«Кому повем печаль мою?» ( По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ouno.90_ivanova_t.a._tekhn._karta_uroka_po_lit._1.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: «Кому повем печаль мою?» ( По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)
Дата проведения урока: 17.02.2014 г.
Класс: 9 в
ОУ: ГБОУ СОШ №90
Учитель-предметник: Иванова Т.А., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Ч.2. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и др..-18-е изд.-М: Просвещение, 2011
Цели для ученика Обучающие: 1. Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Тоска» 2. Совершенствование навыков анализа текста, сопоставления 3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике. Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, толерантности. | Цели для учителя Образовательные: дать сведения о рассказе А.П. Чехова, теме одиночества, равнодушия и тоски в русской литературе и фольклоре. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, толерантность. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Рассказ Антитеза Метафора Эпиграф | Новые понятия |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Организация сопоставления стихотворений. Прочитав стихи, дать возможность озаглавить | Подготовка к работе. Самоопределение. Чтение стихотворений (Приложение 1) | Фронтальный опрос. Работа в парах. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 8 минут | Предложение поработать со словарём, организация выступлений учеников Организация работы с неизвестным текстом Ознакомление с иллюстрациями к рассказу. |
(Приложение 2) . С извозчиком, ямщиком связана дорожная тема: склонность к философствованию, беседы в дороге, русская дорожная песня, тягучая, тоскливая. | Индивидуальная работа. Индивидуальное задание. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений определять и сопоставлять значения слов, умение слушать друг друга. |
III. Изучение нового.
5 минут – самостоятельная работа в парах, | Распределение заданий. Создание проблемной ситуации. Корректировка выполнения задания. | Умение презентовать свою работу. Две группы учеников готовили презентацию по двум русским песням. «Степь да степь», «Извела меня, кручинушка» (Приложение 3) Все работают в парах, ищут ответ на вопрос. Умение работать в группах. Умение выделять в тексте нужную информацию. | Работа в парах. Практический метод. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
V. Актуализация новых знаний. 7 минут | Устанавливает осознанность восприятия. | Умение осмыслить текст, делать вывод, проводить аналогии. Можно ли считать рассказ важным и для нынешнего времени? Мультфильм Натальи Орловой «Кому повем печаль мою?..» Фильм А. Реуцкого «Один». | Фронтальный опрос. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Проявление толерантности |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 3 минуты. | Организует рефлексию. Вывод словами Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя. |
Без этого невозможна жизнь человека. Желание выговориться, поделиться своим горем было всегда, во все времена, но и во все времена было понимание того, что трудно найти участие и понимание и человек вообще изначально одинок. Поэтому-то так необходимо быть неравнодушным в нашей сложной современной жизни. | |||||
VII. Домашнее задание. 2 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. |
Приложение 1
Задание
- Озаглавить, мотивируя выбор названия. ( Грусть, хандра, одиночество)
К. Бальмонт
Внемля ветру, тополь гнётся, с неба дождь осенний льется,
Надо мною раздается мерный стук часов стенных;
Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется,
И из уст невольно рвется монотонный грустный стих;
И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот,
Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.
Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,—
И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут;
Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна,
Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут;
В эту пору непогоды, под унылый плач Природы,
Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.
<1894>
П. Вяземский
Сердца томная забота,
Безымянная печаль!
Я невольно жду чего-то,
Мне чего-то смутно жаль.
Не хочу и не умею
Я развлечь свою хандру:
Я хандру свою лелею,
Как любви своей сестру.
И никто не приголубит,
И ничто не исцелит...
Поглядишь: хандра все любит,
А любовь всегда хандрит.
<1831>
М. Лермонтов
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…
<1830>
Приложение 2
В 1900 году в Петербурге ломовых извозчиков числилось 26485. В 1913 году их число выросло вдвое. Более двухсот тысяч пудовых колес, перескакивая по мостовой с одного гранитного обломка на другой, издавали грохот, который словами не изобразить: где-нибудь на бойкой боковой улице, возле Сенного рынка, у больших мостов, он мог оглушить непривычного человека.
А кроме "ломовиков" с их громадными "качками", с колесами в рост невысокого мужчины, с дугами толщиной в мужскую ногу, с конями-битюгами, важно шествовавшими на мохнатых, обросших по "щеткам" длинной шерстью ногах, -- кроме них в городе (в 1900 году) плелись, неслись, дребезжали еще пятнадцать тысяч "легковых дрожек" -- "ванек". Их доля в общем шуме была сравнительно ничтожной. Но каждый "ванька" похлестывал кнутиком свою лошаденку. В тринадцатом, предвоенном году их было, по моему впечатлению, на глаз не менее двадцати тысяч -- плюс к тем могучим битюгам. И все эти десятки тысяч коней, коняг, кляч, кровных жеребцов оставляли на мостовых следы своего существования. Утром и вечером, днем и до глубокой ночи.
"На биржу тащится извозчик..." А какой? Легковые извозчики в Петербурге до революции, вообще говоря, были трех категорий: "простые", "лихачи" и "ваньки".
Простой "ванька" часами дремал на козлах своей пролетки, там, где -- уже после того, как он заснул, -- остановилась и заснула его "HP" -- "лошадиная сила". Он был одет в "форменный" зипун не зипун, тулуп не тулуп, но и пальто это было невозможно назвать... Армяк, что ли. синего сукна, туго подпоясанный и достигавший по ногам почти до щиколоток. Что под армяком -- бог его знает, а на голове -- устройство, которое я не могу живописать словом: возьмите четвертый том Даля, откройте на слове "шляпа" и увидите там "шляпу кучерскую или прямую"; это оно и есть, типичная, как выражается Владимир Даль, "мужская головная покрышка из твердого припаса".
В этой категории извозчиков опять же были свои верхи и низы. Были осанистые бородачи из деревенских середняков, по-хозяйски топавшие на стоянках вокруг сравнительно нового экипажа могучими ногами в крепких валенках. Такой и пыль с сиденья собьет специальной метелкой из конского длинного волоса, и коня нет-нет да почистит скребничкой, достав её из-под козел.
А были ездившие "от хозяина" заморенные старички, вроде чеховского Ионы. У этих дрожки дребезжали и скрипели на сто голосов; не было ни одной целой медной бляшки на шлее, все половинки; да и ремешки то все связаны веревочками...
Презентация по двум русским песням. «Степь да степь», «Извела меня, кручинушка»
Приложение 4
Работа в парах
- Найти ответ на вопрос.
1) Каким показан пейзаж в рассказе, найдите, отметьте и прочитайте. Какова его роль рассказе?
2) Сколько встреч было у Ионы с людьми? Как они откликнулись на его горе? Найти в тексте ключевые слова, прочитать.
3) Найдите в тексте, как переживает Иона, что гложет его. Прочитайте, выделяя ключевые слова.
4) Какова роль многоточия в рассказе? Литературовед Я. Суходол обращает внимание на то, что в «Тоске « Чехов не ставит точки. Многоточие не только интонационное указание автора. Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушию». Согласны ли вы с этим выводом?
5) Кто ещё из героев рассказа тоскует? Почему Иона рассказывает о своём горе лошади? Ответить, подкрепив рассуждения цитатами из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Презентация к уроку по рассказу А. П. Чехова "Тоска"
Эта презентация сопровождает урок и содержит отрывок из фильма "Карусель", поставленного по мотивам рассказов А. П. Чехова....
Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе
Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...
презентация к рассказу А.П.Чехова "Тоска" ( рассказ читает Р.Стабуров)
Видеоряд для иллюстрирования чтения рассказа А.П.Чехова "Тоска"...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Кому повем печаль мою?
Методическая разработка. Урок литературы в 9 классе по рассказу А.П. Чехова "Тоска"В ходе урока определяется проблематика рассказа, поэтика названия, отрабатывается навык аналитического чтен...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....