Литературно-художественная композиция «Звезда , в которую он верил»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Презентация жизни и творчества драматурга Александра Валентиновича Вампилова.
«Он обладал удивительным даром – чувствовать , понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Большеокинская СОШ»
Литературно-
художественная
композиция
«Звезда , в которую он верил»
Учитель русского языка и
литературы
Часовитина
Надежда Петровна
День памяти Александра Вампилова
Чтец . Литературно-художественная композиция
«Звезда , в которую он верил». Чтец . Презентация жизни и творчества драматурга Александра
Валентиновича Вампилова.
Чтец . «Он обладал удивительным даром – чувствовать , понимать и уметь
выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения
и желания человеческой души.»
Чтец. Нынешний год особенный , вампиловский , потому что на него
приходятся две даты, связанные с короткой , но яркой , как вспышка
молнии , жизнью замечательного сибирского драматурга,
произведения которого известны всему миру.
Чтец. Две даты :7 5 лет со дня рождения и 4 0 лет со дня трагической
гибели на озере Байкал. Сердце Вампилова не выдержало всего в
нескольких метрах от берега , к которому он плыл после того , как
натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк ,
перевернулась его лодка. Через два дня ему исполнилось бы 35 лет.
Чтец. Когда погиб Вампилов , о сваи бил Байкал .
Сарма в распадах выла , он ветру потакал.
В бессмертье в лодке мчался,
Не зря стихийный смыл.
С волною повенчался , до жизни не доплыл.
Когда погиб Вампилов, притихли вдруг дворы,
И маму зазнобило от ветра с Ангары.
Дочурка на балконе смотрела на восток .
Упал в её ладони берёзовый листок.
Чтец. Когда погиб Вампилов , нетрудно сосчитать:
Ему от роду было всего лишь 35!
Продлить великих возраст , он далее не смог.
Ему уже ни возглас , ни катер не помог.
Его уже не стало, исчез дыханья ток.
А дочка всё держала берёзовый листок.
Чтец. 1 9 3 7 . В этот год вся страна говорила о Пушкине , убитом
ровно сто лет назад.
Чтец. Из письма к жене ,в роддом: «Я предчувствую: у нас родится сын.
Мне , кажется , что судьба у него будет необычной ,возможно,
писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и Горький. А.М.
С Горьким мы были вместе на охоте, он в знак благодарности
подарил мне полмешка пороху.»
Чтец. 19 августа в семье директора Кутуликской средней школы
Валентина Никитича Вампилова и учителя математики Анастасии
Прокопьевны родился четвёртый ребёнок, которого назвали в честь
Пушкина – Александром.
Чтец. Сознательное его детство было обыкновенно- райцентровское
послевоенное детство: школы , походы , метания сразу во все
стороны, когда сегодня впиваешься в спорт , завтра – в школьный
театр, послезавтра- в музыку и книги , и всё непременно с жаром ,
всё с ночным обещанием себе достичь в сегодня избранном деле
небывалого.
Чтец. По окончании школы поступает на историко-филологический
факультет Иркутского университета. Первый рассказ под
псевдонимом Санин (1958 год). Но уже в этот период обращается
к драматургии. Пьеса «Двадцать минут с ангелом», включённая
впоследствии в пьесу « Провинциальные анекдоты», -первый опыт
Вампилова.
Чтец. Закончив в 1960 году университет , работает в редакции областной
газеты «Советская молодёжь.» А в 1964 году уходит из газеты и всё
внимание сосредотачивает на драматургии.
Чтец. Из воспоминаний матери : « Когда он сказал мне , что хочет писать
пьесы , я выразила большое сомнение , по силам ли это ему ?»
Саша сказал : « Ты , мама , не веришь в меня .» На что я ответила :
« Матери всегда должны быть строги к свои детям и их
способностям, должны относиться к ним критически .»
А незадолго до смерти Саша сказал мне : « А ты ведь , мама , не
верила !»
Чтец. Посредине лужка,
будто в горнице без потолков,
Мы стелили постель
на зелёной траве непримятой.
Верховик над Байкалом
кружил паруса облаков,
С огорода за пряслами
пахло укропом и мятой.
Жизнь казалась безбрежной ,
как в этой тиши небеса,
А земля , где мы жили ,-
домашней и тёплой такою.
Лишь о будущем речи
туманили дымкой глаза,
И рождали надежды ,
и сердце лишали покоя.
На иркутском погосте
сегодня такая же тишь…
И , сквозь толщу земли
наблюдая живые созвездья,
Ты листвою зелёной
со мною всю ночь говоришь.
О коварстве и счастье дороги ,
что выбрали вместе.
Я увижу Байкал ,
и зелёный лужок , и село.
Снова память туда
неустанно и властно стремится.
Я душою, озябшей в дорогах ,
услышу тепло,
Развернув твоей книги
такие родные страницы.
Чтец. « Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта».
Чтец. Пьесы драматурга шли почти во всех городах нашей страны.
Вот справка одного театрального сезона : пьеса «Старший сын»
поставлена в 52 театрах .
Чтец. «Прощание в июне»- в 31 театре.
Чтец. «Прошлым летом в Чулимске» и «Утиная охота»- в 30 театрах.
Чтец. «Провинциальные анекдоты» - в 9 театрах.
Чтец. Зритель , приходя в театр на Вампилова, невольно попадает под
нелёгкое нравственное испытание , своего рода – исповедь , в
которую он , один раньше , другой позже , так или иначе
вовлекается ещё во время спектакля и которая долго
продолжается после спектакля.
Чтец. Действие всех пьес Вампилова происходит в больших и малых
городах, а этой – в деревне. Учитель уезжает из посёлка ,
отработав три года. Заходит попрощаться в последний дом
и остаётся…
Чтец. Дом окнами в поле.
Просто – напросто книга,
Обложка и титульный лист.
Что-то вывел художник на них,
До улыбки простое.
И рассыпан всё тот же знакомый
Внутри алфавит.
И прохлада страниц,
И на снимке лицо молодое.
Неприметный пейзаж,
Где июньские встречи – тайком,
И у платьица милый фасон,
Только нынче немодный.
И всему вопреки-
Пусть они побегут босиком
Против подлости , как против ветра,
Легко и свободно.
Это просто кларнет.
Это жест осторожной руки.
Это взмах Музыканта ,
Как взлёт расшалившейся птицы…
Это просто-
Как тёплой ладонью коснуться щеки
И слезинку смахнуть,
Задержавшуюся на ресницах.
И когда захолонет , застонет,
Забьётся от слёз
То , что всё ещё живо,
Хотя и томится в неволе,
Пусть покажется явью во сне-
Белый свет от берёз
И бревенчатый дом
Золотистыми окнами – в поле.
Инсценирование отрывка из пьесы «Дом окнами в поле».
Чтец. Подарив пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал
на ней: «Дорогой маме от младшего сына». Действительно, родные
как-то долго не видели в Саше таланта, потому что он не любил
говорить о себе, о своих успехах.
Чтец. Но ведь у Вампилова есть драматический этюд , который так и
называется «Успех». Молодой актёр играет на следующий день
роль рецидивиста – не может перестроиться , выглядеть
«примерным» женихом. В результате Елена Ивановна , мама
будущей невесты Машеньки , остаётся в восторге от своего
будущего зятя.
Инсценирование отрывка из этюда «Успех».
Чтец. Вампилов не любил говорить о себе ,но некоторые свои мысли
заносил в записную книжечку, которая всегда была под рукой.
Послушаем некоторые из них…
Чтец. «Среда –это то , как каждый из нас работает , ест, пьёт, что каждый
из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит,
а значит , каждый может спросить самого себя со всей строгостью:
что в моей жизни , в моих мыслях , в моих поступках есть такого ,
что дурно отражается на других людях ? Сколько для этого нужно
всего того , что называется духовным богатством человека !»
Чтец. «Я смеюсь над старостью , потому что никогда не буду старым».
Чтец. «Мы для того и молоды , чтобы дерзать!»
Чтец. «Теперь нравятся молодые люди с собственными машинами ,
а не с собственными мнениями.»
Чтец. «Не будем ссориться, пусть нам завидуют.»
Чтец. «Счастливый человек всегда в чём-нибудь виноват. Перед многими
людьми он виноват уже в том , что счастлив».
Чтец. «Мы много говорили о том, что мы сделали , или о том, что мы
собираемся делать. Делать надо , а не говорить.»
Чтец. «Цифры хорошо запоминают не умные , а жадные».
Чтец. «Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть
гол , нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея,
цель , надежда , мираж- всё , начиная от намерения собрать
лучший альбом марок и кончая грёзами о бессмертии, -он ещё
человек ,и его существование имеет смысл.»
Чтец. « Человек должен ходить по земле гордо и легко.»
Чтец. «Люди никогда не перестанут валять дурака.»
Чтец. «У каждого человека , помимо его бесспорного паспортного
возраста , бывает ещё возраст души. Одному всегда, даже в 16 лет,
можно дать 45 , а другой и в 60 лет сохраняет мальчишество.»
Чтец. « Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с
беспокойством и жду от неё чего угодно. Что-то я последнее время
подозрительно счастлив: ты любишь меня и в остальном сбываются
мечты, оправдываются надежды- не много ли сразу?»
Чтец. «Я люблю людей , с которыми всё может случиться.»
Пьеса «Свидание.» Сценка из нерыцарских времён.
Чтец. Валентин Распутин: «Кажется , главный вопрос , который постоянно
задаёт Вампилов : останешься ли ты , человек , человеком ?
Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе , что
уготовано тебе во многих житейских испытаниях , где трудно
различимы даже и противоположности: любовь и измена , страсть
и равнодушие , искренность и фальшь, благо и порабощение».
Чтец. Владимир Скиф «Памяти Вампилова»
Всё больней , всё острей , ощутимей.
Оживает твой след на земле.
Да светится в веках твоё имя ,
Как высокие звёзды во мгле .
Этой истины нету дороже ,
Этой памяти нету сильней.
Заметает твой холмик порошей,
Оттого и потеря больней.
Вновь поёт театральная скрипка
И становится воздух сырей…
По страницам мелькает улыбка ,
Оттого и потеря острей.
В горьковатом Отечества дыме
Пронеслась твоих лет череда.
Оттого и печаль ощутимей,
Что пророков в Отечестве нет .
Да светится в веках твоё имя !
И кометою длится твой след !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Верю - не верю"
Игра "Верю - не верю" проводилась в 7 классе на уроке по теме "Повторение изученного в5-6 классах"...
игра "Верю не верю"
Предлагаю игру по биологии для внеклассной работы....

Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"
Физические диктанты "Веришь - не веришь" в 7 классе можно использовать при закреплении нового материала, а также при проверке знаний изучаемой темы. Физические диктанты составлены для учащихся 7 класс...

Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"
Физические диктанты "Веришь - не веришь" можно использовать для закрепления изученного материала, так и для проверки знаний учащихся по данной теме. Физические диктанты составлены для учащихся 7 ...
Творческая работа. Сочинение Номинация «Человек, которому я верю» .Автор: Тарасенко Никита, 5 класс
Весь православный мир в этом году чтит память великого старца Сергия Радонежского. Семьсот лет отделяет нас от дня его рождения. Ныне же мы должны особенно благодарить бога за то, что даровал он нам т...

"Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…" Внеклассное чтение во 2 классе.
quot;Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…" (Андрей Белянин)Урок по внеклассному чтению дл...

Три мифа об основании Санкт-Петербурга, в которые продолжают верить.
Разбор трёх исторических мифов и их опровержение....