Урок литературы в 5 классе. Человек и природа
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предлагаемый урок рекомендуется проводить в 5 классе. Произведения, рассматриваемые на уроке, связаны темой «Взаимоотношения человека и природы». В первом рассказе говорится о бездумном поступке мальчика, приведшем к гибели птички. В стихотворении И. Северянина девочка, наоборот, проявляет деятельное сострадание. А в рассказе Е. Носова мы видим взрослого героя, показывающего пример правильного отношения человека ко всему живому. На уроке используются технологии «чтение с остановками» и «работа с цветом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse._chelovek_i_priroda.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: Человек и природа
Цели: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения,
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение,
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
( Д. Кайгородов, рассказ «Птичка», И.Северянин, стихотворение «В парке плакала девочка», Е.Носов, рассказ «Тридцать зерен» ).
Ход урока.
1. Вступление (учитель): Мир, в котором мы живем, невозможно представить без птиц и зверей. Это нашло отражение в художественной литературе, особенно в книгах для детей. Писатель М.М.Пришвин оставил интересное высказывание : «Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес».
- (Включаем записи звуков леса, птиц , далее разговор пойдет на фоне лесных звуков.)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- (Открываю на доске тему урока )
- Мы прочитаем художественные произведения о птичках. Запишите в столбик слова, которые возникли у вас в памяти в связи со словом «птичка». (Птаха, невеличка, маленькая, хорошенькая, глазки-бусинки и т.д.)
- (Чтение ответов детьми.) Как характеризуют птичку ваши слова? В какое время года птички особенно активны? Давайте прочитаем вместе рассказ Д. Кайгородова «Птичка», написанный в самом начале 20 века.
- ( Текст распечатан на каждую парту и разделен на три смысловые части. Читаем вначале первую часть до слов «Отуманенный внезапно вспыхнувшей охотничьей страстью...»).
- (Словарная работа ведется в течение урока. Заранее подготовленный ученик объясняет значения слов: Святая Троица, обедня, благовест, дрожки, кушак.)
- Назовите ключевые слова 1-й части (праздник, тюльпаны, нарциссы, светлый день, праздничное настроение, пение птиц). Какие краски преобладают? Как бы вы рисовали этот день? (можно заранее положить на столы листы бумаги и цветные карандаши.) (Зелень сада, красные тюльпаны, желтые нарциссы, яркое солнце, птички на ветках).
- Что, по-вашему, произойдет дальше? (Дети высказываются, придумывая продолжение.)
- (Читаем вторую часть рассказа). Какие глаголы передают внезапность действий мальчика - героя рассказа? (Схватил, бросился, сделал.)
- Почему почти в каждом предложении автор употребляет многоточие? А какова роль союза «а»?
- Как изменяются краски дня для мальчика? (Ключевое слово – «кровавый».)
- Осудил ли мальчик свои действия? («Я стоял, как преступник...»)
- Как вы думаете, что сделает мальчик дальше? (Дети высказываются.)
- (Читаем последнюю часть рассказа со слов «Сбегать в угол сада, где стояла моя лопатка...»).
- Назовите все глаголы, характеризующие торопливость, судорожность действий героя рассказа в начале этой части (сбегать, сорвать, положить, опустить). Вы заметили, что все эти глаголы стоят в неопределенной форме? Таким образом автор передает волнение мальчика, для него эта ситуация неожиданная, как будто все происходит не с ним.
- Почему никто не узнал тайны? Почему даже через много-много лет рассказчик помнит случай с птичкой?
- Можно ли сказать, что этот рассказ на тему «Человек и природа»? Какова главная мысль этого небольшого по объему произведения?
2. – А сейчас мы прочитаем стихотворение поэта Серебряного века И. Северянина «В парке плакала девочка». (Можно заранее дать задание ученику подготовить краткое сообщение о поэте).
Перед чтением задаю вопрос классу:
– Название необычное. Как бы вы предположили, почему плакала девочка в парке? (Помните о первом рассказе.)
Выразительное чтение стихотворения ( учитель или заранее подготовленный ученик ).
– Кто хотел бы дружить с этой девочкой? Почему?
– Что вызвало слезы маленькой героини? О чем это нам говорит?
– Как откликнулся отец на добрые чувства дочки?
– Почему поэт так высоко оценил чувства ребенка? (Девочка добрая, у нее чуткое сердце. Добро проявилось в сострадании.)
– Каким взрослым человеком может стать эта девочка? («Грядущие» – высокий стиль, торжественно.)
3. Писатель Ю. Яковлев о героях своих рассказов сказал так : «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». А теперь мы переходим к рассказу, который вы прочитали дома. Герой его – взрослый человек. Это рассказ писателя Е. Носова «Тридцать зерен».
– Перечислите всех, кто действует в рассказе. Обратите внимание на Синичку. Как меняется ее отношение к Человеку, проследите по тексту. (Долго не решалась слететь, схватила, улучив момент, подобрала, робея и тревожно заглядывая, пугаясь, испуганно замирая, прокралась, изумилась, оглянулась и – доверчиво расклевывает.)
– Что помогло Синичке побороть страх?
– Какими красками изображает автор «неведомый» Синичке мир комнаты? ( зелень, цветы, солнце ).
– «...чтобы каждый... положил бы на своем окне по тридцати конопляных зерен...» О чем думал писатель, когда произносил эти слова?
– Как писатель объяснил Синичке, кто такой Человек? В каких значениях употребляется в произведении это слово? Подберите однокоренные слова к слову «человек». (Человечный – «гуманный», т.е. проникнутый любовью и уважением к человеку.)
ИТОГИ: Все мы вместе – человечество. И каждый из нас несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому каждый должен всегда оценивать последствия своих поступков.
В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру или небольшое стихотворение о птицах, о бережном отношении к ним, нарисовать рисунки или предложить другое творческое задание.
При подготовке урока использовала приложение к журналу «Литература в школе» №8 – 2008 год. Там напечатаны рассказ Д. Кайгородова «Птичка» и стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка». Рассказ Е. Носова «Тридцать зерен» есть в сборнике «Вокруг тебя – Мир...» Книга для ученика.6 класс. М., Международная академическая издательская компания «Наука-Интерпериодика», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"
Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"...
Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"
На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением В.П.Астафьева "Белогрудка" и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...
Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа
Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...