Выступление "Способы достижения эффективности чтения на современном уроке"
статья по литературе (5 класс) на тему
Чтение - важнейший инструмент формирования УУД школьников, начиная с начальной ступени оьбучения, заканчивая выпускными классами. К сожалению, в настоящее время. мало кто из учащихся читает на должном уроне, осознанно и выразительно. современный ФГОС предполагает наличие множества развитых компетенций (УУД) у каждого ребенка, а без сформировнного навыка чтения они попросту невозможны. Ребята "боятся" объемных текстов, торопятся выбрать ответ, не вникая в суть прочитанного. Эта проблема касается любого учителя-предметника. Задача учителя, родителя, ученика постепенно решать данную проблему путем сочетания различных стратегий, техник, должного контроля, побуждения интереса к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.37 КБ |
prezentatsiya_terskikh_sn.pptx | 379.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение – необходимое средство приобретения знаний, умений, навыков, от умения быстро и осознанно читать зависит успех учебной деятельности ученика, его психическое развитие. Следовательно, уверенное овладение навыком чтения – одна из основных предпосылок успешной работы ученика по всем дисциплинам.
Полноценный, автоматизированный навык чтения помогает человеку расширять свой кругозор, благоприятно воздействует на его умственные способности, воображение, мышление и творческую деятельность. Не зря Василий Александрович Сухомлинский определял данный вид деятельности «окошком в мир, важнейшим инструментом учения».
Задача совершенствования навыка чтения как сознанного и осмысленного процесса, техники чтения ранее зачастую лишь формально фигурировала среди задач урока. В настоящее время стандарты обучения предъявляют совершенно иные требования к обучающимся, которые не только должны уметь осознанно прочитать текст, но и уметь критически осмыслить прочитанное, научиться работать с разными видами текстов, грамотно и связно выражать мысли. И задача педагога, родителей, помочь ребенку в условиях всеобщей загруженности по предметам, привить интерес, любовь к чтению вообще, иначе процесс восприятия материала будет затруднен, а с годами еще более усложниться.
К тому же ФГОС предполагают преемственность всех ступеней общего образования, слаженная работа по формированию навыка чтения не должна прерываться. Чтение – мысль – действие. Успешность-активность. Такова проблема на сегодняшний день.
Какие же способы достижения эффективности чтения на современном уроке? Не забывая об основном принципе преемственности обучения можно выделить следующие, своеобразный синтез традиционных и нетрадиционных методов:
Начальные классы Средние, старшие классы
Четкий алгоритм работы | Стратегии и тактики критического мышления (синквейн, «корзина идей», толстые и тонкие вопросы и др.) |
Проверка техники чтения | Проверка техники чтения (средние классы) |
Дневники чтения | Отзывы о прочитанном |
Игровые методы | Проектные работы |
Применение ИКТ-технологий | Применение ИКТ-технологий |
Чтение +осмысление Осмысление
Обобщая вышесказанное, можно выделить основные стратегии формирования осознанного, быстрого навыка чтения: четкий алгоритм работы, заданный педагогом, применение нетрадиционных технологий, расширение круга самостоятельного чтения, работа с родителями. Учитель – предметник, используя данные способы, техники сможет добиться того, чтобы его ученики и не просто овладели знаниями о предмете, но и главное стали « мыслящими» людьми (Д.С. Лихачев).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А.Сухомлинский считал чтение «окошком в мир, важнейшим инструментом учения».
Осмысленное чтение р азвитие мышления, творческих способностей, кругозора, быстроты выполнения УУД повышение познавательной мотивации обучение навыкам успешного общения ( умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка формирование функциональной грамотности, которая обеспечивает результативность обучения по другим предметам
Чтение мысль Успешность активность
5 Цели изучения литературного чтения Стандарт 2009 года Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Стандарт 2005 года овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Способы достижения эффективности чтения на современном уроке Начальная школа Средние, старшие классы Четкий алгоритм работы Стратегии и тактики критического мышления ( синквейн , «корзина идей», «толстые» и «тонкие» вопросы и др.) Проверка техники чтения Проверка техники чтения (средние классы) Дневники чтения Отзывы о прочитанном Игровые методы Проектные работы Применение ИКТ-технологий , интерактивных методик Применение ИКТ-технологий , интерактивных методик
«Чтение – вот лучшее умение,… помогает стать «мыслящими» людьми». Умейте читать с интересом и не торопясь». (Д.С. Лихачев из «Писем к молодым читателям)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Способы достижения эффективности чтения на современном уроке"
Чтение - важнейший инструмент формирования УУД школьников, начиная с начальной ступени оьбучения, заканчивая выпускными классами. К сожалению, в настоящее время. мало кто из учащихся читает на должном...
Выступление "Способы достижения эффективности чтения на современном уроке"
Чтение - важнейший инструмент формирования УУД школьников, начиная с начальной ступени оьбучения, заканчивая выпускными классами. К сожалению, в настоящее время. мало кто из учащихся читает на должном...
Составление синквейнов как эффективная форма организации и чтения книг современными подростками.
В статье рассказывается о составлении синквейна как приема мотивации учеников на внимательное, глубокое прочтение произведений....
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...
Эффективные способы организации современного урока
Материал для педсовета или собрания МО...
Интерактивные технологии как эффективный инструмент организации современного урока
Статья на тему "Интерактивные технологии как эффективный инструмент организации современного урока обществоведческого цикла"...
Методические рекомендации «Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования»
К 9 классу у школьников должна быть сформирована коммуникативная компетентность., поэтому основная задача учителей: воспитать культуру аргументированного рассуждения.В методических рекомен...