика

          *авторский замысел

          *идейное звучание

          *экспрессивность выразительных средств.

Поэт Давид Самойлов считал: «Нет! Невозможно научиться

                                                       Себя и ближних понимать!»

  • А как вы считаете? Согласны вы с поэтом или нет? Обоснуйте свой ответ.

6) Домашнее задание:

напишите эссе  по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...