рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_7_kl.docx | 86.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Губкина Белгородской области
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №15» __________ /О.И.Павлова/ Приказ № 212 от «31» августа 2013 г. |
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ /Л.В.Труфанова/ Протокол № 6 от «24» июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /И.В.Казакова/ «26» июня 2013 г. | Рассмотрено на педагогическом совете МБОУ «СОШ №15» Протокол № 1 от «31» августа 2013 г. |
Рабочая программа
Литература |
название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) |
Учитель: Светикова Ирина Владимировна |
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль) |
7 класс |
класс (параллель), в котором изучается учебный курс Предмет: литература |
предмет. курс, дисциплина (модуль) |
2013 год |
год составления программы |
Аннотация к Рабочей программе по литературе для 7А, Б, В классов
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.
Используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация обучения предполагает применение учебника «Литература». 7 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 7класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, в неделю – 2часа.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.
Рабочая программа по литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
- воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа произведений.
Программа решает основные задачи преподавания литературы:
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация обучения предполагает применение учебника «Литература». 7 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 7класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, в неделю – 2часа.
С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:
Контрольные работы (сочинение) | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть |
классные | 1 | 1 | 1 | 1 |
домашние | 1 |
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- чтение наизусть,
- тесты,
- анализ текста,
- исследовательские работы,
- устные рассказы по плану,
сочинения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 А, Б, В классов на 2013-2014 учебный год.
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Примечание |
Введение | 1ч | |||||
1. | 1. | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды и жанры | 3.09 | |||
Из устного народного творчества | 7ч | |||||
Былины | 2ч | |||||
2. | 1. | «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | 6.09 | |||
3. | 2. | А.К. Толстой. «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности. | 10.09 | |||
Русские народные песни | 2ч | |||||
4. | 1. | Обрядовая поэзия. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | 13.09 | |||
5. | 2. | Лирические песни и лироэпические песни. Своеобразие поэтического языка народных песен. | 17.09 | |||
Из древнерусской литературы | 3ч | |||||
6. | 1. | Из «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы. | 20.09 | |||
7. | 2. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | 24.09 | |||
8. | 3. | Вн. чт. «Житие Сергия Радонежского». | 27.09 | |||
Из литературы XVIII века | 7ч | |||||
М.В. Ломоносов | 2ч | |||||
9. | 1. | М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...»: мысли и рассуждения автора. Поэтические образы. | 1.10 | |||
10. | 2. | М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Теория о «трех штилях» | 4.10 | |||
Г.Р. Державин | 1ч | |||||
11. | 1. | Г.Р.Державин «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. | 8.10 | |||
Д.И. Фонвизин | 4ч | |||||
12. | 1. | Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. Комедия «Недоросль» | 11.10 | |||
13. | 2. | Своеобразие драматургического произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | 15.10 | |||
14. | 3. | Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Социальные вопросы в комедии. | 18.10 | |||
15. | 4. | Р/р. Написание сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 22.10 | |||
Из литературы XIX века | 26ч | |||||
А.С. Пушкин | 4ч | |||||
16. | 1. | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» | 25.10 | |||
17. | 2. | Стихотворение А.С.Пушкина «Туча»: человек и природа | 29.10 | |||
18. | 3. | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. | 1.11 | |||
19. | 4. | Поэма А.С. Пушкина «Полтава»: образ Петра и тема России. Своеобразие поэтического языка. | 12.11 | |||
М.Ю. Лермонтов | 4ч | |||||
20. | 1. | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | 15.11 | |||
21. | 2. | Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...»: проблематика и основные мотивы. Центральные персонажи поэмы и художественные приемы их создания. | 19.11 | |||
22. | 3. | Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни...». | 22.11 | |||
23. | 4. | Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов XIX века | 26.11 | |||
Н.В.Гоголь | 2ч | |||||
24. | 1. | Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. | 29.11 | |||
25. | 2. | Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям. | 3.12 | |||
И.С. Тургенев | 3ч | |||||
26. | 1. | Рассказ о жизни И.С.Тургенева в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч» | 6.12 | |||
27. | 2. | «Певцы»: основная тема рассказа И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Нищий». | 10.12 | |||
28. | 3. | Вн. чт. И. С. Тургенев «Первая любовь» | 13.12 | |||
Н.А. Некрасов | 3ч | |||||
29. | 1. | «Железная дорога»: доля народная — основная тема произведений Н.А.Некрасова. | 17.12 | |||
30. | 2. | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. | 20.12 | |||
31. | 3. | Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений: судьба русской женщины. | 24.12 | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин | 2ч | |||||
32. | 1. | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Позиция писателя. | 27.12 | |||
33. | 2. | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. | 13.01 2014 | |||
Л.Н. Толстой | 2ч | |||||
34. | 1. | Творческая история «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого. Литература и история. | 15.01 | |||
35. | 2. | Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. | 20.01 | |||
Н.С. Лесков | 2ч | |||||
36. | 1. | «Лесков — писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша». | 22.01 | |||
37. | 2. | Образный мир повести Н.С.Лескова «Левша». Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по произведению Н.С.Лескова «Левша». | 27.01 | |||
А.А. Фет | 1ч | |||||
38. | 1. | Русская природа в стихотворениях А.А. Фета: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 29.01 | |||
А.П. Чехов | 2ч | |||||
39. | 1. | Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | 3.02 | |||
40. | 2. | Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. | 5.02 | |||
41. | 1. | «О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX — XX веков | 1ч | 10.02 | ||
Из литературы XX века | 22ч | |||||
М. Горький | 3ч | |||||
42. | 1. | М. Горький «Детство» (главы из повести). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. | 12.02 | |||
43. | 2. | Становление характера мальчика в повести М.Горького «Детство». | 17.02 | |||
44. | 3. | М.Горький «Легенда о Данко». Проблематика рассказа и авторская позиция | 19.02 | |||
И.А. Бунин | 2ч | |||||
45. | 1. | И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...». Смысл названия. Художественная идея произведения. | 24.02 | |||
46. | 2. | Рассказ И.А.Бунина «Кукушка». Основные проблемы рассказа и образы. | 26.02 | |||
А.И. Куприн | 2ч | |||||
47. | 1. | Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | 3.03 | |||
48. | 2. | Основная сюжетная линия рассказа А.И.Куприна «Alles» и подтекст; художественная идея. | 5.03 | |||
В.В. Маяковский | 1ч | |||||
49. | 1. | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие. | 10.03 | |||
С.А. Есенин | 3ч | |||||
50. | 1. | Стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора. | 12.03 | |||
51. | 2. | Стихотворение С.А.Есенина «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя. | 17.03 | |||
52. | 3. | Р/р. Написание сочинения по творчеству С. А. Есенина | 19.03 | |||
И.С. Шмелев | 1ч | |||||
53. | 1. | Рассказ И.С.Шмелева «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 2.04 | |||
М.М. Пришвин | 1ч | |||||
54. | 1. | Рассказ М.М.Пришвина Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. | 7.04 | |||
К.Г. Паустовский | 1ч | |||||
55. | 1. | «Повесть К.Г.Паустовского «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение глав. | 9.04 | |||
Н.А.Заболоцкий | 1ч | |||||
56. | 1. | Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. | 14.04 | |||
А.Т. Твардовский | 1ч | |||||
57. | 1. | Основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского: «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...».«Василий Теркин»: основные мотивы эпоса А.Т.Твардовского. | 16.04 | |||
58. | 1 | Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны | 1ч. | 21.04 | ||
Б.А. Васильев | 1ч | |||||
59. | 1. | Рассказ Б.А. Васильева «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 23.04 | |||
В.М. Шукшин | 2ч | |||||
60. | 1. | «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал». | 28.04 | |||
61. | 2. | Р/р. Написание сочинения по творчеству писателей ХХ века | 30.04 | |||
62. | 1. | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века. | 1ч | 5.05 | ||
Из зарубежной литературы | 7ч | |||||
У. Шекспир | 1ч | |||||
63. | 1. | Темы и мотивы сонетов. Вечные темы в сонетах У. Шекспира. | 7.05 | |||
Р.Бернс | 1ч | |||||
64. | 1. | Стихотворения Р.Бернса «Джон Ячменное Зерно», «Возвращение солдата»: народное представление о добре и силе. | 12.05 | |||
Р.Л. Стивенсон | 1ч | |||||
65. | 1. | Роман Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. | 14.05 | |||
Мацуо Басё | 1ч | |||||
66. | 1. | Основные сведения из биографии Мацуо Басё. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. | 19.05 | |||
А. де Сент-Экзюпери | 1ч | |||||
67. | 1 | Повесть А. де Сент-Экзюпери «Планета людей». «Линия». Основные события и позиция автора. Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я.Купалы «Мужик», «А кто там идет?» | 23.05 |
Содержание программы учебного предмета
7 класс
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Минула Селяншювич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Л.К. Толстой. «Илья Муромец*. Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Нашамасленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки* в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигну л., л: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория о «трех штилях» (отрывки). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления <<М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. Фонвизин
Краткие сведения о писателе. «Недоросль», Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туна»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов
«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В.Гоголь
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. Тургенев
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ <<Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); «Певцы» (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. Некрасов
«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-крае-ведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одно произведение по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л.Михайлов, «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности; написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. Лесков
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». * Левша*. Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. Фет
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»:
А.С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда..,», «Ночной зефир...», «Зимняя дорога»; М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»; А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще весны душистой нега...»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; Я.П. Полонский. «Ночь»; А.Н. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» и др.
А.П. Чехов
«Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
«О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX — XX веков
Для чтения и обсуждения:
А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;
Я.П. Полонский. «В альбом К. Ш...»; А.А. Ахматова. «Молитва»; В.Хлебников. «Мне мало надо...»; И.Северянин. «Родник».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIX—XX веков.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из литературы XX века
М. Горький
«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Дан-ко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)*.
И.А. Бунин
«Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. Куприн
«Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В.В. Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. Есенин
«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я>> и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. Шмелев
«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. Пришвин
«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. Паустовский
«Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля », «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А.Заболоцкий
«Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. Твардовский
«Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;
А.А.Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Б.А. Васильев
«Экспонат №...» Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» (два рассказа по выбору). Внутренняя простота и нравственная высота героев.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, автор).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
«Мне о России надо говорить...»: стихи о России поэтов XX века
Для чтения и обсуждения:
Я.В. С мел я ков. «История»;
А.Я.Яшин. «Не разучился ль...»
Р.А. И патова. «Как хорошо, что есть на свете дом...»;
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.Бернс
Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Мацуо Басё
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Р.Л. Стивенсон
Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
А. Сент-Экзюпери
Краткие сведения о писателе. «Планета людей» ( «Линия», «Самолет», «Самолет и планета» — по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Я.Купала
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский –переводчики Я. Купалы.
Формы и средства контроля
В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области плановых контрольных работ 5:
Классное сочинение – 4
Домашнее сочинение – 1
Примерные темы сочинений
№ п/п | № урока | Вид работы | Тема | Дата 7А | Дата 7Б | Дата 7В |
15 | Классное сочинение | Р/р. Написание сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 22.10 | 22.10 | 22.10 | |
23 | Классное сочинение | Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов XIX века | 26.11 | 26.11 | 26.11 | |
37 | Подготовка к написанию домашнего сочинения | Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по произведению Н.С.Лескова «Левша» | 27.01 | 27.01 | 27.01 | |
52 | Классное сочинение | Р/р. Написание сочинения по творчеству С. А. Есенина | 19.03 | 19.03 | 19.03 | |
62 | Классное сочинение | Р/р. Написание сочинения по творчеству писателей ХХ века | 5.05 | 5.05 | 5.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Литература.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин.8-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», - 2012г
- Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г
- Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.
Дополнительная литература
- Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
- Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012.
Перечень основного оборудования
- Документ-сканер.
- Мультимедиапроектор.
- Сетевой фильтр-удлинитель.
- Словари.
- Универсальный портативный компьютер.
- Учебно-методический комплекс по литературе.
- Экран настенный.
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Уроки литературы 6-11 классы»
Образовательные электронные ресурсы:
- Античная литература. http://pergam.chat.ru/
- Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru
- Древнерусская литература. http://www.pisatel.org/old/
- Древнерусская литература. http://drevne.ru/lib
- Классика. http://www.klassika./
- Урок литературы.http://mlis.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....