спецкурс в таблицах по литературе
учебно-методическое пособие по литературе на тему
Предварительный просмотр:
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
(тестовые задания)
1. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метафоры.
- переварить — «усвоить»
- надымить — «накурить»
- серый — «посредственный, скучный»
- испариться — «исчезнуть, уйти»
2. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метафоры.
- город — «центр города» (например, в вопросе: «Ты в город?»
- лодочки — «открытые туфли без застежек»
- ржать — «грубо смеяться»
- расписаться — «заключить брак»
3. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метонимии.
- холодный — «равнодушный, сдержанный»
- фарфор — «изделия из фарфора» (купить фарфор)
- класс — «группа учащихся» (класс встал)
- фонарь — «синяк под глазом»
4. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метонимии.
- растаять — «расчувствоваться»
- штопор — «фигура высшего пилотажа»
- соболь — «мех соболя» (дама в соболях)
- бутылка — «содержимое бутылки» (выпить бутылку)
5. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию — Б.
- засыпаться — «не выдержать экзамен»
- физика — «учебник физики» (сдать физику в библиотеку)
- хвост — «задолженность, не сданный вовремя экзамен»
- пожевать — «поесть»
6. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.
- шарик — «шариковая ручка»
- корочки — «диплом, удостоверение»
- окно — «свободное время между занятиями»
- прокол — «промах, ошибка»
7. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.
- мотор — «автомобиль, такси»
- борода — «человек с бородой»
- застолбить — «занять»
- золото — «изделия из золота» (носить золото)
8. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.
- физкультурник — «учитель физкультуры»
- провалиться — «не сдать экзамен»
- клетка — «ткань в клетку» (я люблю клетку)
- лексика — «учебный предмет, в котором изучается словарный состав языка»
9. Разграничьте в следующих примерах А — олицетворение, Б — перифразу, В — метонимию, Г — сравнение. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).
- И золотеющая осень слезами плачет на песок (С. Есенин).
- И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот (Б. Пастернак).
- Однако несколько творений он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана (т.е. Байрона) / Да с ним еще два-три романа (А. Пушкин)
10. Разграничьте в следующих примерах А — олицетворение, Б — метонимию, В — сравнение, Г — реминисценцию (скрытая цитата). В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А.С. Пушкин).
- Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин).
- И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий).
- Служение стихиям не терпит суеты (В. Высоцкий).
11. Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — олицетворение, В — метонимию, Г — синекдоху. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут (Шекспир).
- Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. С. Пушкин).
- В почтенной кичке, в шушуне Москва — премилая старушка (А.С. Пушкин).
- Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) / Предпишет гордый свой закон? (А.С. Пушкин)
12. Разграничьте в следующих примерах А — сравнение, Б — олицетворение, В — метонимию, Г — реминисценцию. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
I) Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе (А.С. Пушкин).
- Туман — с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей (В. Маяковский).
- В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи (В. Высоцкий).
- Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник (А. Ахматова).
13. Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — литоту, В — метонимию, Г — олицетворение. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает (О. Мандельштам).
- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов).
- Налетели на мертвого жирные карандаши (О. Мандельштам).
- Я три тарелки съел (ИА. Крылов).
14. Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — олицетворение, В — перифразу, Г — сравнение, Д — метонимию. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Скоро сам узнаешь в школе, / Как архангельский мужик (т.е. Ломоносов) / По своей и божьей воле / Стал разумен и велик (Н.А. Некрасов).
- Ты — как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе (А. Блок).
- И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени (В. Высоцкий).
- Миллион казацких шапок высыпал на площадь (Н.В. Гоголь)
15. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — антитеза, Б — параллелизм, В — анафора, Г — риторический вопрос, Д — оксюморон. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
1) Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься (Колетт).
- Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником (Дайан Ревич).
- Где начало того конца, которым оканчивается начало? (Козьма Прутков).
4) И в семьдесят лет можно остаться молодым стариком (Р. Эмерсон).
16. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — оксюморон, В — риторическое обращение, Г — эпифора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
1) Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило (М. Эбнер-Эшенбах).
2) Проза — это слова в наилучшем порядке; поэзия — наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика —давно известные слова в давно известном порядке (журнал «Тайме»).
- У него были грешные благие желания (С. Лец).
- Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков).
17. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — антитеза, Б — парцелляция, В — параллелизм, Г — риторический вопрос. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
1) Где начинается тщеславие, там кончается разум (М. Эбнер-Эшенбах).
- Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина — счастьем, которое приносит (Лакло).
- Жить надо дольше. И чаще (Казимеж Сломиньский).
4) Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем (У. Хоултби).
18. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А— парцелляция, Б — риторическое обращение, В — параллелизм, Г — оксюморон. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого (М. Твен).
- Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство богов (А. Поп).
- Обожаю мелодраму. Потому что я реалист (С. Лец).
- Усложнять просто, упрощать сложно («Закон Мейера»).
19. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — эллипсис, Б — риторическое восклицание, В — инверсия, Г — градация, Д — риторический вопрос. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Выдумали тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Хенрик Хорош).
- Мы уже не верим в прогресс — разве это не прогресс?
- Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование (NN).
- Пессимист считает, что хуже быть не может; оптимист — что может быть и хуже (NN).
20. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — оксюморон, Б — метафора, В — антитеза, Г — парцелляция. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру (Н. Гоголь).
- Смотри: ей весело грустить такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова).
- Джентльмены не говорят о деньгах — джентльмены имеют деньги (NN).
- Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег (Юзеф Бестер).
21. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — антитеза, В — анафора, Г — оксюморон, Д — гипербола, Е — метафора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
1) Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах (Пол Гетти).
2) В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное (Аристотель).
- Мысль — двигатель всякой нации, предводитель всякой армии, артиллерия во всякой войне. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение (Папини).
- Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин (Колетт).
22. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — метафора, В — анафора, Г — оксюморон, Д — антитеза. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник (В. Жуковский).
- Правительство — паруса, народ — ветер, государство — корабль, время — море (Берне).
- Дешевые политики обходятся особенно дорого (NN).
4) Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать (Сюзанна Броан).
23. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — парцелляция, В — оксюморон, Г — метафора, Д — эпифора, Е — анафора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.
- Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете (А. Бирс).
- Женщины и вороны нападают стаей (М. Жванецкий).
- Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках (Лешек Кумор).
4) Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым (Жан Кокто).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ключи)
1.1, 3, 4 9. 1В, 2А, ЗГ, 4Б 17. 1А, 2В, ЗБ, 4Г
2. 2, 3 10. 1А, 2Б, ЗВ, 4Г 18. 1А, 2В, ЗА, 4ГВ
3. 2, 3 11. 1А, 2В, ЗБ, 4ГБ 19. 1Б, 2Д, ЗГ, 4А
4. 3, 4 12. 1В, 2Б, ЗГ, 4А 20. 1Б, 2А, ЗВ, 4Г
5. 1А, 2Б, ЗА, 4Б 13. 1А, 2Б, ЗГ, 4В 21. 1АБВ, 2Г, ЗЕ, 4Д
- 1Б, 2Б, ЗА, 4А 14. 1В, 2Г, ЗБ, 4АД 22. 1АБВ, 2АБ, ЗГ, 4ДА
- 1Б,2Б,ЗА, 4Б 15. 1АБВ, 2БВ, ЗГД, 4Д 23. 1АДЕ, 2Г, ЗБ, 4В
- 1Б, 2А, ЗБ, 4Б 16. 1Г, 2АГ, ЗБ, 4В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
таблицы по литературе XIX века
Таблицы по литературе XIX века. Направления литературы, основные представители ...
таблицы по литературе
удобно использовать на интерактивной доске...
Таблицы по литературе
5-11 классы...
спецкурс в таблицах по литературе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7016173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"375"}}]]...
Спецкурс "Путешествие в мир литературы"
Спецкурс "Путешествие в мир литературы"...
Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящег...
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс...