Урок литературы в 7 классе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Пятникова М.Г.
Цели:
предметные: знакомство с произведение В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»;
метапредметные:
- развитие ассоциативного мышления через художественные образы С.Дали и П.Пикассо;
- развитие устной речи учащихся;
- научить сопоставлять произведения разных видов искусства и постигать их художественную ценность;
личностные: формирование нравственного понятия – совесть.
Форма урока: Урок - диалог
Ход урока.
1) Аналитическая беседа по вопросам:
- Как вы думаете, с какого момента человек может считать себя личностью?
(С того момента, когда стал осмысленно относиться к окружающему миру, своим поступкам).
Карточка: «Каким меня видят люди».
«Какой я на самом деле».
«Каким я сам себя представляю».
«Я + Я»
- Какой из трёх «Я», живущих в каждом человека, для тебя важнее всего?
- Всегда ли тебе удаётся разобраться в причинах своих поступков?
- Как ты понимаешь выражение «жить по совести»?
- Для чего дана человеку совесть? Какова её роль в становлении личности?
- Что такое «совесть»?
(Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими).
- Какие фразеологизмы со словом совесть вы знаете?
Карточка: «Люди с чистой совестью».
«Совесть нечиста у кого-нибудь».
«Со спокойной совестью делать что-нибудь».
«Угрызения совести».
«Поступить по совести».
«Этот поступок лежит на его совести».
«По совести говоря».
«И как у него только совести хватило!»)
Учитель: размышления над этими вопросами помогут понять вам рассказ Владимира Фёдоровича Тендрякова «Хлеб для собаки».
- Подумайте, что заставило Тендрякова написать такое страшное произведение?
(Хотел показать правду жизни).
- Когда был написан этот рассказ? (1969 – 1970)
- А кто из вас знает, когда он был опубликован? (в 1988году)
- Почему 18 лет его не публиковали? (Это закрытая тема в обществе)
- В какое время происходят события, описанные в рассказе?(Лето 1933).
2) Группа учеников подготовила историческую справку.
30-ые годы 20 века – страшное время в жизни нашей страны. Во главе государства стоит Сталин, который подвергает репрессиям народы. Лето 1932, 1933, 1934 – страшная засуха.
Работа со словарём.
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
Геноцид – политика истребления населения по расовому, национальному или религиозному мотивам.
3) Чтение с остановками. «Диалог с автором».
- Почему рассказ начинается со страшного описания ссыльных?
- Объясните значение выражений и слов:
«сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества», «лишенец», «адмовысланный», «раскулаченный», «куркуль».
- Как вы думаете, какой нравственный урок получили дети, наблюдавшие за куркулями?
4) Работа в группах.
А) Выделение ключевых эпизодов рассказа.
Составление линейной ассоциограммы
(объяснение порядка частей, содержащихся в тексте;
соответствие между частью текста и его общей идеей).
- История с разлитым молоком 2. Случай в школе.
- Поиск самого голодного. 4. Встреча с собакой.
Аналитическая беседа по вопросам:
(формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им).
- почему 1-й эпизод оказал более сильное потрясение, чем смерть?
- почему во 2-ом эпизоде одноклассники без благодарности отнеслись к попытке
Володи накормить их?
- почему Володя прогнал от дома голодных людей?
- каков смысл фразы «Не облезлого пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»?
Б) Анализ литературных образов героев.
Составление СЛС (структурно-логической схемы)
(нахождение необходимой информации,
сопоставление форм выражения информации)
Портрет | Речь. Диалог. Внутренний Диалог. | Художественные детали | |
Начальник станции | Оплывшее свинцовое лицо; Воспалённо-тёмное лицо; глядел под ноги, не поднимая головы; бродил подолгу. | Молчал, не отвечал; наконец изрёк: «Что за мир?» | Красный верх фуражки («красная шапочка») |
Вовка Тенков | |||
Отец |
5) Аналитическая беседа. Вывод.
(формирование на основе текста системы аргументов (доводов)
для обоснования определённой позиции).
- О чем рассказ Тендрякова?
- Какую нравственную проблему поднимает автор?
( Проблему пробуждения человеческой совести. Совесть не рождается вместе с нами, не даётся в наследство ).
- Главный герой начинает осознавать, что жить надо по совести, т.е. …
(ответ продолжают учащиеся).
- Какова же роль совести в становлении личности?
(Велика. Именно чувство нравственной ответственности говорит о том, что личность состоялась).
- Должен ли человек, сделавший доброе дело, ждать благодарности или ответного доброго поступка?
- Как вы думаете, почему В.Ф. Тендряков поместил в конце рассказа «Документальную реплику»?
(Она передаёт отношение автора к описанным событиям).
- Можно ли этот рассказ считать автобиографическим?
(Да. Описанные события автор наблюдал в детстве, когда в Вологодскую область целыми эшелонами вывозили голодных людей с Украины, их Поволжья).
- Скажите, а легко ли стать личностью?
(Нет. Нужно много над собой трудиться).
6) Размышление в « картинной галерее».
(Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).
Обратимся к картине Сальвадора Дали «Рождение нового человека».
- Как появляется человек на земле?(В муках).
- Как рождается человек духовно? (В муках).
- Кто является жертвами времени в рассказе Тендрякова? (Все люди).
- Кто ещё является жертвой? (Собака).Какую важную деталь выделяет автор в её описании? (Глаза).
- Связаны ли между собой рассказ Тендрякова и картина Пабло Пикассо «Мальчик с собакой»?
(Да. Картина подчёркивает дисгармонию мира, в котором живёт главный герой).
- Что объединяет рассказ Тендрякова, картины Дали и Пикассо?
*тематика
*авторский замысел
*идейное звучание
*экспрессивность выразительных средств.
Поэт Давид Самойлов считал: «Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!»
- А как вы считаете? Согласны вы с поэтом или нет? Обоснуйте свой ответ.
6) Домашнее задание:
напишите эссе по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...