Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2011).
На изучение курса отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю, из них уроков внеклассного чтения 10, уроков развития речи 10.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебно – тематический план
Название темы | Количество часов | Р.р. | Вн.чт |
Введение | 1 | - | - |
Устное народное творчество | 10 | 2 | |
Из древнерусской литературы | 2 | - | - |
Из литературы XVIII века | 2 | ||
Из литературы XIX века | 44 | 5 | 4 |
Из литературы XX века | 29 | 3 | 2 |
Из зарубежной литературы. | 12 | 4 | |
Итоговые уроки | 2 | ||
итого | 102 | 10 | 10 |
Содержание тем учебного курса
(102 часа, 3 часа в неделю)
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа: программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под редакцией В.Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009г.
- Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература:5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. «Просвещение», 2011.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс». (Формат МР3). М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.
- Библиотека электронных наглядных пособий «Литература 5-11 класс». «Дрофа», 2004г.
Дополнительная литература:
- Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
- Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
- Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2008.
Календарно-тематическое планирование
по литературе
Класс 5
Учитель СтупинаТатьяна Владимировна
Количество часов:
всего 102, в неделю 3часа.
Плановых контрольных уроков 3, зачётов -, тестов –
Административных контрольных уроков -.
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11
класс под редакцией В.Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009г.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература:5 класс: учебник: в 2-х частях.- М.
«Просвещение», 2011.
№ | Дата | Раздел, тема урока |
Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора: загадки, частушки, скороговорки. | ||
Р.Р. Обучение сочинению сказки, загадки, частушки, колыбельной песни | ||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. | ||
Художественный мир сказки. «Царевна-лягушка». Иван царевич, его помощники и противники. | ||
Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. | ||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» − волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. | ||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Герои сказки. | ||
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости | ||
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках. | ||
Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. | ||
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник | ||
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | ||
Из русской литературы 18века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» | ||
Роды и жанры литературы. | ||
Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века) | ||
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие аллегории и морали. | ||
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Понятие аллегории и морали. | ||
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | ||
Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. | ||
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Сюжет и герои. | ||
В. А. Жуковский. Черты литературной и народной сказки. | ||
В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | ||
А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | ||
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | ||
Письменные ответы или тестирование. | ||
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | ||
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил. Система образов сказки | ||
Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». | ||
Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. | ||
Вн.чт. Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | ||
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | ||
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | ||
В.М. Гаршин «Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | ||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | ||
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | ||
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | ||
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | ||
Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | ||
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | ||
Вн.чт. Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».Поэтический образ русской женщины. | ||
Вн.чт. Н. А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | ||
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. | ||
Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | ||
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и челяди. | ||
Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | ||
Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. | ||
А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | ||
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | ||
Р.р.Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике. | ||
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого. | ||
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | ||
Р.р. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». | ||
Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте | ||
Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. | ||
Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | ||
Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. | ||
Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19века). | ||
Вн.чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | ||
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | ||
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | ||
Портрет как средство изображения героев. | ||
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко. Понятие о композиции литературного произведения. | ||
Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко. | ||
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка стихотворений. | ||
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы- мастера. | ||
Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | ||
К. Г. Паустовский. Слово о писателе . Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | ||
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | ||
Вн.чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | ||
С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | ||
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | ||
Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказов в пьесе С.Я. Маршака. | ||
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе – сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика | ||
Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. | ||
Контрольная работа по литературе или тестирование. | ||
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | ||
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | ||
Р.Р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (по произведениям А.П. Платонова, К. Г. Паустовского | ||
Русские поэты ХХ века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Дон-Аминадо). Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | ||
Русские поэты ХХ века о Родине и о родной природе. А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образы родины в стихах о природе. | ||
Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов ХХ века). | ||
С. Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | ||
Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. | ||
К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети. | ||
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. « Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | ||
Р. Стивенсон. Слово о писателе. « Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер. | ||
Вн.чт Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» − произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзон Крузо. | ||
Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | ||
Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | ||
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | ||
Вн.чт. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. | ||
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена. | ||
Вн.чт. Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | ||
М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. | ||
Том и Гек в романе М. Твена. Том и Бекки. Внутренний мир героем М. Твена | ||
Вн.чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. | ||
Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. | ||
Итоговый урок-праздник. «Путешествии по стране Литературии». Выявление литературного развития учащихся. | ||
Задания для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....